Отчет по практике в сети магазинов розничной торговли (ИП Вафин А.С.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Индивидуальный предприниматель Вафин А.С. является владельцем сети магазинов по реализации молочной продукции. На период преддипломной практики было выдано следующее задание:
- дать характеристику предприятия (правовой статус, отраслевая принадлежность, функции и задачи);
- охарактеризовать внутреннюю и внешнюю среду предприятия;
- изучить и обобщить опыт работы предприятия по управлению персоналом;
- ознакомиться с организационной структурой предприятия;

Файлы: 1 файл

Альмира практика.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Магазины оснащены современным торговым оборудованием, которое, в сочетании с предварительной  подготовкой товаров, позволяет  создать технологию, в корне меняющую характер труда работников магазинов. Исключается умственно утомительный и физически тяжёлый труд продавца, а профессия продавца заменяется профессией продавца-консультанта, более глубоко знающего не только товары, но и запросы покупателей и приёмы их обслуживания.

Культура и  имидж предприятия: факторы, которые  создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров.

Корпоративная культура - это некое собрание неких  правил, норм, которые соблюдаются  сотрудниками определенной компании, эти правила определяются, прежде всего, исходя из стратегии фирмы, её "миссии". [14, с.44]

 Корпоративная культура  включает в себя определенные  ценности, социальные нормы, которые  по умолчанию должны соблюдать  все сотрудники компании. Во многих  фирмах существует корпоративный устав, включающий в себя в том числе и нормы корпоративной культуры, который подписывается новыми сотрудниками фирмы.

Понятие корпоративной  культуры включает в себя понятие  корпоративного имиджа, как наиболее существенный свой элемент. Имидж - индивидуальное лицо организации. [14, с.46]

Важно помнить, что имидж - понятие целостное, обращенное как во внешний мир (чем обычно и ограничиваются, говоря об имидже), так и внутрь компании. Имидж предприятия зависит от всего: от того, каким родом деятельности занимается, кто его клиенты, какие люди в нем работают, какие ресурсы имеются, как она хочет выглядеть в глазах окружающих и своих собственных и почему это важно.

Атрибуты имиджа сети магазинов розничной торговли ИП «Вафин А.С.»:

-  вывеска магазинов с эмблемой;

-  сине-желтый цвет вывески и эмблемы;

- слоган («самое  качественное – нашим покупателям»).

Для персонала  рекомендована единая униформа.

Внутренняя среда предприятия является источником его жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность предприятию функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

 

1.2 Система управления  персоналом в сети магазинов розничной торговли ИП «Вафин А.С.»

В сфере малого бизнеса  особая актуальность управленческих аспектов обуславливается тем, что на предприятии  такой формы не всегда возможно применить развернутые системы управления, разработанные на крупных корпорациях с их огромными финансовыми потоками, людскими резервами и запасом прочности по всем параметрам, приходится их подстраивать, где-то сокращать и изменять для адекватного воздействия на небольшой коллектив, где нет иерархии подчинения, удивляющего своими масштабами персоналом производственного процесса, большого числа подразделений и бюджета для достижения конечной цели – увеличения суммы прибыли и расширения сферы деятельности. [9, с.51]

Для всех предприятий - больших, малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг управление людьми имеет важное значение. Без людей нет предприятия, поэтому несомненно, что организация управления трудовыми ресурсами и организация труда является одним из важнейших факторов в коммерческой деятельности предприятия.

Специфика малого предприятия, в частности индивидуального предпринимателя, для эффективности его деятельности требует умелого и тонкого подхода при установлении определенной системы управления персоналом и зависит от выбора вариантов построения системы управления персоналом, познания механизма его функционирования, выбора оптимальных технологий и методов работы с людьми.

Под организационной  структурой понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и

информации. [9, с.87]

Малое предпринимательство отличается отсутствием многоуровневой организационной структуры. Индивидуальный предприниматель самостоятельно определяет структуру управления и затраты на их содержание. Организационная структура ИП «Вафин А.С.» представлена в Приложении А и является довольно простой в связи с малыми ее размерами и относительно небольшим количеством персонала. Возглавляет предприятие директор (предприниматель). Всего численность составляет 16 человек: бухгалтер, 3 администратора, 6 кассиров и 6 продавцов. Такая структура позволяет директору оперативно управлять работой своего предприятия и находиться в курсе событий.

В обязанности  директора входят представительские  функции и функции контроля за деятельностью своих подчинённых. Все сделки осуществляются директором. Директор издает приказы по предприятию в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников, осуществляет экономическое планирование.

Главный бухгалтер  − лицо, которое ведёт бухгалтерский  учёт и отчетность в ИП «Вафин А.С.»: выполняет расчетные работы; оформляет необходимую документацию; следит за точностью и своевременностью расчетов с потребителями, поставщиками и органами налогового контроля; принимает  участие в планировании в области налоговой и ценовой политики предприятия.

Администратор - специалист по управлению обращением товаров, организует работу в магазине, руководит производственной деятельностью групп сотрудников магазина.

Кассир - должностное  лицо, заведующее кассой, занимающееся выдачей и приемом денег.

Продавцы – должностные лица, продающие продукцию, отвечающие за порядок в торговом зале, выкладку и учёт продукции.

В ИП «Вафин А.С.» используется линейная организационная структура. Достоинство этой структуры заключается в том, что в организации присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех подразделений, в то же время эта структура проста и экономична.

Методы управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией. Можно выделить следующие основные виды методов управления: экономические, организационно-распорядительные, правовые и социально-психологические.

Экономические методы управления в ИП «Вафин А.С.» представляют собой воздействие на работников в целях обеспечения наибольшей экономической эффективности деятельности предприятия с наименьшими затратами. Это выступает в виде материального стимулирования в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда, а также в виде экономического планирования деятельности предприятия.

Организационно-распорядительные методы управления представляют собой комплекс мер административного воздействия на работников предприятия для исполнения закрепленных за ним трудовых функций. Это осуществляется при помощи письменных и устных приказов и распоряжений.

К социально-психологическим  методам можно отнести благоприятный социально-психологический климат в коллективе, что определяется его малочисленностью и сплоченностью. Работники, чьи личностные качества не устраивают остальных, обычно надолго не задерживаются. На рассматриваемом предприятии коллектив формируется в основном  за счет родственных связей, знакомых.

 

1.3 Правовое пространство и организация делопроизводства в сети магазинов розничной торговли ИП «Вафин А.С.»

Под правовым пространством  следует понимать всю совокупность норм правовой  системы, действующих в организации и влияющих на её деятельность в целом. [12, с.46]

Особенностью  является нестабильность нормативно-правовой и организационной основы функционирования малого предпринимательства и даже отсутствие регламентации деятельности. Предприниматель ориентируется на существующие законодательные акты Российской Федерации, такие как - Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации. Основной правовой документ, в котором регламентированы трудовые отношения работодателя и работника малого предпринимательства, это  - Трудовой кодекс Российской Федерации, где сказано,  что: «срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя, либо по инициативе работника с лицами, поступающими на работу в организации - субъекты малого предпринимательства с численностью до 35 работников (в организации розничной торговли и бытового обслуживании — до 20 работников), а также к работодателям — физическим лицам». [3, ст.59]

Трудовой кодекс Российской Федерации предписывает обязательность документирования трудовых отношений между работодателем и работником. [3, ст.66, 67, 68] Наглядным показателем регламентирования трудовых отношений у работодателя является комплекс кадровой документации, отражающей наличие и движение персонала.

 Предприятия малого предпринимательства, как правило, отличают формализованный принцип оформления трудовых отношений, что создает ситуацию социальной незащищенности персонала. Рассматриваемое нами предприятие отличает неформальный тип оформления отношений, что, по нашему мнению, скорее важно для самого предпринимателя для того, чтобы обезопасить, прежде всего, себя при возникновении конфликтных ситуаций с работниками. Кадровая документация может быть использована как письменное доказательство при судебном разбирательстве и основная цель ведения кадровых документов на предприятии - это придать прозрачность трудовым отношениям.

Деятельность  предпринимателя ИП «Вафин А.С.»  характеризуется  единоличным принятием  решений. На всех работающих им оформляются  трудовые договора, имеются должностные инструкции, при необходимости заполняются трудовые книжки. (см. Приложение Б, В). Трудовой кодекс РФ не предусматривает обязательность ведения личных дел работающих. У ИП «Вафин А.С.»  на работников заведены личные дела, включающие в себя заявления, трудовой договор, приказ о приеме на работу, копию паспорта, копии документов о специальном образовании при наличии, копию медицинской книжки. Согласно, Трудового кодекса РФ на сегодняшний день индивидуальные предприниматели должны иметь у себя локальные акты, регулирующие трудовые отношения. [3, с.16]. Среди обязательных локальных нормативных актов у предпринимателя можно отметить наличие штатного расписания, правил внутреннего трудового распорядка, инструкцию по безопасности труда.

 

 

 

Глава 2 Технологии управления и развития персонала в сети магазинов розничной торговли ИП «Вафин А.С.»

2.1 Подбор и адаптация персонала

Подбор персонала  – установление идентичности характеристик  работника и требований организации, должности. [5, с.58]

Отбор персонала  – оценка кандидатов на вакантные  должности или рабочие места. [5, с.57]

Найм персонала  является заключительной фазой поиска и отбора персонала. В процессе найма  происходит окончательное выяснение  предстоящих отношений между  работодателем и наёмным работником. Оно предполагает строгое соблюдение законов РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных и других актов, касающихся трудовых отношений. [12, с.55] 

Индивидуальный  предприниматель единолично принимает решения по вопросам управления персоналом. ИП «Вафин А.С.» осуществляет формирование кадрового состава, куда входят вопросы подбора, отбора, введения в должность, увольнения, сокращения, расстановки кадров, распределения и перераспределения обязанностей и перемещения работников. Он разрабатывает методы отбора и систему квалификационных требований к принимаемым работникам.

Подбор персонала  очень ответственный этап для  маленького предприятия, т.к. ошибка в подборе нужных работников обычно обходится очень дорого. В ИП «Вафин А.С.» самый распространенный метод набора персонала – индивидуальный: по рекомендациям, через знакомых. Это диктует также специфика малого предприятия, когда предпринимателю сложно скрыть от персонала сведения о методах работы и отношениях с клиентами и государственными структурами. Эта информированность ставит работодателя в зависимость от работника и, тем самым, вынуждает вести поиск персонала среди родственников, личных знакомых или по рекомендации проверенных людей. Но, тем не менее, при отборе персонала предприниматель лично беседует с каждым претендентом на ту или иную должность. Так как работник устраивается по рекомендации знакомых и родственников, которые берут на себя за него ответственность, то также не возникает необходимости в проведении, например, тестирования при принятии на работу.

При принятии положительного решения о принятии проводится традиционная процедура просмотра имеющихся у кандидата документов и их оформление. Остальные методы подбора персонала Вафиным А.С., как правило, не используются за ненадобностью. Нужно отметить, что коллектив постоянный, текучести не наблюдается, за исключением ухода в декретный отпуск.

Адаптация персонала  – это подключение сотрудника к рабочему процессу. Различают разные виды адаптации: психофизиологическая, профессиональная, социально-организационная и социально-психологическая. [9, с.23]

При принятии положительного решения о  приеме на работу ИП «Вафин А.С.» сразу разъясняет некоторые специфические особенности и правила, существующие на предприятии:

  1. каковы основные требования, предъявляемые к работнику, критерии оценки производительности его труда и связанная с ними оплата (санкции);
  2. кто определяет, каким образом должна быть обеспечена требуемая производительность и качество труда;
  3. откуда и какую помощь можно ему ожидать;
  4. каковы важнейшие негласные нормы, касающиеся работы 
    и межличностных отношений работников;
  5. что требуется для успешной работы на предприятии и что 
    ценится здесь как достоинство, какие люди чаще других вызывают уважение;
  6. что считается серьезным просчетом в работе, какие ошибки 
    не прощаются;
  7. каким основным правилам должен следовать каждый сотрудник предприятия (стиль одежды, о чем не принято говорить 
    и чего не следует делать и т. п.).

Это является подготовительным этапом в  процессе адаптации нового работника. Коллектив предприятия довольно небольшой, поэтому адаптация нового работника проходит безболезненно. Например, в каждом магазине индивидуального предпринимателя имеется администратор, две должности продавцов и кассиров. Администратор представляет нового работника, знакомит с условиями работы, проводит инструктаж по пожарной безопасности и техники безопасности. Работа сменная. При принятии нового продавца происходит процесс обучения на месте другим продавцом. При отдаленности магазинов друг от друга нет возможности знакомства со всем коллективом. Как было сказано выше, прием новых работников осуществляется только через знакомых и родственников, поэтому конфликтов между персоналом, как правило, не возникает. Адаптация считается успешной, если работник правильно понимает и выполняет свои должностные обязанности, чувствует свою причастность к делам предприятия и личную заинтересованность в улучшении дел на предприятии.

Информация о работе Отчет по практике в сети магазинов розничной торговли (ИП Вафин А.С.)