Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 20:49, отчет по практике
Прохождение преддипломной практики проводилось ЗАО Торговый Дом Перекрёсток "Пятерочка". В ходе прохождения практики были пройдены такие основные этапы как:
получение пропусков, инструктаж по технике безопасности, получение индивидуального задания;
ознакомление с инструктивным материалом, отделами предприятия.
сбор материалов, предусмотренных заданием по практике;
Конкуренция между сетями будет ужесточаться, способствуя развитию как сетей, так и розницы в целом. Сегодня очевидно соперничество двух крупных отечественных сетей – X5 Retail Group и «Магнит». Первая делает ставку на рост через M&A (слияние и поглощение), вторая – на органический рост. В определенный период Х5 Retail Group опережала «Магнит» по динамике и объему выручки, «Магнит» имел более высокие показатели эффективности. Однако в 2012 г. темп роста выручки Х5 Retail по сравнению с 2013 г. сократился на 0,1%, а у «Магнита» вырос на 23,9%, прибыль X5 Retail Group «упала» на 20,6%, а у Магнита выросла в 2,4 раза.
В стратегиях современных российских ритейлеров определились следующие общие направления деятельности: оптимизация ассортимента товаров, исключение низкодоходных товаров; сокращение численности персонала; закрытие нерентабельных магазинов; снижение арендных ставок; сокращение расходов на рекламу; минимизация расходов на складскую логистику; сокращение числа новых магазинов и в ближайшей перспективе, отказ от региональной экспансии.
Не все ритейлеры сворачивают» программу региональной экспансии. Розничная торговля постепенно перемещается из крупных городов в более мелкие, из центральных регионов, которые уже хорошо освоены, в другие регионы. Причин здесь несколько: проблемы с доставкой, отсутствие подходящей недвижимости, невысокая покупательная способность населения. Не случайно на пять крупнейших российских ритейлеров приходится 18% рынка, тогда как в развитых странах, таких как Англия и Германия, – более 60%.
В разрезе федеральных округов РФ Москва, Уральский и Центральный федеральные округа являются лидерами по привлекательности и географической экспансии для розничной торговли (рис.2 ). Некоторые продуктовые ритейлеры «осваивают» регионы, где профилируют открытые рынки, разрозненные магазины, планируя наращивать торговые и складские мощности.
Рис. 2. Географическая экспансия продуктового ритейла в федеральных округах Российской Федерации
Наименее привлекательным для ритейлеров являются регионы Дальневосточного федерального округа, что обусловлено низкой плотностью и покупательной способностью населения, отсутствием подходящей недвижимости и распределительных центров, а также проблемами, которые связаны с удаленностью дальневосточных регионов от Центра. В связи с этим торговые розничные сети вынуждены решать проблемы закупочной, транспортной и сбытовой логистики. Для продуктовых сетей это очень актуальные вопросы, поскольку сроки хранения у продовольственных товаров очень ограничены.
Согласно прогнозам, в 2015 г. в России ожидается снижение потребительских расходов с 6,9% до 4,2%, в связи с чем изменится отношение потребителей к покупкам со скидками, усилится склонность населения к сбережениям, а продуктовый ритейл перейдет в стадию более «рациональных покупок», которая, возможно, изменит ситуацию в мелкой рознице.
Анализ потребителей показал следующий результат.
Таблица7
Распределение доли конкурентов
Организация |
Доля, % |
Магнит |
40 |
Пятерочка |
35 |
Дикси |
25 |
Наглядно полученные результаты представим на рисунке 3.
Рис. 3. Распределение доли конкурентов
Анализ показал, что лидером в городе Коломна является Магнит
Потребителями данной организации являются 40% опрошенных. На втором месте находится Пятерочка – покупателями являются 35% опрошенных. Дикси отстает от Пятерочка на 10%, его покупателями оказались 25% опрошенных. Далее проанализируем уверенность покупателей и возможность их перехода к конкуренту.
Таблица 4
Анализ предпочтений потребителей
Вопрос |
Ответ |
Устраивает ли Вас магазин, в который Вы ходите? |
Да, полностью – 10% Вполне устраивает – 28% Устраивает, но есть недостатки – 30% Не очень устраивает – 15% Не устраивает– 17% |
Анализ показал, что 32% опрошенных высказывают не слишком хорошие отзывы о магазинах. 17% из них намереваются обслуживаться у других фирм, что в свою очередь дает Пятерочке возможность расширить рынок сбыта и привлечь к себе данную часть покупателей.
Для этого Пятерочке необходимо провести ряд мероприятий по привлечению клиентов и создать конкурентоспособную позицию в городе Коломна и районе, что подтверждает важность и актуальность предлагаемого проекта.
Результаты деятельности предприятия в значительной степени определяются внешней его средой. Поэтому необходимы знания этой среды, и умение реагировать на ее изменения и воздействия на внутренние структуры предприятия. Само же предприятие, как открытая система, зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поэтому предприятия вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность и конкурентоспособность.
Понятие окружающей (внешней) среды является одним из ключевых понятий маркетинга. Окружающая маркетинговая среда представляет собой совокупность субъектов и сил (факторов), активно действующих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга. Многочисленные факторы внешнего окружения влияют на деятельность предприятия с разной степенью интенсивности.
Факторы внешней среды подразделяются на: факторы макро- и микросреды. Внешняя микросреда представлена силами, имеющим непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры. К факторам микросреды предприятия относятся: покупатели, поставщики, конкуренты, посредники, контактные аудитории, собственники и инвесторы. Важнейшими элементами микросреды магазина «ПЯТЕРОЧКА» являются покупатели, поставщики, посредники и конкуренты.
Покупатели. При работе на рынке предприятие должно ориентироваться на однородную группу потребителей (целевой сегмент), в соответствии с потребностями которой формируется ассортимент товаров, предлагается необходимый уровень обслуживания, ценовая и коммуникативная политика».
Наблюдения непосредственно самой организации показывают, что ее магазины посещают, в основном, люди рабочих профессий. И это не случайно, поскольку магазины «ПЯТЕРОЧКА» расположены в «спальных» районах. Любое предприятие в своей деятельности сталкивается с различными конкурентами. Сеть «ПЯТЕРОЧКА», будучи специализированной организацией по продаже продовольственных товаров, безусловно не исключение.
Сеть магазинов «ПЯТЕРОЧКА» работает со многими предприятиями-поставщиками. Все изменения в деятельности поставщиков могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность магазинов «ПЯТЕРОЧКА». Необходимо внимательно следить за ценами на предметы снабжения, поскольку высокие отпускные цены могут сократить заказы. В виду этого, недостаточный заказ товаров может нарушить график поставок и график отгрузки продукции. В краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта, а в долгосрочном – организация подорвет свое расположение со стороны клиентуры. Чтобы провести сравнение, количество поставщиков сети «ПЯТЕРОЧКА» приняли за 100%.
Посредники – фирмы или отдельные физические лица, которые помогают предприятиям продвигать, доставлять потребителям и продавать их продукты.
У сети «ПЯТЕРОЧКА» существует налаженная система связей. Связи с поставщиками и посредниками постоянно контролируются и анализируются, в случае изменения условий договоров или невыполнения обязательств, предприятие прекращает работу с «неугодными».
Внешняя среда, в которой действует фирма, либо открывает новые возможности, либо грозит фирме опасностями. Эти силы представляют собой не поддающиеся контролю факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и адаптироваться к их изменению.
В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению «матрицы SWOT-анализа».
В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы. Рассмотрим на примере таблицы 5 сильные и слабые стороны ЗАО ТД «Пятерочка».
Таблица 5
Сильные и слабые стороны ЗАО ТД «Пятерочка»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Солидный имидж |
Высокая цена на услуги |
Большой охват территории |
Отсутствие инноваций |
Высокое качество продукции |
|
Большой ассортимент услуг |
Теперь в таблице 6 представим возможности, а в таблице 7 угрозы для предприятия.
Таблица 6
Оценка возможностей ЗАО ТД «Пятерочка»
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние | |
Высокая вероятность |
|||
Средняя вероятность |
выход на рынок нового поставщика материалов |
||
Низкая вероятность |
Рост цен у основных конкурентов |
Заключение договора на поставку продукции со скидкой |
Таблица 7
Оценка угроз ЗАО ТД «Пятерочка»
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» | |
Высокая вероятность |
Выход на рынок крупной организации |
|||
Средняя вероятность |
Снижение цены у основных конкурентов |
Снижение покупательской способности | ||
Низкая вероятность |
После изучения всех сильных и слабых сторон предприятия, а так же основных его возможностей и угроз перейдем к их сопоставлению.
Для этого заполним таблицу 8.
Таблица 8
Сопоставление сильных и слабых сторон ЗАО ТД «Пятерочка» с его возможностями и угрозами.
Благоприятные возможности |
Угрозы | |||||
Выход на рынок нового поставщика |
Рост цен у основных конкурентов |
Предоставление скидки |
Выход на рынок крупной организации |
Снижение покупательской способности населения |
Снижение цены у основных конкурентов | |
Сильные стороны | ||||||
Солидный имидж |
Большая вероятность того, что новый поставщик будет охотно работать с нашей организацией. |
Рост цен у основных конкурентов при условии, что у нас они остаются на прежнем уровне повышает конкурентоспособность нашего предприятия |
Солидный имидж организации позволит заключать более выгодные условия контрактов на поставку продукции, что позволит снизить цену на товар |
Благоприятный имидж организации позволит поддержать конкурентоспособность перед новым конкурентом |
При снижении покупательской способности населения благоприятный имидж поможет поддержать конкурентоспособность предприятия |
Солидный имидж организации поможет удержать основных поставщиков и клиентов |
Большой охват территории |
Большой охват территории привлечет нового поставщика именно к нашей организации |
Большой охват территории повышает конкурентоспособность нашего предприятия. Рос цен у основных конкурентов снижает их конкурентоспособность, следовательно наше предприятия в данном случае получает дополнительные преимущества. |
Большой охват территории позволит с большей вероятностью заключить с поставщиками выгодные контракты |
Большой охват территории так дают значительные преимущества перед новым, еще не окрепшим на рынке конкурентом |
Большой охват территории позволит удержать спрос на услуги предприятия |
Большой охват территории позволит сохранить большую часть клиентов и покупателей. |
Высокое качество продукции |
высокое качество предлагаемых услуг придает большую привлекательность для нового поставщика, который желает сотрудничать только с серьезными организациями |
Высокое качество услуг при более низких ценах добавляет нам конкурентные преимущества |
Позволяет поставщикам продукции с большим уважением относиться к нашей организацией и больше доверять ей, что может сыграть большую роль при заключении выгодных для нас договоров |
Постоянные клиенты организации, знающие о высоком качестве предлагаемых услуг будут охотнее покупать в нашей организации, нежели в новой, о которой они ничего не знают |
Высокое качество позволит удержать основную часть покупателей |
Высокое качество даже при более высоких ценах позволит удержать пользователей услуг |
Слабые стороны | ||||||
Высокая цена на предлагаемые услуги |
Высокая цена на предлагаемые услуги может отпугнуть нового клиента. |
Данные факторы могут насторожить потенциальных клиентов и поставщиков и заставить их отказать нам в предоставлении выгодных контрактов и скидок на продукцию. Необходимо убедить поставщиков, что предоставление скидки приведет к снижению цен на предоставляемые товары, а следовательно и к увеличению товарооборота и привлечению новых покупателей. |
если у нового конкурента цены будут значительно ниже, это может привести к потере значительной части клиентов |
Данный фактор очень сильно может ударить по конкурентоспособности предприятия. Для снижения удара необходимо найти способы снижения цены на предлагаемые услуги. |
Для снижения влияния данного фактора необходимо разработать меры по снижению цены, иначе предприятие рескует потерять очень значительную часть поставщиков и клиентов и оказаться в тяжелом положении | |
Отсутствие инноваций |
Может отпугнуть нового клиента и заставить его сотрудничать с более современными организациями, так как отсутствие инноваций приводит к более низкому спросу на услуги |
данный фактор может привести к потере части покупателей с большим достатком, которым не сильно важна цена |
Отсутствие инноваций может так же привести к потере большой части клиентов |
Данный фактор не сильно повлияет на спрос на предоставляемые услуги, так как не зависят от покупательской способности населения. Единственное, что можно предложить, это попытку снижения влияния данных слабых сторон для привлечения новых клиентов. |
При модернизации предприятия оно получает дополнительных клиентов и это позволяет ему справиться с данным неблагоприятным фактором |
Информация о работе Отчет по практике в ЗАО Торговый Дом Перекрёсток "Пятерочка"