Отчет по практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:31, отчет по практике

Описание работы

Целью прохождения преддипломной практики было ознакомление с финансово-хозяйственной, коммерческой деятельностью предприятия с процессом управления закупочной деятельностью предприятия, а также закрепление на практике знаний по менеджменту, финансам, анализу хозяйственной деятельности.
Среди задач прохождения практики были ознакомление с организацией, с организационной структурой предприятия, анализ коммерческой деятельности предприятия и его финансового состояния, анализ закупочной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение _______________________________________________________________3
1. Уставные сведения о предприятии _______________________________________4
2. Характеристика организационной структуры предприятия___________________5
3. Описание технологического процесса оказания услуг_______________________7
4. Анализ ассортимента оказываемых услуг _________________________________9
5. Анализ маркетинговой деятельности предприятия_________________________11
6. Анализ основных показателей эффективности деятельности предприятия_____13
7. Характеристика конкуренции на конкретном сегменте рынка________________31
8. Характеристика системы управления предприятием _______________________33
9. SWOT – анализ организации____________________________________________35
10. Организация охраны труда и техники безопасности_______________________36
Заключение ___________________________________________________________37
Список использованной литературы_______________________________________38

Файлы: 1 файл

Практика.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Важным моментом управления товарооборота  оптового предприятия является его  экономический анализ.

Анализ оптового товарооборота предприятия в рыночной системе должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура товарооборота; в какие регионы реализуются товары; каково соотношение складских и транзитных продаж; каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; кто является поставщиками оптового предприятия и каковы объемы поставок. Анализ оптового оборота включает три раздела:

    • анализ объема и структуры оборота;
    • анализ оптовых закупок (поступление товаров);
    • анализ товарных запасов.

Как отмечалось раннее, кроме показателя оптового товарооборота, который имеет  особое значение и специфику в  систему показателей деятельности оптового предприятия входят: валовой  доход, издержки обращения, прибыль. [19, с. 26]

Сумма доходов торгового предприятия, полученная из всех источников и по всем видам хозяйственных операций образует его валовой доход. Валовой  доход оптового предприятия включает следующие основные группы доходов: доходы от реализации товаров и платных торговых услуг – являются основным видом доходов предприятия оптовой торговли, непосредственно связанных с отраслевой спецификой его деятельности. Источником формирования доходов от реализации товаров является торговая наценка, выступающая как разница между продажной и покупной ценой реализуемых товаров.

Совокупность доходов от реализации товаров и платных торговых услуг  формирует на торговом предприятии  валовой доход от торговой деятельности.

    • Доходы от реализации продукции неторговой деятельности формируются за счет реализации товаров, работ, услуг вспомогательных и обслуживающих производств оптового предприятия.
    • Доходы от реализации другого имущества формируются за счет выручки от продажи отдельных видов основных фондов, нематериальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей и других видов материальных и финансовых активов оптового предприятия.
    • Доходы от внереализационных операций формируются за счет поступления средств, не связанных непосредственно с реализацией товаров и платных торговых услуг, другой продукции или имущества торгового предприятия: доходы от паевого участия данного предприятия в деятельности других предприятий, доходы от ценных бумаг и другие.

Основу формирования валового дохода торговых предприятий, составляют доходы от торговой деятельности, поэтому в процессе управления доходами на предприятии им отводится главная роль. [33, с. 83]

Доходы от реализации товаров выражаются следующими основными показателями:

    • Суммой дохода от реализации товаров – она характеризует общий размер торговых надбавок, полученных в процессе реализации товаров в определенном периоде;
    • Уровнем доходов от реализации товаров – он определяется по формуле (1. 1):

 

Уд = Др * 100 / Р (1. 1)

 

Где: Уд – уровень доходов от реализации товаров, %;

Др – общая сумма доходов от реализации товаров в определенном периоде;

Р – общий объем реализации товаров  в этом же периоде (товарооборот);

    • Средним уровнем торговой надбавки – он определяется по формуле (1. 2):

 

 Утн = Др * 100 / (Р - Др) (1. 2)

 

Где: Утн – средний уровень  торговой надбавки, %.

Процесс движения товаров от производства до потребителя связан с различными затратами живого и общественного  труда, представляющие собой издержки обращения.

Издержки обращения представлены системой следующих показателей:

    • Абсолютная сумма издержек обращения;
    • Относительный уровень издержек обращения, который рассчитывается по следующей формуле:

 

Уио = Σ ИО / Р * 100 % , (1. 3)

 

Где: Уио – относительный уровень  издержек обращения, %;

Σ ИО – абсолютная сумма издержек обращения за определенный период времени;

Р – товарооборот оптового предприятия  за тот же период времени.

В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с  целью получения максимальной прибыли  для удовлетворения материальных и  социальных потребностей работников и развития предприятия.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной  деятельности оптового предприятия. Однако финансовым результатом может выступать  не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополученных доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса.

В упрощенном виде прибыль – разница  между валовым доходом и издержками обращения. [28, с. 175]

Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия.

При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых  является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования оптового предприятия (товарооборот, собственный капитал, валовой доход, издержки обращения, основные фонды и другие показатели).

Наряду с показателями товарооборота капитала основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности применяются и другие показатели: торговая площадь, численность персонала, издержки обращения, каждый из которых подчеркивает предельный аспект результатов деятельности торгового предприятия.

Таким образом, представляет интерес изучение и анализ показателей  на конкретном предприятии и сопоставление  полученных результатов с тенденциями, сложившимися в отрасли оптовой  торговли. [5, с. 45]

 

7.ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНЦИИ НА КОНКРЕТНОМ СЕГМЕНТЕ РЫНКА

 

 

В сфере торговли предприятия, как  правило, малые и средние, крупные  встречаются крайне редко. Предприятий  этих достаточно много, а значит, потребитель  имеет возможность выбирать, поэтому  конкурентные отношения являются достаточно развитыми в данной отрасли.

По степени интенсивности конкуренция  может быть:

  • привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
  • умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
  • ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;
  • ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.

Формы конкуренции, характерные для  предприятий торговли1:

  • предметная – конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
  • функциональная – конкуренция между товарами (объектами)-заменителями.

Различают следующие методы конкуренции, используемые предприятиями торговли:

  • на основе критерия повышения качества товара (неценовая);
  • на основе критерия повышения качества сервиса товара;
  • на основе снижения цены (ценовая);
  • на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Выделяются три типа конкуренции: креативный, приспособленческий и обеспечивающий. При первом типе конкуренции –  креативном – конкуренты направляют всю свою мощь и творческую энергию на создание каких-либо новых компонентов рынка, обеспечивающих им превосходство над соперниками (новые товары, новые технологии, новые формы распределения, рекламы и сбыта). Этот тип конкуренции самый творческий и созидательный. Именно он лежит в основе совершенной конкуренции.

Приспособленческая конкуренция  проявляется в копировании достижений своих соперников, но в более короткие сроки. Часто только одно слово, схема  или расчет подсказывают конкуренту, более подготовленному, наилучшее решение проблемы.

Обеспечивающая конкуренция выражается в стремлении предпринимателя сохранить  на длительную перспективу достигнутые  высокие позиции на рынке, например, за счет повышения качества продукции, изменения его ассортимента, дополнительного послепродажного обслуживания и т.д.

Рынок – общественный институт, сводящий вместе продавца и покупателя для  совершения ими сделки купли-продажи  определенного товара или услуги.2

Различают совершенный и несовершенный  рынок.

Совершенный рынок (конкуренция) – это свободное соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.

Несовершенный рынок (конкуренция) –  это ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на их цену.

Существуют следующие основные модели несовершенных рынков: монополия, монополистическая конкуренция  и олигополия. Для предприятий  торговли наиболее характерен такой  вид рынка, как монополистическая  конкуренция, совершенная конкуренция. Это связано с тем, что продавцов, как правило, достаточно много, издержки функционирования предприятия не слишком велики, продукт дифференцирован и имеет заменители.  
8. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

 

Понятие конкурентоспособности трактуется в литературе весьма неоднозначно. В общем виде конкурентоспособность фирмы может быть определена как ее сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами.

Наиболее значительными  были исследования М. Портера, разработавшего теорию конкурентного преимущества. М. Портер подробно анализирует различные  подходы к объяснению причин конкурентоспособности  отдельных фирм и национальной экономики  страны. Он приходит к выводу, что конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынке во многом зависит от факторов, сформировавшихся в стране базирования фирмы.

Рассматривая такие  факторы как наличие рабочей  силы, обилие природных ресурсов, протекционистская политика правительства, различия в практике управления фирмами и др., Портер пришел к выводу, что ни один из них, взятый в отдельности, не позволяет достаточно убедительно ответить на вопрос, что же именно определяет успех или неуспех фирмы в конкуренции.

Отвечая на этот вопрос, он исходит из основополагающего  принципа - конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Принцип справедлив как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне экономики страны в целом. Исходя из него, можно утверждать, что для обеспечения конкурентоспособности фирма должна постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в ее распоряжении ресурсов, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов [10,11]. При этом конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы [6]. Это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть обнаружена (оценена) только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих товары-субституты. Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное, которое определяется, как способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией.

В целом все деловые  стратегии сводятся к достижению конкурентного (стратегического) преимущества, которое должно быть таким, чтобы его можно было использовать как можно дольше. Функция конкурентного преимущества - обеспечение доходов, превышающих среднеотраслевой уровень, а также завоевание прочных позиций на рынке [1].

Наиболее сложным является оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами. При этом возникает несколько проблем:

1) Выбор базовых объектов  сравнения, т. е. выбор фирмы-лидера  в отрасли страны или за  ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать определенными параметрами, чтобы такое сравнение было корректным. К таким параметрам относятся:

- соизмеримость характеристик  выпускаемой продукции по идентичности  потребностей, удовлетворяемых с  ее помощью; 

- соизмеримость сегментов  рынка, для которых предназначена  выпускаемая продукция; 

- соизмеримость фазы  жизненного цикла, в которой  функционирует фирма. 

2) Выбор критериев  продуктивности использования ресурсов  фирмы. 

Продуктивность использования  ресурсов предполагает наибольшую отдачу, наибольший результат, приходящийся на единицу совокупных ресурсов, которыми располагает фирма. Таким показателем обычно служит рентабельность производства. На начальных стадиях жизненного цикла фирма может функционировать по принципу «безубыточности» или расширении доли рынка. Рентабельность производства может и не проявляться в чистом виде, а степень конкурентоспособности будет выражаться, например, в формировании благоприятного образа фирмы в глазах общественности и групп стратегического влияния.

Информация о работе Отчет по практике