Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 09:33, отчет по практике
Цель производственной практики заключается в формировании полноценного представления об организации, структуре и деятельности кредитного учреждения, получении практических навыков работы в отделе потребительского кредитование, сбор материала для написания работы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика деятельности ОАО «ОТП Банк»…………………….5
1.1. Краткая характеристика и виды деятельности
ОАО «ОТП Банк»…………………………………………………....5
1.2. Организационная структура и правление Банка…………………..9
1.3. Нормативная база, регламентирующая деятельность Банка……11
Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «ОТП Банк»…………………14
2.1. Анализ основных финансовых показателей деятельности Банка...14
2.1.1. Анализ и управление активами Банка……………………...15
2.1.2. Анализ и управление капиталом Банка………………….....17
2.1.3. Анализ и управление прибылью и рентабельностью
Банка………………………………………………………………...21
2.1.4. Анализ и управление рисками Банка………………………24
2.2. Анализ кредитного портфеля ОАО «ОТП Банк»…………………..30
Глава 3. Пути улучшения деятельности ОАО «ОТП Банк»…………………..39
3.1. Мероприятия по улучшению показателей Банка по
направлениям деятельности……………………………………………...39
3.2. Управление рисками кредитного портфеля при помощи
сценарного анализа………………………………………………………42
3.3. Пути улучшения методов кредитного
обслуживания населения………………………………………………...57
Заключение……………………………………………………………………….64
Список использованной литературы…………………………………………...66
Приложения…………………………………………
В первом стресс – сценарии предусматривается снижение удельного веса кредитов заемщика класса «А» на 8,3 %, класса «В» на 17,9%, увеличение удельного веса кредитов заемщика класса «D» на 166%, класса «Е» на 500%, удельный вес кредитов заемщикам класса «С» остался неизменным.
Таблица 12.
Стресс – сценарий № 2.
Класс заемщика | Удельный вес | Кредитный портфель определенного класса, млн. руб. | Вероятность возврата | Кредитный портфель опр.класса с учетом риска | Ставка кредитования,% | Доход с учетом риска | Размер начисляемых резервов,% | Размер начисляемых резервов | Затраты на резервирование,% | Затраты на резервирование |
А | 0,60 | 34412210 | 0,85 | 29250378 | 19 | 5557571,8 | 1 | 344122,1 | 15 | 51618,3 |
В | 0,28 | 16059031 | 0,8 | 12847224 | 19 | 2440972,6 | 5 | 802951,6 | 15 | 120442,7 |
С | 0,08 | 4588294,7 | 0,6 | 2752976,8 | 19 | 523065,6 | 20 | 917658,9 | 15 | 137648,8 |
D | 0,03 | 1720610,5 | 0,4 | 688244,2 | 19 | 130766,4 | 50 | 860305,3 | 15 | 129045,8 |
Е | 0,01 | 573536,84 | 0,1 | 57353,7 | 19 | 10897,2 | 100 | 573536,84 | 15 | 86030,5 |
Всего | 57353684 | 45596176,7 | 8192273,6 | 3498574,7 | 524786,1 | |||||
Доход с учетом риска, % | 14,28 % | |||||||||
Доход с учетом риска и затрат на резервирование, % | 13,37 % |
Во втором стресс – сценарии предполагается увеличение рискованности кредитного портфеля и, соответственно, снижение по всем классам вероятности возвращения кредитных средств в среднем на 5%. При таком увеличении рискованности, кредитный портфель становится убыточным, доход с учетом риска и затрат на резервирование составляет 13,37 % годовых, что меньше точки безубыточности (15% годовых).
Таблица 13.
Стресс – сценарий № 3.
Класс заемщика | Удельный вес | Кредитный портфель определенного класса, млн. руб. | Вероятность возврата | Кредитный портфель опр.класса с учетом риска | Ставка кредитования,% | Доход с учетом риска | Размер начисляемых резервов,% | Размер начисляемых резервов | Затраты на резервирование,% | Затраты на резервирование |
А | 0,58 | 33265136,7 | 0,90 | 29938623 | 19 | 5688338,4 | 1 | 332651,4 | 15 | 49897,7 |
В | 0,26 | 14911957,8 | 0,85 | 12675164 | 19 | 2408281,2 | 5 | 745597,9 | 15 | 111839,7 |
С | 0,08 | 4588294,7 | 0,65 | 2982391,6 | 19 | 566654,4 | 20 | 917658,9 | 15 | 137648,8 |
D | 0,05 | 2867684,2 | 0,55 | 1577226,3 | 19 | 299673 | 50 | 1433842 | 15 | 215076,3 |
Е | 0,03 | 1720610,5 | 0,15 | 258091,6 | 19 | 49037,4 | 100 | 1720610,5 | 15 | 258091,6 |
Всего | 57353684 | 47431496,5 | 9011984,4 | 5150360,7 | 772554,1 | |||||
Доход с учетом риска, % | 15,71 % | |||||||||
Доход с учетом риска и затрат на резервирование, % | 14,37 % |
В третьем сценарии предполагается одновременное снижение обоих выделенных факторов. Снижение качества кредитного портфеля происходит также как в первом сценарии, снижение по всем классам вероятности возвращения кредитных средств составляет с среднем 8%.
По результатам проведенного стресс – тестирования становится ясно, что при резком изменении любого из выделенных факторов или существенном одновременном их изменении в негативную сторону, вероятность наступления риска потери доходности кредитного портфеля приближается к 100%.
Поэтому первоочередной задачей для риска – менеджмента при управлении данным риском кредитного портфеля является детализация связей показателей, определяющих динамику выделенных факторов.
В соответствии с методологией сценарного анализа в данном примере рассматривается три возможных варианта развития ситуации – оптимистический, наиболее вероятный или базовый и пессимистический. Каждый из этих вариантов представляет собой определенный диапазон одновременных изменений выделенных факторов. Между выделенными факторами не всегда отслеживается корреляционная зависимость, в силу возможных качественных отличий, однако в данном случае есть основания полагать, что тенденции изменений при наличии исторических данных рассчитываются посредством методов математической статистики, в случае их отсутствия волатильность выделенных факторов определяется гипотетически.
3.3. Пути улучшения методов кредитного обслуживания населения
Практически решение проблемы управления просроченной задолженностью во многом зависит от двух условий. Во-первых, содержит ли кредитный договор положения, дающие банку право проверять бухгалтерскую и финансовую отчетность заемщика путем осуществления проверок непосредственно на предприятии, а также имеется ли возможность прекратить действие кредитного договора и обратить взыскание на залог при наличии у банка обоснованных подозрений о неплатежеспособности заемщика.
Во-вторых, какими полномочиями наделен кредитный специалист банка, под постоянным контролем которого должен находиться каждый выданный кредит. Существует базовый «набор сигналов», индикаторов, характеризующих появление некачественного, «проблемного» кредита. В отношении стратегии «спасения» кредитов не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый «проблемный» кредит по-своему уникален. Поэтому представляет интерес обобщить приемы, применяемые в банковской практике. Наиболее широко распространены следующие подходы.
Во-первых, в процессе контроля за соблюдением условий исполнения обязательств заемщиками, «тревожные» сигналы систематизируются по двум группам:
1) имеющие признаки организованного (нефинансового)
2) экономического (финансового) характера.
Это позволяет выработать обоснованную и эффективную реакцию на них. Во-вторых, разрабатывают план мероприятий, который будет способствовать улучшению качества предоставленного кредита. В-третьих, принимают (выбирают) способы разрешения конфликта между банком и клиентом по конкретному кредиту.
К организационным признакам можно отнести:
— необоснованные задержки в получении от заемщика финансовой отчетности. Они особенно показательны, когда в кредитном договоре содержатся условия, требующие ежеквартального предоставления отчетности;
— нежелание заемщика дать детальное разъяснение финансовой отчетности.
В этом случае кредитному специалисту необходимо провести тщательный анализ ситуации и определить, не злоупотребляет ли заемщик своим правом на неразглашение определенной информации;
— резкие изменения в планах деятельности заемщика, переход на новые рынки деятельности и сбыта;
— радикальные изменения в составе руководителей предприятия-заемщика;
— неблагоприятные тенденции развития рынка, на котором осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность заемщик;
— частое изменение юридического адреса, места нахождения, номеров телефонов и т.д.;
— длительное отсутствие контактов с руководством и сотрудниками предприятия;
— просьбы отсрочить выплаты по ранее пролонгированным ссудам.
Финансовые признаки проблемности кредита проявляются при анализе финансовой отчетности заемщика и его бухгалтерской отчетности непосредственно в процессе проведения проверок на предприятии заемщика (данные проверки проводит кредитный специалист в период действия кредитного договора). В механизме возвратности кредита этот этап представляется наиболее ответственным. Экономические (финансовые) признаки проявляются в ухудшении показателей, полученных в результате анализа ликвидности, платежеспособности, структуры капитала, оборачиваемости и рентабельности.
Независимо от того, являются ли признаки «проблемности» кредита финансовыми или нефинансовыми, ответственный кредитный специалист должен предпринять следующие меры, которые позволят разработать план мероприятий по улучшению качества предоставленного кредита:
— провести полный анализ финансового обеспечения кредита заемщика и составить заключение;
— собрать полную информацию о том, в каких направлениях работа банка с данным заемщиком подвержена риску;
— ежедневно контролировать поступления денежных средств за счет заемщика и в случае длительного отсутствия поступлений средств на расчетный (валютный) счет потребовать объяснения причин;
— проверить правильность юридического оформления всей кредитной документации, особенно документации по обеспечению возврата кредита;
— изучить возможность получения обеспечения в случае, если кредит не обеспечен.
В случае признания кредита «проблемным» разрабатывается план действий банка, направленный на возврат кредита, который включает в себя ряд мероприятий. Их можно разделить на две основные группы:
1. Мероприятия по организационной, финансовой и иной помощи банка проблемному заемщику, способствующие преодолению кризиса и выполнению обязательств заемщика перед банком, в том числе:
— разработка программы изменения структуры задолженности (пересмотр графика платежей по возврату ссудной задолженности и выплате процентов, изменение форм кредитования и т.д.);
— работа с руководством заемщика по выявлению проблем и поиску их решений;
— назначение управляющих, консультантов и кураторов для работы с предприятием от имени банка;
— расширение кредита, выдача дополнительных ссуд, перевод долга с «просроченного» на текущий;
— увеличение собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон;
— получение дополнительной документации и гарантий и др.
2. Мероприятия, непосредственной целью которых является возврат кредита в кратчайшие возможные сроки:
— реализация обеспечения;
— продажа долга заемщика третьей стороне;
— обращение к Гарантам и Поручителям;
— принятие мер правового характера;
— оформление документов о банкротстве и др.
Можно выделить четыре основных способа разрешения конфликта «Заемщик — Банк» с помощью этой группы мероприятий.
Первое, что возможно предпринять в данной ситуации, — это пересмотреть условия действующего кредитного договора, например, изменить процентную ставку и сроки платежей. В пользу пересмотра условий соглашения свидетельствует относительно положительная рентабельность предприятия заемщика, а также то, что он является постоянным клиентом банка.
Второй способ — расширение кредита, т.е. выдача дополнительных средств. При этом статус долга изменяется с «просроченного» на «текущий». Тем самым банк признает, что трудности заемщика временны, а дальнейшее сотрудничество — выгодно.