Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:23, реферат
В грамотном личном тайм-менеджменте важно не только количество времени, но и качество. Поэтому стоит задуматься о том, как организован ваш отдых, восстановление вашего энергетического ресурса.
— Делайте исходящие звонки. Если вы едете в собственном автомобиле, такси или маршрутке, можно использовать это время для исходящих звонков. Естественно, для этого желательно иметь список таких звонков на отдельном листочке или в карманном компьютере (смартфоне и т. п.) Кстати, в таком режиме достаточно удобно «съедать лягушек» (многие «лягушки» бывают именно неприятными телефонными звонками). Вы заперты в машине, вашему вниманию гораздо труднее переключиться на что-либо другое, чем на рабочем месте. Вы удивитесь, как много неприятных телефонных вопросов можно решить за полчаса езды.
Технические форс-мажоры
Компьютеры, факсы и автомобили — ломаются. Такого рода форс-мажоры могут отнимать достаточно большое количество времени. Но это еще не повод опустить руки.
Первый шаг управления форс-мажорами — перестать списывать на них что попало. Начальник неожиданно озадачил, и нужно менять план дня — форс-мажор. Клиент опоздал на встречу — опять форс-мажор. Это вовсе не форс-мажор, а всего лишь изменчивость жизни вокруг нас. Чтобы с ней работать, нужно всего лишь освоить гибкое планирование. Форс-мажор, по определению, — обстоятельства непреодолимой силы. Что делать с ними?
Поломка техники — прекрасная возможность разгрести завалы. Да, вы не можете сейчас обзванивать клиентов по базе, оформлять договор или делать презентацию в Power Point. Но разве для того, чтобы думать, вам необходимы компьютер и принтер? Или это не вы регулярно сетуете, что нет времени на долгосрочные серьезные задачи? Ну так и набросайте план вашего никак не рождающегося «важного, но не срочного» документа.
Думать будет не давать волнение — как же, договор-то не оформляется. Забудьте: все равно сейчас повлиять на сломанную технику не в ваших силах. Если же все-таки свербит — займитесь хотя бы простой разгребательной работой: в бумагах, на рабочем столе, в шкафах. Сделайте телефонные звонки, особенно неприятные, откладываемые со дня на день.
Кстати, у техники есть такое «кармическое» свойство — на следующий день выполнять все то же самое без всяких проблем. А еще, вы не замечали, что именно тот e-mail, который отправляли долго и с мучительными трудами, потом вызывает такие последствия, что «лучше бы я его и не отправлял вообще»?
Если без техники
совсем невмоготу — поищите
Создавайте резервные копии информации. У технарей это называется «бэкап». В хорошо управляемых компаниях IT-департамент регулярно создает резервные копии всей корпоративной информации. Но даже он не охватывает все. Например, как насчет контактов в мобильном телефоне? Давно ли вы синхронизировали их с Outlook? Один мой знакомый уронил в реку мобильный телефон, в котором было 300 контактов клиентов, нигде не сохраненных. Восстанавливал потом полгода.
Или — бумажные визитки. Хорошо бы регулярно переносить информацию с них в электронное хранилище контактов. А то ведь именно в нужный момент визитка потеряется, а на ней от руки записаны мобильный телефон контрагента и его ценные мысли…
Наконец, ключевые текущие документы. Обязательно резервируйте их на дискету или USB-флэшку, хранимую подальше от компьютера (на случай прорыва батареи отопления). Контактную и справочную информацию желательно еще дублировать в бумажном виде — на случай проблем с компьютерами, читаемостью файлов и т. д.
Казалось бы, возникает дополнительная работа — как это вяжется с тайм-менеджментом? Но мы помним один из основных принципов тайм-менеджмента в условиях российского бездорожья и разгильдяйства: рассчитывать не на планы, а на непредсказуемость обстановки. Военные, которые постоянно имеют дело с непредсказуемостью, давно освоили принцип дублирования значимой информации, каналов связи, систем защиты. Не считайте себя умнее тысячелетнего опыта человечества, подстелите соломки заранее.
Где взять время на тайм-менеджмент
В заключение разговора об изыскании резервов времени разберемся с тем, где брать время на внедрение в вашу практику техник тайм-менеджмента.
Первое правило: используйте для этого любые «отходы времени». Вполне достаточно тех обрезков и обрывков, которых бывает множество в течение каждого рабочего дня. Например:
— В курилке — поспорьте с коллегой на $100, что в ближайшие 3 дня сделаете письменный обзор ваших долгосрочных целей.
— В пробке или во время ходьбы — продумайте свои цели на ближайшие несколько лет. При желании надиктуйте на диктофон (обычно есть в мобильном телефоне).
— В приемной руководителя — используйте 15 минут ожидания для того, чтобы эти цели прописать в блокноте или на бумаге. Выиграйте $100.
Второе правило: создайте четкий ритм
повышения личной эффективности. Мы
не считаем ежедневную чистку зубов
или душ «напрягом», потому что
это давным-давно вошло в
У одного из отцов-основателей США и основоположников современного тайм-менеджмента, Бенджамина Франклина, за свои заслуги изображенного на 100-долларовой купюре, была оригинальная система внедрения добродетелей. На текущую неделю выбиралась какая-либо одна добродетель из списка и активно практиковалась. На следующую неделю — следующая, и так далее. Через несколько недель список завершался, и его прохождение начиналось сначала. Такой же ритм вы можете применять для внедрения любых инструментов тайм-менеджмента.
Рекомендую три простых
— Ежедневно — одно маленькое разгребание завалов. Почты во «Входящих», бумаг в центре рабочего стола, задач с близким сроком выполнения в Outlook и т. п.
— Еженедельно — внедрение новой техники управления временем. Провели тотальный хронометраж недели; выбросили все бумажки и завели ежедневник; придумали структуру папок для хранения файлов в «Моих документах» и т. д.
— Ежеквартально — «дисциплинарная неделя». Живем «правильно», не даем себе поблажек, выделяем полчаса в день на тайм-менеджмент. Название придумал тренер по легкой атлетике — одну неделю в квартал его ученики полностью соблюдали все диеты и жесткие графики тренировок, а в остальное время жили в облегченном режиме. Таким образом, был создан хороший баланс отдыха и напряжения.
И главное, помните: вложения времени в тайм-менеджмент — это не затраты, а инвестиции. Вспомните знаменитый анекдот:
Некий человек увидел в лесу дровосека, с большим трудом рубившего дерево совершенно тупым топором. Человек спросил его:
— Уважаемый, почему бы вам не наточить ваш топор?
— У меня нет времени точить топор — я должен рубить! — простонал дровосек…
Выделять время на «заточку топора» непросто. Но успешные люди отличаются от не очень успешных именно тем, что выделяют достаточно времени на инвестиции в свое будущее.
Восьмой шаг создания личной ТМ-системы
Используйте техники выявления поглотителей, позволяющие задействовать «валяющиеся под ногами» резервы времени. Краткие рекомендации:
— Проведите сплошной учет вашего времени в течение 2–3 недель.
— Сформируйте 2–3 количественных показателя эффективности и отслеживайте их в динамике.
— Планируйте наполнение транспортного времени и времени командировок.
— Имейте сценарии реагирования на случай технических форс-мажоров.
— Применяйте техники организации совещаний.
— «Точите топор», используя для этого любые «отходы времени».
Дорогой читатель, еще раз вкратце напомню ключевые шаги, которые необходимо сделать для эффективного управления временем. Удачи в применении!
1. Отдых
Потратив минимум «начальных вложений времени», наладьте грамотный отдых в течение рабочего дня и в нерабочее время.
— Сделайте отдых в течение дня ритмичным
— Обеспечивайте максимальное переключение
— Используйте творческую лень
— Повысьте эффективность сна
— Применяйте микросон в течение рабочего дня
— Выделяйте время на «переживание момента»
2. Мотивация
Освойте методы настройки на выполнение сложных задач, для сокращения времени работы над ними.
— Используйте «якоря» для настройки на различные задачи и отдых
— Применяйте «метод швейцарского сыра» при раскачке
— Ежедневно съедайте минимум одну «лягушку»
— Дробите «слонов» на «бифштексы», приближающие к достижению «слона»
— Поощряйте себя «промежуточными радостями»
— Заведите таблицу ежедневных дел, со списком наград за исполнение
— Попробуйте календарик-пинарик
3. Целеполагание
Сформируйте личные ценности и поставте долгосрочные цели, для воплощения мечты в реальность
— Управляйте своей «персональной корпорацией» проактивно
— Расчистите штампы и нарисуйте «ваш день в будущем»
— Определите ваши ценности с помощью мемуарника
— Сформулируйте личную миссию в форме эпитафии
— Ищите ваше призвание
— Выявите 5–7 ключевых областей вашей жизни
— Сделайте обзорный график жизненных целей по ключевым областям и будущим годам
— Наиболее близкие и понятные цели сделайте измеримыми
4. Мотивация
Настройте личную систему планирования рабочего дня с использованием «жестких» и «гибких» задач, чтобы планировать реалистично и всегда успевать выполнять главное
— Выделяйте 10 минут вечером или утром на создание полной обзорной картины задач на день
— При планировании в ежедневнике используйте разные цвета, закладки, стикеры
— Заведите «стратегическую картонку» — закладку с ключевыми долгосрочными целями
— В плане дня разделяйте жесткие, гибкие и бюджетируемые задачи
— Делайте список гибких задач результато- и реалистично-ориентированным
— Выделяйте 2–3 приоритетные задачи в списке и начинайте работу с них
— При планировании «жестких» встреч закладывайте резервы
— Согласовывайте с вашими партнерами нормы пунктуальности
— Запасайтесь избыточной информацией, поскольку все пойдет не по плану
5. Планирование
Организуйте контекстное планирование и среднесрочное планирование по методу «День — Неделя» и гарантируйте себе уверенность в том, что вы всегда уложитесь в срок
— Время «фактурно», неоднородно — ловите «кайрос»
— Заведите «контекстные» разделы в ежедневнике
— Для обзора задач всеми сотрудниками используйте доски, разграфленные по «кайросам»
— Используйте технику «День — Неделя» для своевременного вспоминания о среднесрочных задачах
— Применяйте обзорные графики для планирования крупных задач и для контроля регулярных рутинных задач
— Используйте измеритель результата для прогнозирования сроков исполнения крупных задач
6. Планирование
Научитесь отсеивать лишние навязанные дела и выделять ключевые задачи с помощью ясных критериев таким образом, всегда находя время на главное
— Расширьте арсенал ваших «стратегий отказа»
— Приучайте окружающих к твердому «Нет»
— Используйте «здоровый пофигизм» и метод трех гвоздей»
— «Покупайте» время, заменяя вашу личную работу профессиональной услугой
— Делегируя задачи, создавайте их обзор и используйте активный контроль
— Формулируйте и используйте критерии расстановки приоритетов
— Передавая задачи подчиненным или коллегам, прописывайте в явном виде матрицу критериев
— Взвешивайте ваши долгосрочные цели и концентрируйтесь на ключевых
7. Информация
Внедрите техники фильтрации, хранения и оперативного перемещения информации, позволяющие держать ее под контролем без слишком детального «раскладывания по полочкам»
— Спланируйте ритм и методы чтения деловой и другой серьезной литературы
— Отфильтруйте информационный мусор, получаемый из СМИ
— Настройте автофильтрацию электронной почты
— Используйте папки электронной почты как инструмент контроля по технике «День — Неделя»
— «Выращивайте» порядок в документации методом ограниченного хаоса
— Заведите творческую картотеку для материализации мыслей
— Организуйте любое информационное пространство в соответствии со структурой внимания человека
— Выделите на рабочем столе сигнальную область, входящий и исходящий накопители, контекстные лотки иконтрольные лотки по методу «День — Неделя»
8. Поглотители
Используй те техники выявления поглотителей, позволяющие задействовать «валяющиеся под ногами» резервы времени
— Проведите сплошной учет вашего времени в течение 2–3 недель
— Сформируйте 2–3 количественных показателя эффективности и отслеживайте их в динамике
— Планируйте наполнение транспортного времени и времени командировок
— Имейте сценарии реагирования на случай технических форс-мажоров
— Применяйте техники организации совещаний
— «Точите топор», используя для этого любые «отходы времени»
9. «ТМ-бацилла»
Донесите «ТМ-бациллу» до окружающих, чтобы они более разумно использовали свое и ваше время
— Предлагая ТМ-идеи вашему руководителю, показывайте их полезность для дела, а не комфортность для вас
— Убеждайте подчиненных в действенности тайм-менеджмента вашим личным примером
— Принудительно внедряя ТМ-техники, делайте это небольшими шагами
— Применяйте небольшие «кнуты и пряники» немедленно
— Используйте пилотные проекты
— Предлагайте тайм-менеджмент детям в форме игры, развивая в них «проективный» подход к жизни
10. «ТМ-манифест»
Используйте невосполнимое время вашей жизни в соответствии с осознанными личными ценностями и приоритетами
Информация о работе Отдых: как не превратиться в «загнанную лошадь»