Региональная
политика - это целостное и самодостаточное
звено политической основы общества,
без которого последнее, и каждый человек в отдельности
и природная среда могут лишь случайно
и без гарантированного успеха существовать
на каждой конкретной территории, оставаясь
"наедине" с государством, его экономической,
внешней, внутренней и иной политикой.
Всякая политика хороша настолько, насколько
ей удается поддерживать баланс различных
интересов. Региональная политика - не
исключение. Она в той мере политика и
в той мере эффективна, в какой достигнут
и стабилизирован компромисс между региональными
интересами государства и местными интересами
самих регионов.
Ведущим,
жизненно важным интересом России
ныне стало недопущение необратимой
территориальной дезинтеграции
государства. Главным же интересом
каждого региона - блокирование
необратимого распада сферы, сбалансированность социальных, экономических,
природоресурсных и иных отношений; обеспечение
на этой основе стабильного и согласованного
развития всех элементов локализованной
сферы, соответствующего потребностям
человека, общества и природы. При этом
подразумевается, что кроме общеэкономического,
общесоциального и иного общего потенциала
есть мощный внутрирегиональный потенциал,
который можно реализовать исключительно
на местном уровне - и это одна из первейших
задач региональной политики и самих регионов,
и государства.
Региональная
политика, намечаемая и проводимая
самими регионами, - это то, что
должно делаться для согласованного
и взаимно неразрушающего развития
всех элементов пространственно
локализованной сферы на конкретной
территории и с учетом местных
условий. Государственная региональная
политика призвана обеспечить дееспособность
региональной политики на местах. Объект
региональной политики - взаимосвязи и
отношения между регионами. Главный региональный
интерес России в настоящее время должен
быть осознан как минимизация негативных
проявлений территориальной дезинтеграции
на уровне субъектов Федерации, как поддержка
местных преобразований, как создание
общероссийских условий для того, чтобы
каждый субъект Федерации максимально
использовал свой внутренний потенциал
и во все меньшей мере претендовал на скудные
возможности государственной помощи.
Местные интересы определяются обеспечением
полнокровного и сбалансированного существования
на данной территории человека, общества
и природы, гарантирование их согласованного
воспроизводства на базе задействования
ресурсов и полномочий, государственно
признаваемых местными.
Региональная
политика федеральных властей
в России должна включать такие
элементы, как:
конституционный
процесс (правовое определение отношений
между субъектами Федерации и центральными
структурами, символизирующими Федерацию
в целом);
согласование
интересов территорий с различным
статусом (национальные республики - области)
и различных этнических групп. Экономическая
составляющая региональной политики рассматривается президентскими
структурами скорее, как средство решения,
как они считают, действительных проблем
- сохранение целостности государства
и поддержание межнациональной стабильности.
Кроме того,
существует необходимость реформирования
налоговой системы и окончательно разграничить
федеральную и региональную собственность.
Актуальна проблема создания Федерального
фонда регионального развития, ориентированного
на поддержку экономических депрессивных
регионов и формируемого за счет территориальной
ренты, изымаемой в более благоприятных
регионах.
В области
экономики ключевым элементом
региональной политики является
предоставление регионам прав
на ускоренное реформирование
экономических отношений ради
скорейшего преодоления кризиса
переходного периода. Важным элементом региональной
политики является региональная политика
в сфере межнациональных отношений.
Отсутствие
скоординированной региональной
политики обусловлено не только
внутренними противоречиями федеральных
властей, но и отсутствием давления
со стороны регионов. С одной
стороны, федеральным властям удалось
уверить региональные элиты в своей готовности
к компромиссам по конкретным, с другой
- произошли существенные изменения в
структуре местных элит. Положение отраслевых
элит в регионах ослабло в связи с продолжающимся
экономическим спадом и приватизацией,
меняющими "статусные веса" участников.
Отраслевые проблемы фактически становятся
проблемами регионов, однако при этом
не превращаются в региональные, по крайней
мере, в сознании правящих элит. Руководители
регионов обеспокоены проблемами локальных
рынков труда, неплатежей и кризисом сбыта
на местных предприятиях.
В настоящее
время обеспечение государственного
единство РФ, решение проблем
повышения эффективности управления
государством, устранение экономической и бюджетной
асимметрии видится не в сокращении количества
субъектов РФ, а в усилении региональной
политики, повышении авторитета федерального
Центра и укреплении доверия к нему со
стороны регионов и всего населения. Региональная
политика должна основываться на идеях:
национального
центризма и демократического федерализма
(обеспечение всем национально- и
административно-территориальным единицам
подлинного равноправия);
преодоления асимметричности
нынешнего федеративного устройства.
Особое значение приобретают согласование
и разграничение полномочий по линиям:
Центр - республики, Центр - регионы (края,
области, города), освоение специальных
механизмов предупреждения конфликтов
между нациями. Важно обратить серьезное
внимание на массовое ущемление потребностей
и нужд этнического характера. Низкая
оценка собственного национального статуса
русскими, их озабоченность своим будущим
в отдельных регионах чреваты возникновением
синдрома социальной обиды, расширением
масштабов русского национального движения,
более жестким противодействием антирусским
настроениям и акциям. Учет специфики
региона (Северного Кавказа, и Поволжья,
и Сибири, и Дальнего Востока.) укрепление
самостоятельности регионов, не противопоставляющих
себя Центру, но сотрудничающих с ним,
ведет к приоритету наднациональных ценностей.
Новая региональная
политика России рассчитана на
10 лет. Основные цели (политические):
обеспечение экономических,
социальных и правовых основ федерализма,
создание единого экономического пространства,
становление и обеспечение гарантий
местного самоуправления.
Решив эти
проблемы, можно решать все остальные
задачи.
Социально-экономические
задачи региональной политики:
выравнивание
социально-экономических условий, создание
условий для экономического роста;
обеспечение единых
минимальных стандартов и равной
социальной защиты, гарантирование прав
граждан независимо от экономических
возможностей региона.
Методы региональной
политики: прямые и косвенные.
Прямые методы региональной политики
— это когда государство напрямую финансирует регионы.
Федеральное Правительство предоставляет
регионам трансферты, субвенции — финансовые
средства, выделяемые для целевого финансирования
бюджетов субъектов РФ. Субвенции бывают
текущие и инвестиционные. Этот метод
широко применяется в России, реже на Западе.
Косвенные методы — это когда государство
создает благоприятные условия для развития
регионов. Этот метод преобладает на Западе,
применяется и в России. Реализуется он
через:
нормативное регулирование путем установления общих правил,
путем его оперативной корректировки
в соответствие с реальными задачами,
координацию и общее направление деятельности
регионов, содействие ее успешному осуществлению,
определение приоритетов и стимулирование
этого направление в регионе.
Развитие регионов во многом зависит
от дотаций, трансфертов и региональной
политики центра. Но в условиях экономического
кризиса финансирование осуществляется
неравномерно и не всегда рационально.
Широко распространилась практика выдачи
отдельным субъектам различных льгот
и привилегий на основе "Договоров о
разграничении предметов ведения и полномочий",
сегодня около 40 субъектов РФ имеют особый
статус и в то же время претендуют на его
дотации. Эти факты вызывают противостояние
регионов и способствуют желанию "тянуть
одеяло на себя". Региональная политика
не способна пока преодолеть многие трудности
отношений центра с регионами.
Хотя в
Конституции существует принцип
равноправия субъектов РФ, но
в реальности этого нет. Важная
задача региональной политики
— установить это равноправие. Государство
может предоставить равные права, но их
использование — проблема каждого региона.
Создать благоприятные условия во всех
регионах невозможно, но возможно их выравнивание.
Существует 3 принципа выравнивания регионов:
отсталые
регионы должны достичь уровня
развития самых высокоразвитых регионов;
принципы
компенсирования, т.е. различия, которые
нельзя преодолеть, должны быть
компенсированы;
комплексное
выравнивание социально-экономических уровней развития регионов.
Только с
осознанием общественной необходимости
региональной политики, с ее разработкой
и реализацией появится возможность решения
общероссийских проблем:
начавшееся
хозяйственное обособление регионов;
региональная суверенизация и конфронтация
в отношениях региональных структур власти и управления
с общегосударственными;
национально-этническое
развитие и дополнительное обособление
по этому поводу, внутрирегиональные
конфликты социального и общественно-политического
характера;
формирование
собственной региональной ресурсной базы социально-экономического
развития; экологическая стабильность
и другие условия устойчивого развития;
выделение и
функционирование регионов со специфическими
статусами и др.
Крушение
жестко-централизованного государственного
неизбежно сопровождается продолжением
центробежных процессов, проявляющихся
в различных формах сепаратизма и национализма.
Проявления национализма и сепаратизма
обусловлено следующими причинами:
Политика
государственного строительства
основана на принципе "право
наций на самоопределение". Национально
- культурная автономия, принятая во всем
мире была отвергнута.
Последствия
национальной политики бывшего
СССР - границы национальных образований
устанавливались без учета исторических
и этнических особенностей.
Последствия
огромной миграции, связанной
с депортациями целых народов и рассеяние
их среди других национальностей, с великими
стройками, освоением целины и т.д. Национальные
меньшинства, чувствуют себя ущемленными
со стороны титульных наций и национального
большинства.
В ходе
демократизации политического устройства,
формирования открытой экономики
и политической свободы неизбежно
происходят процессы децентрализации,
сопровождающиеся нередко проявлением
сепаратизма.
Процессы
национального возрождения нередко
перерастают в национализм, и возникают
сепаратистские тенденции в субъектах
федерации. Источниками национализма
и сепаратизма являются представления
об ущемленности национальных интересов
и претензии наций на приоритетные права.
Республики и автономии решили стать действительно
суверенными, приобрести реальный статус
самостоятельных государственных образований,
защитить свой язык и культуру, обеспечить
их нормальное развитие. В этих демократических,
по сути, стремлениях, проявилось и стремление
обеспечить приоритетные права коренной
нации за счет других национальностей.
Национальные движения подчас становятся
по мере своей радикализации явно националистическими.
Сепаратизм в этническом варианте - это
выход из существующей системы или ее
разрушение с целью оформления государственности
для отдельной этнокультурной общности.
Но самоопределение наций подразумевает
не сепаратизм, а, прежде всего, право на
участие в более широком общественно-политическом
процессе. Сепаратизм и национализм становятся
причинами конфликтов, в основе которых
лежит не только сепаратизм и проблемы
прав национальных меньшинств, но и политическая
внутренняя борьба за власть. Чаще всего
они связаны со статусными или территориальными
претензиями. Эти явления в постсоветском
пространстве в какой-то мере были предопределены
факторами:
массовыми депортациями
малых народов и ликвидацией
национально-территориальных образований;
репрессиями в
отношении национальных представителей
культуры, науки во времена сталинского
режима;
размещением нетрадиционных
производств;
реализация "проектов века",
деятельностью ВПК и военных
ведомств приведшим к экол. ухудшениям
в ряде районов Севера, Сибири.
Проблемы национализма
и сепаратизма усугубляются:
- экономическими причинами
(экономический кризис, безработица, обнищание);
- социально-психологическими
(межнациональные барьеры общения, негативные
формы национального самоутверждения,
открытый национализм, амбиции национальных
вождей);
- территориальными и другими.
Неудачи экономических
реформ усиливают неприятие проводимой
Центром политики. Это стимулирует, в конечном
счете, национальный и региональный сепаратизм,
создающий угрозу единству и целостности
российского государства. Когда национально-этнические
проблемы не находят разрешения, то возникают
сепаратистские тенденции и даже конфликты
на основе борьбы за права и интересы этнических
и национальных групп. Не редко такие конфликты
приводят к вооруженному столкновению
представителей национального меньшинства
и титульного народа, или национального
меньшинства и власти. Власти втягиваются
в вооруженные конфликты, выступая за
сохранение территориальной целостности
страны, как это наблюдалось в Чечне. В
Пригородном районе Северной Осетии конфликте
возник между осетинами и ингушами. В сложном
положении российские власти вынуждены
были пойти на применение силовых методов,
что естественно усилило негативное отношение
к Центру, рост антирусских настроений.
Разгорающиеся и тлеющие очаги межнациональной
конфронтации на Кавказе создают опасность
ее распространения вглубь страны. В современной
России национально-этнические конфликты
чаще всего носят политический характер.
Классическим примером является успешно
урегулированный конфликт между федеральным
центром и Татарстаном, который был урегулирован
благодаря переговорам и заключению договора
"О разграничении предметов ведения
между органами власти РФ и органами власти
Татарстана". Существует и региональный
сепаратизм в более мягкой форме проявления,
причем усиливающийся с ухудшением экономической.
Региональному сепаратизму зачастую способствуют
узкие региональные интересы, толкающие
руководителей на решения, нарушающие
единое пространство: экономическое; правовое.
Появляются предложения о передаче властям
субъектов полномочий федеральных судов
и силовых ведомств. Кроме внутренних
причин развития сепаратизма существуют
и внешние причины, особенно в регионах
вошедших в состав России не так давно.
Поэтому не исключена вероятность потери
ряда окраинных регионов - "осыпания
России по краям". С этой точки зрения
такими территориями могут стать территории
присоединенные после 2 Мировой войны,
где внешнее дезинтеграционное давление
максимально - острова Курильской гряды,
Калининградская область. По степени внешнего
влияния далее следуют исламский Северный
Кавказ и регионы тяготеющие к буддизму
- Тува, Бурятия, Калмыкия. Существует угроза
сепаратизма связанная с исламским фактором
на Кавказе, например в Дагестане, который
был очень легко дестабилизирован со стороны
Чечни. У руководства чеченских сепаратистов
существовал план "Большой Чечни",
включающей значительную часть Дагестана
с выходом к Каспию. Менее вероятно отделение,
но сохраняются сепаратистские настроения
в регионах Поволжья - Башкортостан, Татарстан.
Стратегическая линия этих субъектов
федерации ведет к наращиванию региональной
автономии и возможно к трансформации
России в конфедерацию. Хотя не исключается,
что использование исламского фактора
в качестве плацдарма для влияния на исламизированные
республики и регионы Татарию, Башкирию,
Нижнее Поволжье при определенных неблагоприятных
условиях может инициировать их соединение
с исламскими республиками СНГ через так
называемый "Оренбургский коридор"
и рассечение России по меридиану Предуралья.
Так, например, лидеры Ингушетии и Татарстана
выступают против равноправного воссоединения
с Белоруссией, угрожая "выходом"
из Российской Федерации. На процессы
дезинтеграции не могут не оказывать влияние
и огромная территория России, удаленность
некоторых регионов от Центра и близость
к экономическим и культурным центрам
соседних государств. Сибирь и Дальний
Восток отстоят от Центра на тысячи километров
и непосредственно граничат со Средней
Азией, Японией, Кореей, Китаем.