Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:46, курсовая работа
Цель данной работы – изучить принципы и формы взаимоотношений между центром и субъектами федерации.
Объект исследования – страны с федеративным устройством. Предмет исследования - принципы и формы взаимоотношений между центром и субъектами федерации. Задачи исследования:
- изучить особенности федерализма как формы государственного устройства;
- изучить принципы и формы взаимоотношений между центром и субъектами федерации на зарубежном опыте;
- рассмотреть принципы и формы взаимоотношений между центром и субъектами федерации в России.
Введение 3
Глава 1. Отношения «центр – регионы» в современной Росcии: пределы централизации…………………………………………………………………………………………..5
1.1. Отношений федерального центра и регионов………………………...5
1.2. Сценарии развития отношений «центр – регионы»……….………….10
Глава 2. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения………..12
2.1. Современная региональная политика 12
2.2. Факторы, воздействующие на территориальное управление в России…………………………………………………………………………….24
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Основные конфликты
на территории России
Чеченский конфликт - в декабре 1994 г. на ее территорию были введены войска, начались военные действия против вооруженных формирований. Затяжной военный конфликт "по наведению конституционного порядка", отличившийся большими жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жителей закончился в 1996 г. выводом войск и договором об отложенном до 2000 г. статусе Чечни. Стремление Чечни обрести независимость и стать суверенным государством не присело к признанию ее субъектом международного права, попытка методом грубой силы и военных действий привела только к огромным потерям с обеих сторон. Проблема осталась не решенной, что привело к повторным военным действиям в 1999 г.
Ингушско-осетинский
- это конфликт по проблемам
национальных меньшинств. Подобные
конфликты, возникающие как
Обострение
ситуации в некоторых районах
Дагестана в 1999 г. и проникновение
вооруженных формирований из
Чечни привело к применению
вооруженных сил - здесь сепаратизм
перемешался с религиозными
Конфликт в 1999 г. между карачаевцами и черкесами по поводу выборов в Карачаево-Черкесии. Вылился в форме митингов и мирного противостояния сторон.
В обстановке
наметившегося
Но эти
процессы возможно
-национального
центризма и демократического
федерализма (обеспечение всем национально- и административно-
-преодоления
асимметричности нынешнего
-освоение специальных
механизмов предупреждения
2.2. Факторы,
воздействующие на
В настоящее время утвердилось понимание того, что система управления регионами нуждается в реформировании с целью соответствия их политическим реалиям и уровню социально-экономического развития российского общества. Заданные векторы развития актуализируют необходимость разработки и реализации новой парадигмы территориального управления, базирующейся на устойчивом развитии. Ее выработка требует как отслеживания и оценивания в динамике процессов качественных, количественных и структурных изменений, основных трендов и проблем, так и аналитического прогнозирования возможности распространения эффективных управленческих практик или их элементов, разработку пошаговых решений по оптимизации системы и др.
Актуальным
задачам по формированию теоретико-методологических
основ изменений в политико-
К основным факторам, воздействующим на территориальное управление в России, были отнесены следующие.
1. Природно-географические. Среди сильных сторон отмечены: большие запасы природных ресурсов, динамично развивающаяся сырьевая база, обилие полноводных рек. Слабыми названы: оторванность от морей, климатические особенности, размерность, равнинный характер основного массива территории России.
2. Культурно-исторические условия: особенности российской ментальности, авторитарная форма сознания, консервативные тенденции в массовом политическом сознании, инерционность мышления, разрывность традиций управления, конъюнктурность, полиэтничность и др. Все перечисленные факторы были отнесены к слабым сторонам.
В числе сильных сторон отдельно можно выделить вариативность центрально-периферийных отношений, сформированную за счет своеобразия
управленческих практик.
3. Экономические факторы. К сильным сторонам отнесены: рост открытости экономики, инвестиционная привлекательность российских регионов, наличие государственных программ социально-экономического развития регионов, наличие устойчиво работающих и развивающихся предприятий общероссийского значения, концентрация бюджетных ресурсов на федеральном уровне, диверсифицируемость экономики крупных городов.
Слабых сторон выделено больше: значительная контрастность социально-экономического развития регионов, дифференциация темпов экономического развития российских регионов, слабая инфраструктурная освоенность, низкийагломерационный эффект, деформация функциональной структуры городов, Напалкова И.Г., Солдатова А.С. Центрально-региональные отношения современной России в фокусе SWOT-анализа преобладание монопрофильных, узконаправленных центров, проблемность
межбюджетных отношений РФ, уровень коррупции и т.д.
4. Социально-демографические факторы. Положительная динамика
социально-демографического развития и социальная ориентированность государства были охарактеризованы как сильные стороны. Слабые стороны:
разница в демографическом потенциале субъектов РФ, плотность населения,
тренды пространственного развития, качество жизни, неустойчивость стра-
тификационной
структуры российского
углубление
социальной и имущественной
5. Геополитические факторы. Среди сильных сторон выделяются: положение России как естественного транзитного моста между Европой и Азией и на путях глобальной торговли, пространственная протяженность. Среди слабых
– пространственная
неравномерность
6. Юридические или нормативно-правовые факторы. Они переплетаются с политическими, однако выделены в отдельную группу. Приведение в соответствие регионального и национального законодательства оценено как положительная сторона. К слабым отнесены: избыточность субъектного состава Российской Федерации, проблема равноправия субъектов Российской Федерации, наличие сложносоставных субъектов в Российской Федерации, разграничение полномочий между центром и регионами Российской Федерации, закрепление за исполнительной властью больших полномочий, чем у законодательной (представительной) власти по линии центр – регионы.
7. Управленческие факторы включили себя, с одной стороны, наличие управленческих ресурсов, полноценную и всестороннюю информацию о процессах и ресурсах, соответствие системы управления существующему уровню экономического развития, которые были оценены как сильные стороны. С другой стороны, устаревшие технологии в реализации регионального управления, слабая сеть распространения управленческих решений, отсутствие механизмов избавления от инерционности в развитии, излишняя централизация принятия управленческих решений, низкий уровень самоуправляемости и саморегулирования, слабый объект управления, оцененных соответственно как факторы, которые отрицательно воздействуют на территориальное управление России.
Особое значение
для исследования представляло рассмотрение политических
факторов, так как их анализ напрямую влияет
на решение таких проблем, как оптимизация
баланса интересов государства и регионов,
реформы административно-
Вся совокупность составляющих была классифицирована и охарактеризована по блокам «Статус регионов в системе отношений «центр – регионы», «Государственная региональная политика», «Каналы и формы взаимодействия по линии «центр – регионы».
Сильными сторонами в блоке «Статус регионов в системе отношений
“центр – регионы”» на сегодняшний момент являются:
– Упорядочение отношений центра и регионов. В 2000-х гг. федеральным центром были инициированы и проведены крупномасштабные реформы
– федеративная, административная. Новая политика отчасти упорядочила отношения центра и регионов, ввела их в правовое русло и создала условия для осуществления контроля федеральных властей над регионами.
– Лояльность региональных элит к федеральному центру. В связи с особенностями системы взаимодействия регионов с центром по принципу так называемого «фаворитизма», когда ресурсы распределяются в зависимости от своеобразного рейтинга территорий, складывающегося из степени лояльности к центру, региональные элиты согласны обменивать возможности агрегировать свою политическую волю взамен на выгодное финансовое и ресурсное распределение. Подобную характеристику следует отнести и к слабым сторонам развития, однако, в федеративном государстве определенная степень лояльности субъектов может заключаться в возможности нахождения компромисса, оптимального баланса. Результатом может являться эффективность в проведении реформ, инициируемыми федеральным центром.
– Сильная и дееспособная центральная власть. Если центральная власть является сильной и дееспособной, если она в состоянии проводить осмысленную политику и создавать благоприятные и единые для всех условия развития территорий, то, во-первых, любые сепаратистские поползновения будут эффективно пресечены и, во-вторых, ни один из регионов не будет испытывать потребности в суверенизации. В настоящее время в ходе реализации реформы можно наблюдать признаки и эффекты этих тенденций.
– Стратегия государственного строительства. Идея сохранения целостности государства при достижении самодостаточности всех субъектов РФ поддерживается не только руководством страны, но и обществом, экспертами и специалистами. Указывается на природно-географические и исторические особенности России, при которых становится невозможным становление децентрализованного федерализма.
К слабым сторонам можно отнести такие факторы и явления, как:
– Избыточная централизация
при явном доминировании
а) региональные элиты выведены из пространства большой политики;
б) осуществляется
масштабное перераспределение
в) за центром закреплены компетенции, связанные с
реальной властью (например, в области природных ресурсов);
г) центр расширяет свое присутствие в регионах через федеральные органы, находящиеся в субъектах РФ вплоть до прямого участия в формировании органов власти субъектов РФ;
д) федеральный центр самостоятельно осуществляет приоритеты
внутренней и внешней политики государства;
е) происходит ослабление роли законодательной ветви власти как канала, через который осуществляется агрегирование и отстаивание региональных интересов при одновременном усилении позиции органов исполнительной власти.
– Дисбаланс в наполнении ролевых компонентов центрально-региональной конструкции. С другой – центр определяет правила игры на поле региональных возможностей и проблем и наблюдает за соблюдением этих правил. На данный период времени большинство вопросов, связанных определением приоритетов развития, решаются в одностороннем порядке центром. Среди них чаще всего оказывается политико-правовая сфера. Регионы, в результате проводимой политики, не могут принимать оптимальные решения на основе существующих интересов населения, региональных промышленных компаний, бизнеса.
Также имеют место быть такие слабые стороны, как отсутствие последовательной политики, четкой концепции взаимоотношений в системе «центр – регионы»; асимметричность отношений центра с регионами; отсутствие единого правового и политического пространства регионов России; постоянное изменение расстановки сил между регионами, их политического веса и влияния, несовершенство системы учета региональных интересов центром, безынициативность и неспособность регионов правильно формировать свои запросы. Характеристика сильных сторон блока «Государственная региональная политика» выглядит следующим образом:
Информация о работе Отношения «центр – регионы» в современной Росcии: пределы централизации