Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:46, курсовая работа
Цель данной работы – изучить принципы и формы взаимоотношений между центром и субъектами федерации.
Объект исследования – страны с федеративным устройством. Предмет исследования - принципы и формы взаимоотношений между центром и субъектами федерации. Задачи исследования:
- изучить особенности федерализма как формы государственного устройства;
- изучить принципы и формы взаимоотношений между центром и субъектами федерации на зарубежном опыте;
- рассмотреть принципы и формы взаимоотношений между центром и субъектами федерации в России.
Введение 3
Глава 1. Отношения «центр – регионы» в современной Росcии: пределы централизации…………………………………………………………………………………………..5
1.1. Отношений федерального центра и регионов………………………...5
1.2. Сценарии развития отношений «центр – регионы»……….………….10
Глава 2. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения………..12
2.1. Современная региональная политика 12
2.2. Факторы, воздействующие на территориальное управление в России…………………………………………………………………………….24
Заключение 39
Список используемой литературы 40
– Наличие региональных «точек роста». Среди основных направлений экономической региональной политики в современной России находится селективная поддержка «региональных точек роста» на основе использования специфических потенциалов роста и стимулирования деловой активности и новой инвестиционной политики. Анализ тенденций развития некоторых территорий подтверждают возможность осуществления намерений руководства. В условиях достаточно длительного периода экономического роста в России сформировались центры опережающего развития. Они играют определяющую роль в региональном развитии, так и концентрируют экономическую активность, являются экономическим каркасом территории. Также «точки роста» транслируют рост на прилегающие территории и менее крупные города.
– Перераспределительные механизмы региональной политики. При проведении политики выравнивания, во-первых, определяются границы региона требующего поддержки. Учитываются такие показатели, как уровень развития производства, размеры доходов, получаемых населением, плотность
населения, масштабы безработицы. Во-вторых, вырабатывается концепция
специализации данного региона. Основания для поддержки разнообразны:
неравномерность развития, экономические катастрофы и т.д.
– Реализация программ по поддержки депрессивных регионов. В современной государственной региональной политике наиболее актуальной ее составной частью является поддержка депрессивных регионов страны. Одной из важнейших форм организации государственной региональной политики в этих условиях становятся федеральные и региональные целевые программы. Это позволяет сконцентрировать необходимые ресурсы на наиболее важных участках территории России.
Среди слабых сторон выделены:
– «Замораживание»
сильной государственной
– Финансовая зависимость регионов от центра. Модель финансовой поддержки территорий, которая в России обусловлена экономическими диспропорциями регионов, обернулась финансовой зависимостью регионов. Это, в свою очередь, привело к зависимости политической. Некоторые регионы в значительной степени или даже почти полностью зависят от федеральной помощи. Принципиальное политическое значение имеет тот факт, что к числу финансово зависимых регионов относится большинство республик. Такое явление, во-первых, углубляет противоречия между «сильными» и «слабыми» регионами. Во-вторых, минимизирует свободное развитие регионов на принципах самообеспечения и лишает их стимулов к модернизации. В-третьих, сокращает политические притязания рассматриваемых территорий.
Список можно продолжить такими факторами: игнорирование разноронности уровней развития субъектов Федерации; ограниченное включение в систему экономических и политических реалий региональных потенциалов; отсутствие эффективных форм межрегионального сотрудничества.
«Каналы и формы взаимодействия по линии “центр – регионы”» также поделены на сильные и слабые стороны, в перечень первых вошли:
– Введение системы представителей Президента РФ в федеральных
округах. Появление административно-
ресурсных ролевой компонент, функции по реализации различных программ и проектов, направленных на управление жизнью людей и жизнеобеспечение.
– Увеличение роли Администрации Президента РФ как канала взаимодействия центра и регионов. Происходит оно прежде всего из-за ослабления роли законодательной ветви власти как канала, через который осуществляется агрегирование и отстаивание региональных интересов. Российский парламент лишился политической автономии и превратился в орган «де-юро», в том время как усилились позиции органов исполнительной власти. Администрация Президента и Правительство инициируют законопроекты «сверху», что делает в глазах региональных властей их наиболее дееспособными и эффективными. Администрация Президента Российской Федерации обретает больший интерес со стороны региональных властей также в связи с расширением полномочий в сфере удовлетворения региональных интересов непосредственно Президента.
– Возвращение к практики выборности губернаторов регионов и либерализация и упрощение системы партстроительства. В настоящее время идет дискуссия об использование новой схемы назначения губернаторов. Инициатива Д. Медведева в виде законопроекта о восстановлении прямых выборов губернаторов, поддержанная В. Путиным, призвана усовершенствовать систему взаимодействий центра и регионов, придав ей демократические черты, которые будут являться актуальными в связи с нарастанием активности гражданского общества страны.
Изучение современного регионального процесса свидетельствует о том, что политическая реформа, проводимая центром, может иметь далеко не однозначные политические последствия. Замена одного механизма другим не сможет решить закоренелые проблемы системы «центр – регионы». Центрально-региональные отношения не станут более предсказуемыми и прозрачными. Территориальное управление современной России нуждается в масштабной федеральной реформе с целым комплексом мер оздоровления ситуации.
Однако, уже существующие решения руководства страны по возвращению к выборности губернаторов регионов, либерализации и упрощении системы партстроительства не лишены целесообразности.
– Ужесточение кадровой политики при назначениях на значимые посты.
Кадровая политика последних лет подлежала решительным преобразованиям, которые можно охарактеризовать как ее ужесточение. Она стала более прозрачной, предсказуемой, обеспечивающей сохранение преемственности и последовательности намеченного курса. Слабыми сторонами в рассматриваемом блоке являются:
– Чрезмерная роль неформальных каналов взаимодействия центра
и регионов. В современной России роль неформальных каналов взаимодействия центра и регионов, прежде всего личных контактов представителей региональной политической элиты и федеральных государственных деятелей, является чрезмерно существенной. Несмотря на наличие формальных правил и процедур такого взаимодействия, гораздо более эффективным является следование установившимся неинституционализированным традициям, основанным на использовании
специфического набора инструментов: кулуарных переговоров, взаимовыгодного обмена административным и экономическим влиянием и др. Данное обстоятельство делает систему взаимоотношений «центр – регион» излишне субъективной, определяет подход федеральных властей к
тому или иному субъекту Федерации не на основе единых формализованных
принципов, а на основе разнородной, не поддающейся логическому осмыслению, системы предпочтений.
– «Фаворитизм» в системе отношений «центр – регион». Ресурсы в
системе отношений «центр – регион» распределяются в зависимости от своеобразного рейтинга территорий, который складывается из степени лояльности к центру. Дополнительной возможностью лоббирования региональных интересов является принадлежность к партии «Единая Россия». Несмотря на то, что субъекты пытаются стать «фаворитами» Кремля, отношения между центром и регионами в России стали носить все более напряженный и непрозрачный характер. В значительной степени возросла готовность некоторых региональных элит противостоять действиям федерального центра. Однако это касается экономически самостоятельных регионов страны.
– Снижение активности и эффективности работы полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Несмотря на принятые меры по обеспечению единства правового пространства страны через надстройку этажа над субъектами Федерации – округа, основные проблемы между системами «центр – регион» и «регион – регион» решить не удалось.
В этих условиях, активность работы указанного института в данном направлении в последнее время заметно снизилась.
– Снижение значения Совета Федерации РФ как выразителя региональных интересов. Очевидно, что значение Совета Федерации как выразителя региональных интересов неуклонно снижается. Прежде всего, из-за особенностей механизма его формирования. Сегодня этот орган в значительно большей степени представляет интересы федерального центра, чем регионов.
Состоящий из глав
субъектов Федерации
– Специфика реализации функции артикулирования региональных интересов в деятельности партий. Представленное направление можно охарактеризовать как проблемное, поскольку активность партий по вопросам регионального развития крайне мала. Во-первых, функционально политические партии в России регионально не ориентированы. Во-вторых, возможность влияния партий на власть ограничена, что делает этот канал взаимодействия крайне не привлекательным для региональных элит. В-третьих, существует партия власти, которая монополизировала возможность представлять и артикулировать региональные интересы с помощью системы назначения региональных руководителей. В результате чего подавляющее большинство управленцев непосредственно с ней взаимосвязано. В-четвертых, стоит указать на свойство российской политической системы относительно партий – изменчивость.
За несколько десятков лет сфера претерпела значительные трансформации и менялась кардинальным образом.
– Отсутствие политической оппозиции и связанной с ней дополнительных каналов артикулирования региональных интересов. Положение в России сейчас таково, что важнейшим, если не единственным, фактором лифта в государственном управлении является принадлежность к правящей партии и строгое исполнение негласных правил внутреннего поведения, а также что в распоряжении правящей группы находятся практически все ресурсы страны. В свою очередь, можно говорить об отсутствии реальной оппозиционной силы в стране. Политическая оппозиция современной России не может предложить достойных идей, программ и альтернатив правящей партии. Перечисленные факторы не являются исчерпывающими, а лишь представляют совокупность условий, наиболее сильно влияющих на территориальное развитие и управленческие практики в России.
Возможностями для эффективного регионального развития и стабилизации систем «центр – регионы», «регион – регион» могут стать:
– децентрализация и учет региональных интересов;
– реформирование и меры по оздоровлению федеративных институтов;
– снижение конфликтности по линии «центр – регион», «регион –
регион»;
– совершенствование субъектного состава. Укрупнение субъектов федерации. Ликвидация сложносоставных субъектов;
– принятие четкой концепции и единой системы приоритетов в сфере территориального управления и пространственного развития;
– создание единого
правового и политического
России;
– развитие отдельных регионов, характеризующихся как «региональные точки роста», на основе использования специфических потенциалов роста и стимулирования деловой активности и новой инвестиционной политики;
– налаживание отдельных механизмов межрегионального взаимодействия и отношений в системе «центр – регионы»;
– сохранение лояльного отношения к центру элит экономически самодостаточных регионов;
– ориентация регионов России на «сильную» региональную политику
федерального центра;
– сбалансирование реальных полномочий органов законодательной и
исполнительной
властей в системе
– узаконивание политического регионального лоббирования;
– приход к власти политических деятелей и лидеров, ориентированных на обновлении системы управления, модернизацию и инновационное развитие;
– упорядочивание системы управления «центр – регионы»;
– реконструкция отдельных звеньев территориального управления;
– переструктурирование деятельности региональных органов развития.
Угрозами для территориального управления России, имеющими негативные последствия, могут выступить:
– усиление централизации и подавление региональной политической
воли;
– разбалансированность федеративных институтов;
– нарастание сепаратистского потенциала в ряде субъектов РФ;
– нарастание структурных ограничений, связанных с избыточным субъектным составом;
– усиление асимметричности РФ;
– разноуровневое и разноскоростное развитие регионов России. Нестабильность регионального развития, непрозрачность отношений в системе «центр – регион»;
– увеличение контрастности социально-экономического развития регионов России. Социально-экономическая катастрофа. Потеря управляемости;
– региональный политический раскол, формирование региональных коалиций с противоположными целями, лоббирующими различные интересы;
– противостояние действиям федерального центра региональных элит
отдельных регионов;
– ориентация регионов России на внешнеэкономические приоритеты,
иностранную поддержку, инвестиции и вливание финансовых ресурсов;
– неуклонное снижение значения Совета Федерации как выразителя региональных интересов;
– сведение к минимуму возможностей представлять региональные интересы через законные и традиционные каналы на федеральном уровне;
– отсутствие ориентации политических деятелей и лидеров на обновлении системы управления, модернизацию и инновационное развитие;
– потеря глубины и гибкости управления территориями;
– увеличение неэффективных звеньев территориального управления;
Информация о работе Отношения «центр – регионы» в современной Росcии: пределы централизации