Отношения «центр – регионы» в современной Росcии: пределы централизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить принципы и формы взаимоотношений между центром и субъектами федерации.
Объект исследования – страны с федеративным устройством. Предмет исследования - принципы и формы взаимоотношений между центром и субъектами федерации. Задачи исследования:
- изучить особенности федерализма как формы государственного устройства;
- изучить принципы и формы взаимоотношений между центром и субъектами федерации на зарубежном опыте;
- рассмотреть принципы и формы взаимоотношений между центром и субъектами федерации в России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Отношения «центр – регионы» в современной Росcии: пределы централизации…………………………………………………………………………………………..5
1.1. Отношений федерального центра и регионов………………………...5
1.2. Сценарии развития отношений «центр – регионы»……….………….10
Глава 2. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения………..12
2.1. Современная региональная политика 12
2.2. Факторы, воздействующие на территориальное управление в России…………………………………………………………………………….24
Заключение 39
Список используемой литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

– нарастание структурных  ограничений деятельности региональных органов развития.

Поле сферы  территориального управления и центрально-региональных отношений можно охарактеризовать как проблемное, содержащее остро традиционные и остро актуальные проблемы, затрагивающие не только отдельные аспекты, но и распространяющиеся на основы и являющиеся как бы экзистенцией становления и развития территориальной системы России.

Потенциальные сильные стороны исследуемой сферы можно условно разделить на три составляющих. Первая группа – факторы, изначально наличествующие и предопределенные географическим размещением государства, геополитическим положением и так далее. Вторая группа – исторически заложенные черты политического устройства и территориальной системы России. Третья группа – факторы, сложившиеся в результате нивелирования негативных тенденций и получившие в итоге положительный характер. На последнюю группу факторов следует обратить особое внимание и комплексно проанализировать механизмы перестройки заряда тенденции для его приложения на нивелирование проблем, присущих российским управленческим практикам на современном этапе.

В целом проблематика сферы территориального управления и центральнорегиональных отношений носит двойственный противоположный характер.

Во-первых, многие показатели одновременно могут выступать в разных оценочных зонах. Во-вторых, встроенность негативных тенденций в сильную сторону или возможность развития, снижает общее функционирование всех элементов, вплоть до превращения сильной стороны в слабую или потенциальную проблему.

К потенциальным  сильным сторонам нередко относится  положительная динамика или тенденция в какой-то отдельной сфере при общей негативной картине, например, в последние годы наблюдается положительная динамика демографических показателей, в частности, рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, понижается общая смертность, присутствует положительное сальдо миграции, но в целом демографические процессы все же имеют отрицательное значение как по стране, так и в региональном срезе.

Потенциальные угрозы в большинстве случаев носят системный характер, тогда как потенциальные возможности представляют вариант для реформирования отдельных аспектов территориального управления и центральнорегиональных отношений или нейтрализуют проблемы и угрозы частного характера, в связи с этим они не имеют резко положительного заряда.

 

Заключение

В данной работе изучались принципы и формы взаимоотношений  между центром и субъектами федерации. Данная цель была достигнута.

В ходе исследования были решены поставленные задачи.

·     изучить принципы и формы взаимоотношений  между центром и субъектами федерации  на зарубежном опыте;

·     рассмотреть принципы и формы  взаимоотношений между центром  и субъектами федерации в России.

По результатам  работы можно сделать следующие  выводы.

Федера́ция  – форма государственного устройства, при которой части федеративного  государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определенной политической самостоятельностью. В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти; наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера; они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет право выхода из состава федерации и, как правило, не может быть субъектом международных отношений.

Принципы и  формы взаимоотношений между  центром и субъектами федерации  существенно различаются в различных  федеративных государствах.

В России в последние годы наблюдается процесс усиления централизации.

 

Список  используемой литературы

 

  1. Барзилов С., Чернышов А. Безумство власти. Провинциальная Россия: двадцать лет реформ. – М.: Научно-изд. Центр «Ладомир», 2005. – 298 с.
  2. Галкин А., Федосов П., Валентей С., Соловей В. Эволюция российского федерализма // Полис. – М., 2002. - №3. – С. 96-128.
  3. Григорьев Л. «Глобус России»: экономика регионального развития // Режим доступа: http://www.polit.ru/lectures/2005/06/28/grigoriev.html
  4. Дробижева Л. Завоевание демократии и этнонациональные проблемы России // Общественные науки и современность. – М., 2005. - №2. – С. 16-28.
  5. Зубаревич Н. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. – М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 264 с.
  6. Илларионов А. Другая страна // Коммерсантъ. – М., 2006.- 23 янв.
  7. Каганский В. Преодоление советского пространства. Лекция, состоявшаяся 4 ноября 2004 года в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру» // Режим доступа: http://www.polit.ru/lectures/2004/11/11/kagan.html.
  8. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. - М. : Захаров, 2005. – 381 с.
  9. Крыштановская О. Матрица возвращается // Независимая газ. – М., 2005. – 17 янв.
  10. Лапина Н. Режим контролируемого плюрализма // Независимая газ. – М., 2004. – 16 марта.
  11. Лапина Н., Чирикова А. Путинские реформы и потенциал влияния региональных элит / Аналитический доклад. – М.: Институт социологии РАН, 2004. – 146 с.

Информация о работе Отношения «центр – регионы» в современной Росcии: пределы централизации