Ответственность и делегирование полномочий при различных стилях управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть делегирование полномочий и ответственности при различных стилях управления, для этого необходимо решить следующие задачи:
а) Определить понятие и сущность делегирования полномочий
б) Рассмотреть понятие стиля управления, его виды и делегирования полномочий в каждом случае.
г) Выявить причины низкой эффективности делегирования и изучить способы распределения полномочий
д) Рассмотреть десять принципов эффективного делегирования полномочий

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Делегирование полномочий на современном этапе развития менеджмента…………………………………………….………………………...5
1.1. Понятие и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды……………………………………...…………………………..…………….5
1.2. Централизация и децентрализация управления……………...….………..14
1.3. Делегирование полномочий при различных стилях управления….…….21
2. Практическое применение делегирования полномочий..……………….…26
2.1. Основные принципы делегирования полномочий………………………..26
2.2. Причины низкой эффективности делегирования. Способы распределения полномочий……………………………..………………..………………………32
3. Десять принципов эффективного делегирования полномочий……………35
Заключение……………………………………………………….………………40
Список использованной литературы……………………………………...……42

Файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 88.09 Кб (Скачать файл)

В другом случае может быть использован метод  исключения [12, с 123]. Этот метод заключается  в том, что руководитель любого ранга  берет общую тетрадь и проводит самофотографию рабочего дня в определенном отрезке времени - это может быть от пяти до двадцати дней (чем больше дней, тем лучше и точнее результат). После проведенной работы тетрадь  рассматривается на досуге и проводится анализ, показывающий, по каким вопросам принимаются решения. Если решения повторяются по одинаковому вопросу несколько раз в день или ежедневно - это первый сигнал к тому, чтобы передать функцию по решению повторяющегося вопроса на уровень ниже. Решение подобных вопросов - это рутина, а вот для решения творческих вопросов времени у руководителей практически нет/

Третий  метод зависит от стоимости решения. Решение о приобретении веника принимает  уборщица - она знает лучше данный вопрос. Кстати, если подключить высокое  руководство к решению вопроса  о приобретении веника, то веник  станет золотым. Решение об улучшении  оргоснастки рабочих мест принимает  старший мастер, либо начальник цеха. А вот, если требуется приобрести дорогостоящее оборудование, то это  прерогатива высокого руководства [8, с 405].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Десять принципов эффективного делегирования полномочий.

 

После принятия решения о делегировании  полномочий и выборе сотрудников, которым  эти полномочия делегируются, начинается сам процесс делегирования с  одновременным наделением правами. Он будет более эффективным, если следовать этим десяти проверенным  принципам:

1. Начинайте с конечной цели.

Менеджеры должны ясно установить результаты, которых они ожидают от подчиненного, наделяемого полномочиями. Мы не можем  работать, учиться или выполнять  какие-то иные действия, пока не осознаем целей и следствий своей деятельности. Чтобы убедиться, что результат, которого ожидает менеджер, не противоречит желаниям других сотрудников, его следует  связать с личными выгодами работников и с миссией организации, обратить внимание на смысл и значение задания (например, оказание услуги, обучение, развитие).

2. Делегирование полномочий должно  быть всесторонним.

Любая организация обладает правилами  и процедурами и определенным количеством ресурсов; всегда существуют некие пределы, ограничивающие возможности  исполнителя. Все это необходимо объяснить при делегировании  полномочий. В частности, менеджер должен установить четкие предельные сроки  и график отчетности. Помимо прочего, менеджер должен четко задать и рамки, в которых сотрудник может  проявлять свою инициативу. Существует, по меньшей мере, пять возможных  уровней проявления инициативы, в  зависимости от степени контроля сроков и объема выполнения задания [13]:

а) Ждите указаний, что делать. Вы предпринимаете определенные действия только после того, как получите соответствующую команду. Эта форма  делегирования в предоставляет  меньше всего прав, т.к. не позволяет  подчиненному проявлять собственную  инициативу.

б) Спросите, что делать. Подчиненным  предоставляется некоторая свобода  при решении вопроса о сроках выполнения задания, но не о его содержании. Подчиненные могут формулировать  свои идеи по поводу того, как лучше  выполнить задание, но, т.к. они не могут приступить к действию без  санкции менеджера, сфера их полномочий крайне ограничена.

в) Получить рекомендации, затем приступить к действиям. Этот вариант дает подчиненным  больше прав, т.к. они получают некоторую  свободу в установлении сроков и  содержания делегированного им задания.

г) Выполнять задание и немедленно докладывать о результатах. Подчиненным  предоставляется право руководствоваться  собственной инициативой, но от них  требуется докладывать о своих  действиях менеджеру, чтобы он мог  удостовериться, что принятые ими  решения правильны и не противоречат другим задачам организации.

д) Приступить к делу, а докладывать  только в плановом порядке. Подчиненные  сами контролируют как сроки, так  и объем и содержание порученного  задания. Отчеты предоставляются только в плановом порядке, чтобы согласовать  действия сотрудников. Если работник обладает соответствующими способностями, информацией  и опытом, то возможность действовать  самостоятельно стимулирует сотрудника к работе и влечет за собой ощущение удовлетворенности трудом.

3. Предложите работнику принять  участие в рассмотрении вопроса  о делегировании полномочий.

 Менеджеры не в состоянии  предоставить подчиненным возможность  полного выбора, но могут позволить  им решать, когда работа должны  быть выполнена, каков уровень  ответственности, когда следует  приступить к работе, как ее  выполнить, какие ресурсы задействовать.  Все это расширяет сферу влияния  работников. Менеджерам следует  обеспечить соучастие работников, если этого требует задание,  и если результатом выполнения  работы может быть личностное  развитие работников.

Подчиненному следует не только дать возможность получить всю интересующую его информацию о задании, но и  позволить ему свободно высказывать  свои соображения относительно параметров работы. Доступность менеджера, с  которым всегда можно обменяться мнениями или проконсультироваться, способствует укреплению двусторонней коммуникации и установлению климата  доверия.

4. Установите паритет между правами  и ответственностью [13].

Самый известный и общий принцип  делегирования полномочий. Для того чтобы подчиненным сопутствовал успех, их следует обеспечить всеми  правами, необходимыми для выполнения порученного им задания. Менеджер ни в коем случае не должен наделять подчиненных  избыточными правами, то есть давать им излишние власть, свободу, ресурсы  и информацию. Подобное несоответствие ведет к снижению уровня ответственности, злоупотреблению полномочиями. Менеджер может возложить на подчиненных  первичную ответственность, то есть, ответственность за краткосрочные (промежуточные) результаты. Они будут  нести эту ответственность перед  менеджером, делегировавшим им соответствующие  полномочия.

5. Работайте в пределах существующей  организационной структуры. 

К решению задачи следует привлекать лиц, принимающих непосредственное участие в работе и в принятии решений. Они, как правило, обладают самой точной и самой полной информацией  о предмете. Это приводит к снижению трудовых издержек и издержек, связанных  со сбором информации, и нередко  к росту эффективности (лучшему  пониманию сути проблем) В то время  как менеджеры рассматривают  проблему в более широком контексте, нижестоящие сотрудники обладают конкретными  познаниями, необходимыми для реализации многих задач.

  6. Обеспечьте адекватную поддержку при выполнении заданий.

При делегировании полномочий подчиненным  менеджеры должны гарантировать  им всяческую поддержку. Для этого  им необходимо выступать с публичными сообщениями и объяснять, чего они  ждут от сотрудников. Помимо прочего, им следует постоянно снабжать подчиненных информацией и ресурсами, нужными для решения поставленной задачи. Менеджер должен также научить подчиненных самостоятельно добывать необходимые ресурсы, поскольку один менеджер вряд ли сможет снабдить их всем необходимым.

7. Обращайте особое внимание  на ответственность за результаты  работы.

 После делегирования полномочий  и наделения работника правами  менеджер должен отказаться от  пристального контроля над процессом  выполнения задания подчиненным.  Следует помнить, что основной  целью делегирования является  успешное решение задачи, а не  отработка менеджером своих излюбленных  методов работы. Необходимо обращать  особое внимание на результаты  работы, а не то, каким образом  подчиненный ее выполнил.

8. Делегирование полномочий должно  осуществляться последовательно.

 Менеджеру нужно принимать  решения о делегировании полномочий  заранее. Если менеджер обладает  достаточным количеством времени,  он самостоятельно проделывает  и ту работу, которую можно  и нужно бы передать подчиненным. Следует помнить, что делегировать нужно как приятные, так и неприятные задания. Иногда менеджеры приберегают для себя более интересные, а подчиненным передают скучные и неприятные задания. Если подчиненные сочтут, что им поручается только "грязная работа", они вряд ли станут доводить ее до конца. С другой стороны, менеджер не должен бояться поручать подчиненным трудные задачи. Последовательное делегирование означает, что менеджер делегирует полномочия постоянно, а не только тогда, когда сам перегружен, и что делегируются и приятные, и неприятные задания.

9. Избегайте возврата делегированных  полномочий.

В процессе обсуждений менеджерам приходится сталкиваться и с так называемым "возвратом делегирования", когда  подчиненные, наделенные определенными  полномочиями, пытаются вернуть их. Менеджер должен пресекать такие  попытки открыто и честно. Один из способов, позволяющих избежать возврата полномочий, состоит в том, чтобы объяснить работникам: они  должны сами воплощать в жизнь  собственные решения. Нужно не обсуждать  саму проблему или давать советы, а  рассматривать предлагаемые подчиненным  варианты ее решения и их допустимость. Эта тактика позволяет избежать возврата полномочий, а так же помогает обучить работников самостоятельно решать проблемы.

10. Объясните сотрудникам, какие  перспективы содержит в себе  решение поставленной задачи.

Они лучше поймут поставленную задачу и проявят большую инициативу, если будут знать, какая награда, какие перспективы ожидают их в случае успеха, как это повлияет на конечного потребителя или  на миссию организации и так далее. В частности, менеджер должен помочь подчиненным осознать связь между  успешным выполнением задания и  финансовым вознаграждением, возможностью продвинуться по службе, получить неформальное признание и т.д.

Разъяснение последствий может  способствовать и пониманию того, что делегирование полномочий необходимо не только для выполнения задания, но и для укрепления межличностных  отношений. Поэтому нужно, чтобы  в результате любого опыта делегирования  полномочий укреплялись как межличностные  отношения, так и организация  в целом [13].

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Распределение заданий между начальником и  подчиненным - это особая форма взаимодействия, которая обозначается понятием делегирование  полномочий. От того, насколько руководитель владеет этим искусством, зависит  эффективность работ подчиненных, самого руководителя, да и производства в целом. При различных стилях управления процесс делегирования  полномочий и ответственности происходит по-разному. Совершенно очевидно, что ни авторитарный ни демократический стили управления персоналом в крайних своих проявлениях найти весьма трудно. Стили руководства могут быть смешанными и зависеть от ситуации, т.е. адаптивными. Это приносит больший результат, нежели приверженность только одному стилю. Тем не менее в целом можно сказать, что основной упор в руководстве должен делаться на социально-психологические, экономические методы руководства и на демократичный стиль управления. Опираясь на демократический стиль, необходимо максимально предоставить свободу сотрудникам в выполнении поставленных перед ними задач. Одновременно необходимо определить контрольные точки для проверки, а возможно и корректировки хода выполнения задания, т.к. пользуясь чрезмерной свободой подчиненные, не понимая конечной цели, могут решать поставленные задачи не в том направлении.

В процессе делегирования руководителю необходимо, прежде всего, решить, какого результата он хочет достичь, затем "про себя" решить, кто бы мог справиться с  задачей, аккуратно выяснить, готов  ли сотрудник принять задачу, а  уж потом, если готов, обсуждать детали (ресурсы, сроки и т.д.). При верном подходе, если подчиненного всё устраивает, дополнительной мотивации не потребуется. На случай, если нет, надо заранее узнать, что же ценно для этого человека и одновременно устраивало бы руководителя.

Делегирование это, безусловно, благо, но есть то, что  делегировать нельзя: установление целей  компании, принятие решений по выбору ее политики и контроль над результатом; руководство и мотивация подчиненных; задачи особой важности и высокой степени риска; очень срочные вопросы; конфиденциальные вопросы, о которых подчиненным знать нет необходимости.

 

Список литературы

  1. Гусева. Е.П.,  Менеджмент: учебно-практическое пособие. М. ; Московский государственный университет экономики статистики и информатики. 2007.- 298с.
  2. Лукичёва Л.И.; под ред. Анискина Ю.П., Управление организацией.  3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2010. — 360 с.
  3. Кибанова А.Я. ., Управление персоналом организации. Учебник. -М.:ИНФРА-М, 2000. – 401 с.
  4. Гольдштейн Г.Я., Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное..  - Таганрог: ТРТУ, 2003. – 310 с.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, - М.: Гардарика, 2003. – 401 с.
  6. Глухов В.В., Основы менеджмента- СПб.: Спец. литература, 2007. – 361 с.
  7. Максимцов М.М, Игнатьева А.В., «Менеджмент»- М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2001. – 482 с.
  8. Мескон М.Х., Альберт Н., Хедоури Ф., Основы менеджмента, - М.: Дело, 2010. – 423 с.
  9. Кондрашкина Л., Персонал:границы делегирования полномочий и итветственоости,- М.: , МЭСИ, 2001.- 232с
  10. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. Менеджмент организации: учебное пособие - М., Издательство "Инфра-М", 2009. – 437 с.
  11. . Кинан К. Делегирование полномочий/ Эксмо. – 2006г.- 80с
  12. Хекхаузен Х., Мотивация и деятельность: в 2 т., Т. 2.- М.: Педагогика, 2009. – 392 с.
  13. Уэттен Д. А. Десять принципов эффективного делегирования полномочий //http://www.elitarium.ru/2009/02/25/delegirovanije_polnomochij.html, 2009.
  14. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом - М.: Юнити. 2011. – 450 с.
  15. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства - Минск: Новое знание. 2002.- 250 с.
  16. Бухалков М.И. Управление персоналом - М.: ИНФРА-М. 2005.- 386 с.

Информация о работе Ответственность и делегирование полномочий при различных стилях управления