Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:25, шпаргалка
Ответы на 45 вопросов.
5.Основателем школы научного менеджмента принято считать Фредерика Тейлора (1856—1915) — американского инженера, который известен тем, что разработал первую целостную концепцию управления, которую в его честь называют «тейлоризмом». Основную цель менеджмента Тейлор видел в повышении производительности труда. Достичь этой цели, с точки зрения Тейлора, можно было только путем выработки многочисленных правил, по которым совершаются операции и которые должны заменить суждения рабочего. Фактически, это означает, что основную роль в управлении производством Тейлор отводил инструкциям, в соответствии с которыми должны действовать рабочие. Среди последователей Тейлора можно назвать Генри Ганта, а также супругов Фрэнка и Лилиан Джилбер-тов. Так же, как и Тейлор, они стремились к усовершенствованию трудового процесса путем выработки четких инструкций, которые основывались на логическом анализе. Сторонники данного направления полагали, что при помощи логики, наблюдений, анализа и расчетов можно организовать производство таким образом, что оно будет максимально эффективным. Кроме того, со школой научного менеджмента связано также представление о том, что управление — это особая функция, которая отделена от фактического выполнения работы. Генри Форд является также крупной фигурой в истории научного менеджмента. По его мнению, задачу промышленности нельзя видеть только в удовлетворении потребностей рынка (хотя без этого никакая промышленность существовать не можуует): необходимо так организовывать производственный процесс, чтобы, во-первых, можно было снизить цены на продукцию, а во-вторых, повысить оплату труда работников. В своей практике Форд стремился расчленить процесс производства на мельчайшие операции, в результате которого движение изделий от одного работника к другому зависело бы лишь от скорости, с которой выполняется операция. Именно это позволило ему снизить себестоимость продукции. Генри Гант считал ,что ведущую роль играет человеческий фактор. Работник должен не только зарабатывать,но и получать чувство удовлетворенности.
6.Представители классической (1920—1950) школы, а именно — А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:
разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;
полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;
дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;
единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;
вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;
централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;
скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;
порядок. Место — для всего, и все — на своем месте;
справедливость — сочетание доброты и правосудия;
стабильность рабочего места
для персонала. Большая текучесть
кадров снижает эффективность
инициатива. Означает разработку
плана и обеспечение его
корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.
7. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930—1950) внесли два ученых — Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации. Однако в некоторых ситуациях подход оказывался несостоятельным. Изучали конфликты в трудовых коллективах и способы их решения,влияние соц. Психологич. Факторов на пр-ть труда.проводили исследования: изучали различ аспекты соц взаимодействия,проблема мотивации трудовой деят-ти,проблема власти и авторитета.
9.повторяющиесянеобходимые,
1) закон специализации управления,заключающ в разделении управленч труда.
Раделение труда- деяят-ть,при которой участники производит процесса выполнют различные, но доп друг друга трудов операции.
Специализация труда- форма раздел труда, котор предполаг расчленение фун-ий управления на отедльные виды управленч деят-ти.
2)закон интеграции управления- необходимость в объединении различ специалз управленч действий в единый управленч процесс для достижения цели орг-ии. Выр-ся во взаимосвязи,взаимодействии и информ. обмене между подразделениями орг-ии. В кач фак-ов выступают цели,интересы, задачи,требования рынка.
3)закон единства сис-мы управл. Пр-вом означ устойчивость внутр связей не заввисимо от внеш факторов.
След формы законы: 1) единство ф-ии управления;2)ед-во принципов упрвл-ия;3)еди-во процесса управления.
4)закон централиз и
децентрализ управл-ия означ
в менеджменте децентрализация означает делегирование руководителем таковых полномочий и обязанностей подчинённым, наделяя их тем самым большей свободой воли, но и вместе с тем большей ответственностью.
Централизация- больш часть полномочий у высшего рук-ва.чем больше ур-нь управления, на котором приним решения,и чем меньше ур-нь,куда прдназнач они, тем выше степень централизации.
5)закон соотносит управляющ
и управляемого сис-мой
6)закон экономии времент
7)закон приоритетности соц целей.
10. принципы-1)осн правила,котор отраж основн требования в управленч деят-ти 2)руководящ идеи,котор отраж зак-ти отношений управления и подтв-ся реальн практикой 3) правила, реализации закона упрвления,котором должны руководствоваться руков-ли при выполнении ф-ий управл-ия 4) организац нормы поведения, применение котор в практич деят-ти повыш эф-ть выполнения. Черты принципов мен-та:-сис-ма пр-ов гибкая,состав пр зав от ситуации;-носит субъктив и объектив хар-р;открытая си-ма; отраж подход как к науке.так и к искусству.
1.принцип науч обоснованности
предполаг построен сис-мы
2.прин соответствия. Работа должна соотв умственн и физич состояние раб-ка.
3.принцип единоначалия
4.принцип нормы управляемости.
5.пр-п соответсвия прав и ответ-ти
6.пр разделения властей
7.пр четкой иерархии упр-ия.преполаг вертик построение аппарата управл не основе должностной субардинации
8. регламентации обязанностей. закл-ся в том, что каждый работник в своей деятельности должен руковод-ся нормами, регламентом. обязанности должны быть отграничены. каждый должен знать и понимать свои обязанности
9.делегирование полномочий
10.пр плановости.закл-ся в установлении основ прорпорции и направлении
11.пр мотивации
Коллегиальность-предполагает выработку реш коллективным путем.
12.принцип демократизации
13.пр автоматич замещения
14.пр обратной связи
15.-повыш квалификации
16правовой защищенности
17.пр одноразового ввода информации
8. Ключевой характеристикой науки управления (количественной школы) является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть описан математическим языком.
Формализация управленческих функций, интеграция труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, планирования, маркетинга и т. п.). Методы моделирования, анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений легли в основу функции прогнозирования.
Модель - это форма представления реальности. Математическая модель - это описание какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики.
Основные этапы построения модели перечислены ниже.
Уточнение постановки задачи.
Формулирование законов, связывающих основные параметры объекта.
Запись в математических выражениях сформулированных закономерностей,
Исследование модели на основе
сопоставления фактических
Накопление данных об изучаемом объекте и корректировка модели с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев и т. п.
Применение модели для решения задач управления объектом.
Развитие и совершенствование модели.
При решении проблем управления
наибольшее распространение получили
модели теории игр, теории очередей, управления
запасами, линейного программирования,
имитационные, экономического анализа.
Они позволяют решать большой
класс задач управления с применением
экономико-математических методов. Теоретические
основы этих методов были заложены
российскими учеными Л. В. Канторовичем
и В. В. Новожиловым, которые не только
разработали методы количественного
подхода, но и способствовали практике
их применения. Начиная с 1960-х гг.
экономико-математические методы используются
для решения проблем
14.Положение подразделений-документ,
11. 6 этапов процесса разделения труда:1.управл тот,кто и производит.2.треб выделить спец раб-ка,котор освобожден от произв ф-ий.3.кол-во раб-ов увелич и треб координац их деят-ти.линейн иерархия.4.треб специализация раб-ов на выполгнение отдельн ф-ий ор-ии.5.треб-ся координация деят-ти спец-ов,появл функциональная иерархия или функционал рук-ли.6.развитие управленч деят-ти требует координации линейной и функциональной иерархии. 3 вида РТ: вертикальное,горизантальное и функциональное. Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления — низового, среднего и высшего.К низовому уровню управления относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.Средний уровень (50—60% численности управленческого персонала) включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.
Высший уровень (3—7%) — администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.