Перспективы развития малых и средних гостиниц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Исследованию проблемы организации и специфики деятельности малых и средних гостиниц посвятили свои работы многие представители онауки: Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж., Р.А. Браймера, Уильяма Л. Ляпина И.Ю, Чудновский А.Д. и т.п.
В соответствии с поставленной целью выделяем следующие задачи:
описать особенности организации и специфику деятельности малых и средних гостиниц;
рассмотреть типологию и сегментацию малых и средних гостиниц;
проанализировать тенденции развития российского рынка гостиничных услуг;
рассмотреть проблемы и перспективы развития малых и средних гостиниц.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Организация и специфика деятельности малых и средних
гостиниц_________________________________________________________5
1.1.Особенности и история развития малых и средних гостиниц_________5
1.2. Типология малых и средних гостиниц в г.Москва_________________11
1.3. Сегментация малых и средних гостиниц на классы________________15
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малых и средних
гостиниц________________________________________________________22
2.1 Анализ тенденций развития российского рынка гостиничных услуг__22
2.2. Проблемы становления малых гостиниц Российской Федерации в городах-мегаполисах_________________________________________________28
2.3. Перспективы развития малых и средних гостиниц ________________34
2.4.Методические рекомендации по созданию механизма функционирования малых и средних гостиниц в г. Москва______________________________43
Заключение______________________________________________________47
Список использованной литературы_______________________________

Файлы: 1 файл

диплом по теме Перспективы развития малых и средних гостиниц.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

9. Безопасность клиентов  должна обеспечиваться через  различные системы наблюдения, внутриномерные электронные сейфы, электронные замки и другие средства защиты.

Существует несколько общих классификационных признаков:[5,с. 47]

1. Уровень комфорта – это комплексный критерий, слагаемыми которого являются:

- состояние номерного  фонда: площадь номеров, доля  одноместных, многокомнатных номеров,  номеров-апартаментов, наличие коммунальных удобств в номерах;

- состояние мебели, инвентаря,  предметов санитарно-гигиенического  назначения;

- наличие и состояние  предприятий питания;

- состояние здания, подъездных  путей, обустройство прилегающей  к гостинице территории;

- информационное обеспечение  и техническое оснащение;

- обеспечение предоставления  дополнительных услуг.

В каждом отдельном государстве  к пониманию уровня комфорта как  критерия классификации подходят по-разному, именно поэтому в мире нет единой классификации гостиниц. Всемирной туристической организацией (ВТО) предложена только стандартная классификация средств размещения.

2. Вместимость номерного фонда – число мест, которое может быть предложено клиентам одновременно. Общепринято разделять гостиницы на:

- малые - вместимость  до 150 мест (в ряде стран не более  100 номеров);

- средние - 150-400 мест (до 300 номеров);

- большие - свыше 400 мест (свыше  300 номеров).

3. Функциональное назначение - этот критерий является решающим при определении типологической структуры гостиницы. Всего выделяют две большие группы предприятий: транзитные и целевые:

Транзитные – гостиницы, обслуживающие  туристов в условиях кратковременной остановки. Они располагаются на магистралях с большим движением, в них ограниченный уровень комфорта.

Целевые гостиницы в зависимости  от цели путешествия подразделяются на:

- гостиницы делового назначения, обслуживающие лиц пребывающих  в командировках;

- гостиницы для отдыха (курортные  – предоставление размещения, питания и ряда дополнительных услуг людям, стремящимся к отдыху и восстановлению здоровья  и туристские – главная цель отдых).

4. Месторасположение. Здесь существуют различные вариации. Гостиницы могут быть расположены в черте города, в горах; на побережье и т.п.

Кроме месторасположения гостиницы выделяют классификацию номеров и вида из номеров.

5. Продолжительность деятельности. По этому критерию гостиницы классифицируются на гостиницы, работающие круглогодично, работающие 2 сезона или же гостиницы, функционирующие лишь 1 сезон.

6. Обеспеченность питанием:

- гостиницы, работающие по системе  «Все включено» (размещение + 4-хразовое  питание с включением алкогольных  напитков как местного, так и  иностранного производителя, в  зависимости от специфики гостиницы и ее стоимостной ценности);

- гостиницы, обеспечивающие полный  пансион (размещение + трехразовое питание);

- гостиницы, обеспечивающие полупансион  (размещение + 2-хразовое питание  с вариацией завтрак-обед или  завтрак-ужин);

- гостинцы, предлагающие размещение и только завтрак.

7. Продолжительность пребывания гостей:

- гостиницы для длительного  пребывания гостей;

- гостиницы для кратковременного пребывания.

8. По уровню цен номера гостиницы классифицируются на: 
- бюджетные (25-35 у. е); 
- экономичные (35-55 у. е); 
- средние (55-95у. е); 
- первоклассные (95-195 у. е.); 
- апартаментные (65-125 у. е); 
- фешенебельные  (125-425 у. е).

Итак, существует множество  принципов и критериев  мировой классификации гостиниц, все зависит от национальных, географических особенностей страны, а также местных традиций. При классификации гостиниц в разных странах также используют различные системы.

По формам собственности и организации управления гостиничные предприятия Российской Федерации подразделяют на следующие классификационные группы: муниципальные предприятия, являющиеся собственностью города; акционерные общества; совместные предприятия с участием иностранного капитала; ведомственные гостиницы; частные гостиниц; гостиницы, принадлежащие общественным организациям.

Классификация обслуживание по звездам:

- Однозвездный отель. Туристические фирмы почти не предлагают такие гостиницы для размещения, в основном, останавливаются в них самостоятельные путешественники. Расположены такие гостиницы обычно на окраине, или рядом с центром, но в неприглядном месте. Как правило, это очень маленький отель, на 6-10 номеров, который обслуживает одна семья. Питание здесь не предполагается, вход после часа ночи запрещен. В маленьком номере - две кровати, тумбочка и стул.

- Двузвездный отель. У таких гостиниц - удобств больше. Турфирмы предлагают размещение в таких отелях чаще всего на экскурсионных маршрутах, когда туристу нужны только постель и завтрак. Обстановка в номере - кровать, стол, стул, возможно, раковина. Иногда уровень двух звезд подразумевает наличие удобств в виде душа и телевизор, за пульт, от которого придется заплатить. Ограничений на вход в ночное время нет. Завтрак обычно присутствует.

- Трехзвездный отель. Отели, близкие по стандартам к трехзвездной категории - оптимальный выбор для большинства постоянно путешествующих. Это самая распространенная во всем мире разновидность отелей. В номере такой гостиницы должны быть все удобства: телефон, телевизор, возможно, мини-бар. Номера бывают одноместные и двухместные как с одной большой кроватью, так и с раздельными. Есть трехместные номера для родителей с ребенком: обычно это двухместный номер с дополнительной кроватью или с раскладывающимся диваном. Сервис гостиниц различных стран мира может значительно отличаться друг от друга. Например, в Европе в отеле три звезды – меньше услуг, чем в греческих трехзвездных отелях. У них существуют определенные закономерности: обычно, чем выше комфорт и чем больше предоставляемых дополнительных услуг, тем дальше от центра располагается гостиница.

- Четырехзвездный отель. Это отели с высоким уровнем сервиса, рассчитанные на людей, чьи заработки по европейским стандартам средние и выше среднего. Четырехзвездную гостиницу отличает повышенный уровень комфортности и удачное месторасположение, она может располагаться в центре города или на первой линии пляжа. Обязательно должна быть охраняемая автостоянка. У больших отелей есть свои такси и микроавтобусы. Эта категория предполагают множество дополнительных бесплатных услуг, возможность пользоваться тренажерными залами, кортами и бассейнами и различными отельными шоу, например, дискотеками. В четырехзвездном отеле номер меблирован как обычная жилая комната, со стандартной бытовой техникой. Цветной телевизор с дистанционным управлением, холодильник, мини-бар, кондиционер, охранная система, мини-сейф, обязательно телефон с выходом на межгород. В некоторых отелях предоставляют термопресс для глажения, и есть система дистанционного управления светом. В таких отелях можно заказать как стандартный одноместный или двухместный номер, так и номера с улучшенной планировкой, которая предполагает не только спальню, но и гостиную или кухню.

- Пятизвездный отель - это город со всей необходимой для жизни инфраструктурой. В отелях есть несколько ресторанов (с европейской и национальной кухней), баров, ночной клуб и магазины. А также парикмахерские и прачечные, фитнес и бизнес центры, бассейны и косметические кабинеты. Номера в них бывают самые разные: от одноместных с одной кроватью до многокомнатных апартаментов. Самый скромный номер в пятизвездной гостинице - одноместный с одной двуспальной кроватью. Далее следуют двухместные, они бывают двух разновидностей: с двумя кроватями или с одной большой. Выше по рангу стоит двухместный номер, который может быть и двухэтажный, обычно со спальней или спальнями наверху. Есть двухъярусные номера, включающие в себя 2-3 спальни, пару гостиных и кабинетов и комнаты для прислуги или охраны. Это уже королевские. Для деловых людей в некоторых пятизвездных отелях есть бизнес номера - с многоканальной телефонной связью, компьютером, факсом и комнатой для переговоров. В любом номере пятизвездного отеля должен быть полный набор необходимых косметических средств в ванной, тапочки перед кроватью, мини-бар, телефон, цветной телевизор, кондиционер и другие предметы роскоши, облегчающие быт.[17,с.49]


 

Глава 2. Проблемы и перспективы развития малых  и средних гостиниц

 

2.1 Анализ тенденций развития российского рынка гостиничных услуг

 

Лидерами спроса на гостиничные  услуги будут города, обладающие высоким  экономическим потенциалом. В свою очередь, экономический потенциал теоретически может привязываться к численности населения города. Естественно, экономика города с населением порядка 1 млн. человек развита лучше, чем в населенном пункте на 200 тыс. жителей. Приняв это предположение за основу сравнения, можно сопоставить экономический потенциал города, определяемый численностью его основного населения, и объем местного гостиничного рынка, выраженный в объеме номерного фонда (рис. 2). В качестве объектов для сравнения отобраны 14 региональных центров, расположенных в различных географических зонах и имеющих различный экономический потенциал. Охват выборки – от Владивостока до Калининграда, представлены города-миллионники и небольшие областные центры на 200-500 тыс. жителей. Санкт-Петербург как «вторая столица» из сравнения исключен. Кроме того, в выборку сознательно не были включены центры туристического спроса, включая Сочи, Новгород, Иркутск, Петрозаводск.

Диаграмма отражает существенный разброс показателей, что говорит  о неравномерном развитии гостиничного рынка в регионах. Наблюдения позволяют также сделать вывод относительно несоответствия степени развития гостиничной базы и потенциальных возможностей регионального центра. Приняв такой вывод в качестве руководства к действию, можно смело направлять инвестиции в те города, где имеется высокий потенциал для роста спроса на гостиничные номера, который очевидно не будет удовлетворен существующим гостиничным предложением. В этом смысле перспективен гостиничный сегмент Воронежа, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Новосибирска и Красноярска. Екатеринбург и Казань приближаются к «точке насыщения», а такие города, как Владивосток, Калининград, Новороссийск, если верить диаграмме, являются лидерами развития гостиничной сферы.

Рис. 1. Сравнение гостиничного потенциала региональных центров РФ

 

Фактором, показывающим степень развития гостиничного сегмента и позволяющим делать предположения относительно перспектив его дальнейшего роста, является анализ показателей основных параметров деятельности гостиничных предприятий, таких как загрузка и средняя цена продаж номеров. Именно эти показатели определяют возможности возврата инвестиций, а, следовательно, и интерес, который инвесторы проявляют к региону. Последнее обстоятельство наглядно проявляется в количестве объектов, введенных на региональный гостиничный рынок за последние 3-5 лет (рис. 2).

Рис. 2. Потенциал развития регионального гостиничного рынка РФ

 

На диаграмме видно, что в последние годы наиболее привлекательным для гостиничного бизнеса был рынок Казани. Это нашло отражение как в количестве реализованных проектов, так и в степени заполнения верхнего сегмента рынка. В этом же городе расположено максимальное количество объектов, включенных в гостиничные сети российского происхождения. Но и международные операторы проявляют интерес к местному рынку.

Дополнительным фактором, определяющим направление инвестиций, будет анализ экономических показателей гостиниц, действующих в том или ином городе (см. рис. 3).

Рис. 3. Сравнительная динамика работы гостиничных рынков различных

региональных центров РФ

Низкоэластичный спрос, складывающийся на региональных гостиничных рынках под воздействием недостатка предложения и отсутствия субститутов, позволяет участникам рынка предельно увеличивать расценки на номера. Как показывает рис 3, региональные предложения схожи по своей ценовой составляющей более чем по каким бы то ни было иным показателям. Высокие цены сокращают сроки возврата инвестиций в проекты и способствуют росту привлекательности гостиничных рынков регионов. С этой точки зрения сибирские города демонстрируют не менее высокий потенциал, чем лидеры южных регионов России.

Пока же о гостиничном  рынке в полном понимании этого  слова можно говорить только применительно к нескольким городам: Москве, Петербургу, в меньшей степени Сочи и Екатеринбургу [22, с.53]. Там уже можно проследить деление на сегменты (нижний, средний и верхний). Они представлены, как правило, не одним объектом, поэтому между ними развивается конкуренция. В других городах ситуация иная: на рынке действует несколько объектов размещения, построенных еще в советское время, при этом основное предложение сконцентрировано в бюджетном или экономическом сегменте, верхний сегмент практически отсутствует, средний представлен единичными объектами. Новые проекты формируются, как правило, в сегменте мини-отелей (до 10 номеров) и малых гостиниц (10–50 номеров), которые, в силу малого формата бизнеса, не могут рассматриваться как полноценная замена «индустриальным» гостиницам (с номерным фондом, превышающим 100 единиц). По той же причине малые гостиницы неинтересны гостиничным операторам.

В целом участники  рынка выделяют несколько параметров, по которым отечественные управляющие  компании уступают западным конкурентам:

  • Во-первых, это отсутствие единых стандартов работы. Любая серьезная гостиничная сеть выводит свои стандарты сервиса, имущества, финансового учета. Например, стандарт имущества - это большой букварь, где прописано все, что касается собственности, начиная с того, какова должна быть высота потолка, и заканчивая типом матраса. Стандарт сервиса - это и качество уборки номеров, и меню завтраков. Кроме того, у каждой сети свои требования к пожарной безопасности и еще очень много различных нюансов. Российские отели одной сети всегда очень разные.
  • Во-вторых, большинство российских сетей владеют отелями, которыми управляют. Такая закономерность полностью расходится с практикой, сложившейся на мировом гостиничном рынке. Иностранные сети считают владение недвижимостью непрофильным бизнесом и предпочитают зарабатывать исключительно продажей франшиз и управленческими услугами.
  • В-третьих, отечественные гостиницы отличает острый дефицит профессиональных кадров. Во многом это обусловлено тем, что на рынке пока не сформировалась услуга профессионального управления, и большинство владельцев гостиниц не могут доверить управление наемным менеджерам. В итоге менеджерские позиции достаются людям без достаточного опыта работы.

Проблем российским сетям добавляет отсутствие глобальной системы резервирования номеров, профессиональных тренинговых центров для обучения обслуживающего персонала, недостаточно внимательное отношение к вопросам маркетинга и трудности в поисках инвестора. Из-за отсутствия опыта управления к российским операторам инвесторы относятся довольно сдержанно. Есть и другой нюанс. Вложения в офисную и торговую недвижимость приносят потенциальным инвесторам и девелоперам более высокую прибыль. Как известно, инвестиции в гостиничный сектор - одни из самых долгосрочных. По оценке экспертов, новая гостиница в лучшем случае может окупиться через 8 лет, а при строительстве торгового центра деньги можно вернуть уже через пять лет. Из-за этого, по мнению всех участников рынка, отечественные гостиничные сети не могут конкурировать с западными аналогами, так как существенно ограничены в своем развитии.

Однако существующие гостиничные операторы обладают важным качеством, которое позволяет им выжить. Единственное достоинство российских сетей по сравнению с западными - это их гибкость. Например, они не требуют базового вознаграждения за свои услуги. Кроме того, экономят на затратах: инфраструктурный ремонт, который они делают, не требует качественных вложений. С другой стороны, существенный спрос и отсутствие конкуренции позволяют им заработать на росте рынка. Например, по данным руководителя отдела консалтинга Praedium Елизаветы Эстриной [20, с.21], за последний год стоимость проживания в пятизвездочном московском отеле выросла в среднем на 78,4 %, в четырехзвездочном - на 40%. Потому окупиться «новые русские» отели могут значительно быстрее восьми лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Проблемы становления малых гостиниц Российской Федерации в городах-мегаполисах

 

Рынок гостиничных услуг  является одним из наиболее привлекательных и динамично развивающихся видов деятельности. Развитие туризма непосредственно зависит от развитости гостиничной инфраструктуры и является одним из важнейших факторов, определяющих объемы въездного потока туристов в Россию. По данным Российского союза туриндустрии за шесть месяцев 2010 года въездной туристский поток в Россию по сравнению с 2009 годом снизился на 7,6%. Одной из основных причин является дефицит современных гостиниц туристского класса как в регионах, так и в Москве и Санкт-Петербурге. Среди 115 туроператорских компаний, работающих на рынке въездного туризма, эту ситуацию оценили как критическую 47% туроператоров. Это означает, что состояние гостиничной инфраструктуры стало важнейшим негативным и сдерживающим развитие туризма фактором. Преодолеть сложившуюся ситуацию можно только путем серьезных инвестиционных вложений в гостиничную индустрию.

Однако стоит отметить, что Москва является относительно благополучным городом, с точки зрения конъюнктуры рынка гостинично-ресторанных услуг. В регионах дела обстоят намного сложнее.

Москва – столица  России и крупнейший её город. Сюда стремятся бизнесмены со всего мира, так как в Москве сконцентрирован весь российский бизнес. Именно здесь расположены штаб-квартиры всех крупнейших компаний страны и иностранных фирм. Московская сеть гостиниц и других рекреационных предприятий развита лучше.

В регионах – меньшее  количество иностранных представительств. Сюда поток бизнесменов ослабевает. Строить большое количество гостиниц нет смысла.

На начало 2010 года в Москве насчитывалось порядка 279 гостиниц, общий номерной фонд составил около 35 тыс. номеров. В настоящее время лидирующее место в структуре номерного фонда занимают гостиницы среднего класса (44%). На отели более высокого уровня (4 и 5 звезд) приходится 26% рынка. Основная часть гостиниц Москвы сконцентрирована в Центральном и Северо-Восточном округах. В совокупности на эти округа приходится около половины гостиничного фонда.

Стоимость проживания в  гостиницах Москвы продолжает расти  и считается одной из самых высоких в Европе (около 300 евро). На рост цен оказывают влияние такие факторы, как дефицит гостиниц всех категорий, увеличение спроса со стороны въездного и внутреннего туризма, заинтересованность инвесторов в увеличении прибыльности гостиничных объектов и отсутствие острой конкуренции.

Согласно генеральной  схеме размещения гостиниц в Москве к 2012 году их общее число возрастет до 556, а количество мест составит 186473. Уже в 2009 году введены в эксплуатацию 28 гостиниц на 5263 места, тогда как за период с 2000 по 2008 год в Москве было введено в эксплуатацию всего лишь 50 гостиниц на 11530 мест.

Дальнейшее развитие гостиничного рынка во многом зависит  от создания благоприятных условий для ведения бизнеса и успешного решения ряда существующих проблем. По мнению экспертов, к первоочередным вопросам, которым необходимо уделить внимание, относятся жесткие требования московского правительства к участникам проектов, высокая стоимость права аренды земельных участков и существующие сложности с их получение

Предпринимательская деятельность в гостеприимстве предполагает умение адекватно оценивать и прогнозировать потребности туристского рынка в услугах гостеприимства, способность выявлять те услуги, которые в максимальной степени удовлетворяют потребности туристов. Важно правильно определить место расположения отеля и объем предлагаемых гостиничных услуг, в том числе, с учетом сезонности, а также создавать и использовать новые технологии с целью минимизации издержек и максимизации прибыли.

Информация о работе Перспективы развития малых и средних гостиниц