Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа
Исследованию проблемы организации и специфики деятельности малых и средних гостиниц посвятили свои работы многие представители онауки: Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж., Р.А. Браймера, Уильяма Л. Ляпина И.Ю, Чудновский А.Д. и т.п.
В соответствии с поставленной целью выделяем следующие задачи:
описать особенности организации и специфику деятельности малых и средних гостиниц;
рассмотреть типологию и сегментацию малых и средних гостиниц;
проанализировать тенденции развития российского рынка гостиничных услуг;
рассмотреть проблемы и перспективы развития малых и средних гостиниц.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Организация и специфика деятельности малых и средних
гостиниц_________________________________________________________5
1.1.Особенности и история развития малых и средних гостиниц_________5
1.2. Типология малых и средних гостиниц в г.Москва_________________11
1.3. Сегментация малых и средних гостиниц на классы________________15
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малых и средних
гостиниц________________________________________________________22
2.1 Анализ тенденций развития российского рынка гостиничных услуг__22
2.2. Проблемы становления малых гостиниц Российской Федерации в городах-мегаполисах_________________________________________________28
2.3. Перспективы развития малых и средних гостиниц ________________34
2.4.Методические рекомендации по созданию механизма функционирования малых и средних гостиниц в г. Москва______________________________43
Заключение______________________________________________________47
Список использованной литературы_______________________________
Строительство нового здания на рынке регионального малого и среднего гостиничного бизнеса (и в том числе в Санкт-Петербурге) — решение до сих пор непопулярное. Во-первых, мест под застройку в центре крупных городов с видом из окна на архитектурные достопримечательности часто нет физически. Так что нередко малая гостиница представляет собой сегодня небольшую часть действующего или бывшего общежития, подвальное помещение, либо несколько квартир, расположенных на одной лестничной площадке или нескольких этажах. Реже — это часть жилого дома или отдельно стоящее здание. Например, самый распространенный в Санкт-Петербурге вариант создания малой гостиницы — это покупка коммунальной квартиры (либо нескольких таких квартир). Квартиры расселяются и ремонтируются — в одной квартире создается от 6 до 8 номеров. Обычные квартиры для создания гостиниц менее удобны — их, как правило, приходится подвергать перепланировке, что требует дополнительных инженерных согласований с БТИ. Рассчитывать общие затраты проекта нужно исходя из стоимости квартиры (в Петербурге — от 1000 долларов за 1 кв. м) и стоимости ремонта, а также необходимой перепланировки. Обстановка и меблировка, электрическая проводка, сантехническое и прочее оборудование обойдется еще примерно в 250–300 долларов в расчете на 1 кв. м.
В соответствии с действующим
законодательством гостиница
В каждом регионе оценкой качества обслуживания гостиниц занимаются местные сертифицирующие организации. В Петербурге их три — «Центр контроля и качества товаров (продукции), работ и услуг», «Орган по сертификации услуг АНО ФРОСБИ» и «ТЕСТ Санкт-Петербург». Из суммы различных критериев оценки как раз и складывается класс малых гостиниц, обычно фиксируемый на уровне 2-х — 3-х звезд.
Несмотря на «режим благоприятствования» и «поддержку», процессы перевода помещений из жилого фонда в нежилой и получения соответствующих разрешений, согласований и сертификатов связаны с дополнительными затратами — не только финансовыми, но и временными. Поэтому нередко хозяева мини-гостиниц принимают решение не регистрироваться и не получать никаких разрешений. «Серый» путь выбирают почти все малые гостиницы с количеством номеров до 4-х — организованные в небольших квартирах, хозяева которых, в большинстве случаев, не планируют расширять бизнес.
Самый главный плюс «серого» гостиничного бизнеса — снижение затрат благодаря полному уходу от налогового бремени. В то же время, по словам большинства участников рынка, налоговое бремя не является неподъемной ношей — его размеры вполне умеренны, кроме того, в своей деятельности почти все малые и средние гостиницы применяют упрощенную систему налогообложения. Как бы то ни было, работа «по-серому» позволяет обеспечивать цены чуть ниже, чем в «белых» отелях.
Самый большой недостаток «серого» статуса — это ограниченность клиентской и партнерской базы. Из списка возможных клиентов сразу выпадают корпоративные клиенты (т. н. «командировочные»), которые требуют платежные документы для финансовой отчетности. Возникают трудности и с размещением рекламы и включением информации в специализированные каталоги и справочники.
Впрочем, реклама таким гостиницам не нужна: лучшая реклама — это низкие цены и «сарафанное радио», которые стабильно обеспечивают высокую заполняемость. В результате сроки окупаемости «серых» малых гостиниц значительно меньше, чем у «белых», и начинаются от двух лет.
Современные стандарты обслуживания (будь то «звездные» или наоборот, самые что ни на есть посредственные и «никакие») и теплая домашняя атмосфера — вещи, увы, несовместимые… Если вы останавливаетесь в гранд-отеле уровня «Европы», вас ждет сервис высокого уровня, но сервис обезличенный. Если остановитесь в «рядовой» гостинице, вас, скорее всего, ждет дурной сервис. Малые и средние же гостиницы обеспечивают путешественников домашним уютом и теплом.
Залог экономической эффективности — оптимизация расходов. Мелочей в малой гостинице не бывает. Например, мыло и шампунь можно упрятать в дозатор, что при длительном использовании обернется значительной экономией. Экономить на комфорте постояльца нельзя ни в коем случае. Скажем, телефонные звонки по городу в большинстве малых и средних гостиниц бесплатны.
Большинство гостиниц категории «четыре звезды» – это новые или отреставрированные здания. Эти гостиницы привлекают внимание внешней и внутренней отделкой, дизайном. В большинстве из них задействован капитал иностранных компаний, управление тоже, как правило, осуществляется иностранными специалистами. Они предлагают более обширный перечень услуг, чем предприятия категории «три звезды», и приближаются к международным стандартам. Как правило, все они имеют сауну, реже – бассейн, небольшие конференц-залы и бизнес-центры, рестораны, бары, салоны красоты и другие услуги, индивидуальные для каждого отеля. Эти предприятия составляют подавляющее большинство среди гостиничных предприятий.
Все малые гостиницы Москвы, которые имеют минимальный набор предоставляемых услуг, при аттестации получили категорию «три звезды». Но большинство из них весьма ограничивают перечень своих услуг, в которые входят лишь: ресторан, бар, парикмахерская, обмен валют. Если обратить внимание на архитектуру, то громоздкие мрачные здания этих отелей не привлекают внимания и не вызывают желания проживать в них.
Для нового гостиничного хозяйства страны характерно преобладание дорогостоящих отелей высокого класса, при этом почти полностью отсутствуют современные отели категории «две-три звезды», которые в зарубежной практике работают как массовые гостиничные предприятия.
В Москве же большинство гостиничных предприятий класса «две-три звезды» – это старые гостиницы, которые в силу того, что они строились очень давно и почти не реставрировались, не могут претендовать на более высокую категорию. К таким предприятиям можно отнести такие гостиницы как: гостиница «Москва»; гостиница «Минск».
Способ решения проблем малых и средних гостиниц – это, как ни странно, увеличение их вместимости. Оптимальным количеством номеров для московского отеля будет, пожалуй, верхняя граница, устанавливаемая для данных средств размещения, то есть примерно 80-90 номеров
В настоящее время правительство города Москвы пытается реализовать программу по развитию именно малых гостиниц класса «две-три звезды» в старых и уютных зданиях города. Такие гостиницы очень популярны на Западе. Недорогие и очень уютные гостиницы смогли бы принимать гостей города, которые не могут позволить себе проживать долгое время в гостинцах высокого класса, таких как, например, «Метрополь» или «Националь».
Услугами таких гостиниц
с удовольствием воспользовалис
Маркетинговые исследования показывают, что спрос на гостиницы более низкого класса, а именно на гостиницы класса «двух-трёх звёзд» есть и он, будет расти. Ведь гостями городов являются не только богачи. Если мы хотим привлечь иностранных туристов, то сеть таких гостиниц просто необходима городу.
В настоящее время эта программа начинает реализовываться. С целью реставрации и перестройки под малую гостиницу властями города выкуплен дворец на Ленинградском проспекте, который большинству москвичей известен как Академия воздушных войск имени Жуковского.
В будущем планируется перестроить ещё несколько старинных особняков в черте города под подобные гостиницы. Так существует проект перестройки и реставрации «Дома Дружбы Народов» на улице Арбат. Это здание также городские власти хотели бы приспособить под малую гостиницу.
Следует отметить, что в Европе предприятия гостиничного типа в зданиях старинной постройки очень популярны и пользуются очень большой популярностью. Именно на это и ориентировались столичные градоначальники. В Москве также решено реализовать сеть таких гостиниц, благо Российская столица является одним из старейших и красивейших городов не только Европы, но и мира. Перестройка и реставрация старинных особняков и замков даст работу большому количеству людей. Созданы будут новые рабочие места. Сеть отечественных отелей класса «две-три звезды» будет расширена.
Таким образом, сегмент рынка малых и средних отелей не очень устойчив, несмотря на то, что определенная часть турпотока предпочитает его всем остальным. В таких условиях развитие малых форм предпринимательства, к которым смело можно отнести малые и средние гостиницы, требует направленной поддержки со стороны органов центрального или местного управления.
2.4.Методические рекомендации по созданию механизма функционирования малых и средних гостиниц в г. Москва
Организационный потенциал – это совокупные возможности работников малых гостиниц, выражаемые в объемах и видах работ, которые может выполнить руководство гостиниц.
Основными составляющими потенциала организационной структуры управления малыми гостиницами являются ресурсы управленческого персонала, технического оснащения управленческого труда и информационного обеспечения. Совокупность этих ресурсов, характеризующихся производительностью, экономичностью, адаптивностью, надежностью, призвана обеспечить цели производства.
Прежде всего, руководителю необходимо вначале выработать собственное мнение, личную концептуальную модель управления малыми гостиницами. Начальный этап этой работы – постановка лично руководителем цели стратегического развития гостиницы с учетом эффективного использования его потенциала.
Внешние условия определяют цели управления ресурсами организационной структуры, обусловленные изменением общественных потребностей и необходимостью взаимодействовать с другими системами внешней среды: вышестоящими организациями, региональными органами, банками, поставщиками и потребителями.
Внутренние условия функционирования производственной системы определяют цели управления ресурсами организационной структуры, обусловленные необходимостью обеспечить эффективное управление всеми ресурсами производственной системы: техническими, технологическими, кадровыми и т.д. Если условия функционирования одних подразделений отличаются от условий других подразделений, то соответственно должны различаться и их структуры. Объединяет такие подразделения единство целей, которое является элементом как процесса планирования, так и организации и не дает подразделениям предприятия возможности «тянуть» ее в различных направлениях, распылять силы и способности достичь общих целей гостиницы.
Необходимость службы маркетинга обусловлена тем, что приспособление малых и средних гостиниц к постоянно ужесточающимся условиям конкуренции с отечественными и зарубежными гостиницами требует совершенствования форм и методов изучения рынка, рекламы продукции. Развитие функции маркетинга адекватно новым задачам, стоящим перед гостиницами. Многолетний опыт работы зарубежных фирм и зарождающийся отечественный опыт свидетельствуют, что степень риска для тех гостиниц, где используются современные методы управления, имеются службы стратегического развития и маркетинга, существенно снижается. Подлинное внедрение маркетинга не должно сводиться к созданию нового отдела заводоуправления с модным ныне названием, это должен быть настоящий переворот в управленческой деятельности предприятия.
Таким образом, отмечая необходимость комплексного подхода, выделим основные этапы при разработке проекта совершенствования организационной структуры управления малыми и средними гостиницами:
1. Разработка концепции развития системы организационного управления малыми и средними гостиницами.
2. Анализ существующей структуры или организационных структур аналогичных гостиниц.
3. Формирование первоначального варианта структуры целей и функций системы управления.
4. Формирование перечня изменений функций существующей системы управления.
5. Моделирование процессов выполнения основных функций системы управления и определение характеристик организационной структуры.
6. Выбор и обоснование
варианта совершенствования сущ
7. Разработка программы внедрения проекта.
8. Регулирование, уточнение проекта.
Разработка программы внедрения проекта включает разработку программы по переводу системы из существующего состояния в проектное, внедрение программы.
Регулирование, уточнение проекта включает контрольную проверку соответствия состояния системы проектному, а также регулирование, затем – вновь анализ существующего состояния системы и проектирования решения по ее дальнейшему совершенствованию.
Опираясь на вышесказанное, можно сформулировать следующие рекомендации по созданию механизма функционирования малых и средних гостиниц в г. Москва:
1. Сформировать организационно-методические предпосылки разработки и внедрения изменении.
- Поставить цель.
- Пронести стратегический диагноз организационного потенциала малых и средних гостиниц.
Информация о работе Перспективы развития малых и средних гостиниц