Перспективы развития малых и средних гостиниц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Исследованию проблемы организации и специфики деятельности малых и средних гостиниц посвятили свои работы многие представители онауки: Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж., Р.А. Браймера, Уильяма Л. Ляпина И.Ю, Чудновский А.Д. и т.п.
В соответствии с поставленной целью выделяем следующие задачи:
описать особенности организации и специфику деятельности малых и средних гостиниц;
рассмотреть типологию и сегментацию малых и средних гостиниц;
проанализировать тенденции развития российского рынка гостиничных услуг;
рассмотреть проблемы и перспективы развития малых и средних гостиниц.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Организация и специфика деятельности малых и средних
гостиниц_________________________________________________________5
1.1.Особенности и история развития малых и средних гостиниц_________5
1.2. Типология малых и средних гостиниц в г.Москва_________________11
1.3. Сегментация малых и средних гостиниц на классы________________15
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малых и средних
гостиниц________________________________________________________22
2.1 Анализ тенденций развития российского рынка гостиничных услуг__22
2.2. Проблемы становления малых гостиниц Российской Федерации в городах-мегаполисах_________________________________________________28
2.3. Перспективы развития малых и средних гостиниц ________________34
2.4.Методические рекомендации по созданию механизма функционирования малых и средних гостиниц в г. Москва______________________________43
Заключение______________________________________________________47
Список использованной литературы_______________________________

Файлы: 1 файл

диплом по теме Перспективы развития малых и средних гостиниц.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

Предпринимательство в  гостеприимстве отличается обязательным наличием инновационного момента, который может быть связан с созданием новой гостиничной услуги, внедрением прогрессивных информационных технологий, с использованием новых организационных форм и т.п. Наилучшим вариантом для предпринимательства в сфере гостеприимства является новое направление деятельности или инновационный вид предлагаемых услуг, т.к. гостиница, которая начинает функционировать первой на рынке, не имеет конкурентов, формирует спрос, может определять ассортимент и цены.

К основным тенденциям развития предпринимательства в гостиничном бизнесе относится активное развитие малых и средних гостиниц. Это связано с теми предпочтениями, которые формируются у современных туристов: они хотят видеть в гостинице не только средство размещения, но и хотят в полной мере ощутить домашний уют, уникальность и неповторимость, что как раз является одной из отличительных черт малых независимых гостиниц. Конкурентным преимуществом малой и средней гостиницы является индивидуальное отношение к каждому клиенту. Малые и средние гостиницы в полной мере применяют персонифицированный подход к гостям, создают атмосферу дома вдали от дома. Кроме того, малые отели, как правило, применяют более гибкую систему скидок и обходятся клиенту дешевле, чем большие гостиницы аналогичного класса. Все это позволяет малым формам гостиничного бизнеса активно развиваться и быть конкурентоспособными.

Кроме того, малые и средние отели имеют еще ряд преимуществ перед крупными отелями, в том числе, сравнительно небольшие капиталовложения при строительстве и более быструю окупаемость. Срок окупаемости для малых гостиниц примерно 5–6 лет, а для крупных 7–10 лет.

Кризис обнажил основную проблему гостиничной отрасли —  катастрофическую нехватку недорогих гостиниц. А ведь именно в кризис гостиницы среднего уровня востребованы как никогда. Нехватка номеров всех уровней, а особенно недорогих, в трех- и четырехзвездочных отелях, влекла сюда международных игроков.

В последние годы гостиничный  бизнес развивался весьма динамично. Количество новых отелей в среднем увеличивалось  на 10—15% ежегодно. А доходы отельеров в денежном выражении росли еще более высокими темпами — на 25% в год. Кризис только усугубил основную проблему отрасли, давно лежащую на поверхности. За десять лет роста отрасли рынок страны в целом и столицы в частности не насытился качественными гостиницами масс-сегмента — трех и четырех звезд. «Увеличение спроса на места в гостиницах среднего и низшего ценового сегментов составляет порядка 10% и 7% соответственно. Загрузка таких отелей достигает около 87% в год. Масштабные проекты по строительству гостиниц трех- и четырехзвездочного уровня начали появляться всего два-три года назад. Особенно плодотворным в этом смысле был как раз 2009. По данным Федерального агентства по туризму России, на конец 2009 года суммарный номерной фонд гостиниц категорий 3—5* в Москве составил 29 500 номеров, увеличившись за год на 3,1%. Так, за 2010 год были запущены Hilton Moscow Leningradskaya на улице Каланчевской, Park Inn Sadu на Большой Полянке, «Аэростар» на Ленинградском проспекте и «Охотник» на Головинском шоссе. Но все это — капля в море. Ведь сегодня на Москву и Санкт-Петербург приходится около 60% всего оборота гостиничного рынка России. А недорогих гостиниц в обеих столицах — всего ничего.

Официально в столице  зарегистрировано около 65 мини-гостиниц, основная часть которых позиционируется как отели бизнес-класса и люкс-класса. По оценкам компании Hotel Consulting&Development Group мини-отели по суммарному количеству мест занимают не более 5% гостиничного рынка Москвы. Санкт-Петербурге насчитывается около 400 малых и средних гостиниц.

Малые и средние гостиницы являются независимыми гостиницами, но иногда они объединяются на некоммерческой основе. Так, в 2003 году создана Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга, которая представляет собой некоммерческую организацию для профессиональной поддержки и развития малых гостиниц Санкт-Петербурга. В нее входит ряд малых отелей, а также фирмы, занимающиеся обслуживанием гостиничного сектора.

В конце 1990-х годов  начался бурный рост гостиничного бизнеса  на юге России. Наиболее активно гостиничный бизнес развивается в районах Большого Сочи, Анапы, Геленджика. Развиваются услуги мини-отелей также в городах Золотого Кольца: Владимире, Суздале, Ярославле и других. Крупные предприятия и корпорации строят для себя малые и средние гостиницы, целевой аудиторией которых являются в основном корпоративные клиентов.

При создании малых и средних гостиниц должна быть предусмотрена их экономическая привлекательность, включающая конкретное определение статуса малой гостиницы с предоставлением налоговых и других льгот, упрощением порядка и характера регистрации и с реально действующим механизмом поддержки малого предпринимательства в гостиничной сфере.

Основная проблема малых и средних гостиниц - это время, как привлечь постояльцев именно в свой отель. Большинство клиентов попадают в отель благодаря турагентам. Турагент - организация посредник, работающая непосредственно на туристском рынке с туристами и получающая комиссионное вознаграждение. При  этом стоимость гостиничного номера возрастает на 10-20 процентов. Самостоятельный выбор отеля будет гораздо более экономичным,  значит выгодным для потребителя.

В поиске клиентов стоит  задействовать и интернет-ресурсы. Реклама отеля, размещенная на тематических сайтах посвященных городу, его культурным мероприятиям, достопримечательностям, может оказаться действенной. Грамотная подача информации, с собственного сайта может привлечь гораздо большее количество клиентов. Благодаря англоязычному сайту, информация об отеле будет доступна не только жителям России, но и гражданам Европы. На сайте должен быть представлен прайс-лист,  включающий в себя услуги отеля и цены на них, контактная информация, страничка с отзывами предыдущих постояльцев, что поможет клиенту определиться с выбором отеля.

Конкуренцию малым и средним гостиницам составляют частные квартиры и апартаменты, которые сдаются посуточно. Спрос в этом сегменте носит ярко выраженный характер и повышается с наступлением туристического и абитуриентского сезона. Размеры арендной платы различаются в зависимости от объекта, и в большинстве случаев именно цена является определяющим фактором выбора — постояльца зачастую больше волнует близость метро, чем отсутствие ремонта. За 15–25 долларов в сутки в Петербурге можно сдать квартиру самого неприглядного вида в «спальном» районе.

В то же время крупногабаритные квартиры (3–6-комнатные) в хорошем  состоянии сдаются в Санкт-Петербурге по цене от 140 до 200 долларов, а апартаменты  класса «люкс» в старинных домах  в центре могут обойтись арендатору до 300 долларов в сутки. Окупаемость апартаментов (в случае их сдачи посуточно и при условии, что квартира будет в аренде не менее 6 месяцев в году) составит около 3-х лет, что значительно выше, чем при долгосрочной аренде (около 6–7 лет). Тем временем в большинстве случаев для привлечения «элитного» арендатора необходимы гораздо большие затраты — требуется не только ремонт квартиры, но и благоустройство подъезда, а также соответствие ряду требований, таких как наличие надежных железных дверей или консьержа.

Обеспечением загрузки квартир редко занимаются сами хозяева. С предложениями работают посредники — агентства недвижимости, туристические фирмы, иногда поиском арендаторов занимаются предприниматели, которые снимают квартиры на длительный срок, а зарабатывают на субарендной разнице.

 

2.3. Перспективы развития  малых и средних гостиниц

 

Гостиничный рынок динамично  развивается, и все больше крупных  российских компаний, в том числе непрофильные, активно входит в этот бизнес. Создаются и активно развиваются гостиничные сети. Заявлено большое количество строительства новых гостиничных объектов. Кроме того, как в маленьких, так и в больших городах существует много старых гостиниц. Они рано или поздно будут реконструированы, отремонтированы или заново построены. Поэтому с развитием экономики в тех или иных населенных пунктах, точно так же будут развиваться и гостиницы.

На основе вышеизложенного  материала можно выделить основные направления развития гостиничного бизнеса:

  1. Дефицит гостиниц среднего класса. Ключевым сегментом сейчас являются отели класса «три-четыре» звезды с приемлемыми ценами и качественным обслуживанием на уровне. Пока этот сегмент развивается медленно. Причина в том, что сегодня инвесторам выгоднее строить отели премиум-класса. Период их окупаемости почти в два раза ниже. Наименьший срок окупаемости у пятизвездочной гостиницы, но и вложения в такие объекты больше, чем в сегменте от трех звезд и ниже. Большое значение имеет ценовая политика, которая зависит от многих факторов: экономическое развитие региона, туристическая привлекательность города, уровень развития бизнес-туризма. В среднем период окупаемости составляет 7-10 лет. Кроме того, важным фактором является наличие в качестве партнеров – туроператоров и турагентов, - которые могут максимально заполнять номерной фонд.
  2. Развитие системы обучения специалистов в области гостинично-ресторанного бизнеса. Специалистов в области проектирования гостиниц не хватает так же, как и управляющих. Архитекторы не имеют опыта проектирования отелей. А менеджеры не знакомы со спецификой работы гостиницы.

Большие трудности возникают  у малых гостиниц в кадровой сфере, работающий здесь персонал должен быть «многопрофильным», чтобы отель оставался рентабельным. Таким образом, малой гостинице трудно увеличивать эффективность, применяя метод сокращения расходов. С другой стороны под давлением конкуренции она не может увеличивать цену на проживание. Для сокращения переменных расходов малая и средняя гостиница имеет только один путь – объединение с себе подобными с тем, чтобы осуществлять оптовые закупки по приемлемым ценам, проводить совместные рекламные компании, маркетинговые исследования и использовать другие пути по сокращению расходной части бюджета. В Москве малые гостиницы уже сделали первые шаги на этой дороге, создав собственную ассоциацию.

  1. Углубление специализации гостиничного предложения. В последнее время наряду с полносервисными отелями стали появляться специализированные предприятия с сокращённым набором предлагаемых услуг.
  2. Развитие малых независимых предприятий. На практике наблюдается тенденция: распространение цепей (из-за некоторой обезличенности, стандартизованности обслуживания) не может удовлетворить всех разнообразных требований туристов, что готовит почву для развития малых и средних независимых гостиниц, делающих ставку на уникальность и неповторимость. Именно за такими гостиницами, считают некоторые авторы [11, с. 25], будущее: комфортабельные, построенные в особом стиле и предлагающие услуги за умеренную цену, имеющие всё необходимое для работы и отдыха, где клиенты могут получить изысканное индивидуальное обслуживание.

Дефицит гостиничных  мест эконом-класса в крупных городах  нарастает. А значит, приходит время небольших отелей. Предпринимателей, рискнувших начать бизнес на рынке малых   и среднихгостиниц, ждет немало проблем. Однако опыт совместного их решения уже есть. В Санкт-Петербурге участники малого гостиничного бизнеса объединились в профессиональную ассоциацию.

Российские операторы  гостиничного бизнеса предоставляют  своим постояльцам не слишком широкий выбор: проживание и обслуживание в гостиницах первого класса, что в крупных городах стоит порой 300–350 долларов в сутки и больше, или — ненавязчивый двух-трех-звездочный сервис по цене от 30 до 100 долларов в сутки.

В мегаполисах недостает  гостиничных мест эконом-класса, так что обычному человеку зачастую просто негде остановиться. Так, в Санкт-Петербурге благодаря постоянному наплыву туристов загрузка 4- и 5-звез-дочных отелей уже превышает 65% (что является завидным показателем даже для европейских стран). Как следствие, большинство операторов сегмента «2 и 3 звезды» не успевают сделать даже косметический ремонт. Большинство гостиниц находится в плачевном состоянии, и тут уж не до сервисных изысков и ухищрений: спектр предоставляемых услуг не выходит за рамки «B&B» ( bed and breakfast ) — кровать, завтрак и ничего лишнего.

Тем временем, концепция  «fast food & sleep» во всем мире традиционно закреплена за малыми гостиницами. Именно этот сектор индустрии гостеприимства в течение нескольких последних лет развивается в России наиболее бурно и обещает в ближайшее время стать выгодной и удобной альтернативой двух- или трехзвездочному постсоветскому гостеприимству.

Не так давно попытку  объединить усилия для развития рынка  предприняли малые и средние гостиницы Санкт-Петербурга. Завершилась практическая часть российско-французского проекта по созданию партнерской сети малых гостиниц, инициаторами которого выступили Комитет по внешним связям, а также Комитет по туризму и развитию курортов администрации Санкт-Петербурга.

Для работы горничной  высокая квалификация не нужна, а  вот управлению отелем нужно учиться. Сейчас в большинстве даже профильных вузов и факультетов учебные курсы зачастую оторваны от практики и читаются непрофессионально. Не хватает качественных учебных пособий и практических знаний по «малому гостеприимству».

Вот почему в долгосрочной перспективе у Ассоциации есть планы  по собственных учебных курсов и  даже создание учебного центра по подготовке и повышению квалификации персонала гостиниц. В проекте планируют задействовать лучших специалистов и консультантов — в том числе и иностранных.

Желающих работать в  гостиничном бизнесе очень много, но обладающих необходимыми базовыми знаниями и, что немаловажно, соответствующими личными качествами — единицы. А работа в гостинице — это действительно целая наука. Скажем, администратору приходится зачастую совмещать в себе и роль друга, который может подсказать, куда сходить, что купить, на что посмотреть и, наконец, на каком автобусе добраться до нужного места, и роль психолога, который может выслушать и утешить взгрустнувшего в чужом городе постояльца.

Конечно, Москва и регионы  до сих пор живут очень по-разному. Так, в столице малой считается  гостиница с количеством номеров не более сотни. В Петербурге — вдвое меньше. Кроме того, в отличие от Москвы, где большинство малых гостиниц стремится действовать в сегменте «люкс», санкт-петербургские малые гостиницы избегают ненужной 2- и 3-звездочным отелям роскоши, делая основной упор на практичность и добротность обстановки.

Арендные отношения  — не лучший выбор для малой  гостиницы. При смене владельцев очень часто меняются не только арендные ставки, но и сами взгляды хозяев на гостиничный бизнес. В результате хозяевам гостиниц вместо работы с клиентами приходится тратить время на улаживание разногласий. Так, из-за осложнения арендных отношений под угрозой закрытия оказалась одна из старейших (действующая с 1992 года) частных гостиниц Санкт-Петербурга «Вилма». Так что сегодня создавать гостиницу сами участники рынка рекомендуют в помещениях, принадлежащих будущим владельцам на праве собственности.

Информация о работе Перспективы развития малых и средних гостиниц