Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 09:08, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – рассмотреть планирование карьеры государственных гражданских служащих на примере Минтранса РБ.
Достижение цели предполагает постановку и решение следующих задач:
Раскрыть понятие и сущность карьеры
Описать основания типологизации и виды карьеры
Описать механизмы карьерных движений и этапы карьерного роста
Введение…………………………………………………………………….3
1. Профессиональная карьера и ее планирование в практике государственной (муниципальной) службы……………………………….……5
1.1 Понятие профессиональной карьеры…………………………………5
1.2 Планирование карьеры государственных служащих…………….….8
2. Анализ профессиональной карьеры служащих Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ……….……….12
2.1 Кадровая политика и аттестация в Минтрансе РБ………………….12
2.2 Мотивы карьерного роста на государственной гражданской
службе……………………………………………………………….……………19
3. Основные проблемы и пути их решения в сфере планирования карьеры государственных гражданских служащих Минтранса РБ………….26
3.1 Основные проблемы в сфере формирования и управления карьерой в Минтрансе РБ…………………………………………………………………..26
3.2 Пути решения проблем планирования карьеры государственных гражданских служащих……………………………………………….…………28
Заключение.……………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………….38
«Муравей»
(низкая самооценка, низкий уровень
притязаний, внешний «локус-контроль»).
Такой служащий работает строго в
соответствии с заданием, которое
должно быть четко сформулировано.
Отличается трудолюбием и
«Вечный студент» (низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний «локус контроль»). Хочет достичь карьерных вершин, но испытывает постоянную неуверенность в себе, безынициативен, за новое берется с осторожностью. Склонен к прохождению нескольких курсов повышения квалификации, получению дополнительного образования. При выработке карьерной стратегии в большей степени опирается на мнение руководителя или специалистов кадровой службы. Таких чиновников в нашей выборке оказалось только 3%.
«Организатор» (низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний «локус-контроль»). В жизни надеется в основном на себя, движется по карьерной лестнице, подгоняемый прежде всего самолюбием, а не стремлением реализовать себя профессионально. Недоверие к коллегам и склонность к самокопанию ему очень мешают. Чувствует себя ответственным за все, что происходит в организации. Успешно работает в стабильной ситуации. Умеет принимать правильные управленческие решения, но доводить дело до конечного результата должны, по его мнению, другие. В сложных и близких к экстремальным условиях решения принимает спонтанно, хоатично и порой ошибочно. Данный тип развития карьеры характерен для 12% опрошенных государственных служащих.6
3. Основные
проблемы и пути их решения
в сфере планирования карьеры
государственных гражданских
3.1 Основные
проблемы в сфере формирования
и управления карьерой в
Субъектом управления карьерой на государственной гражданской службе выступает кадровая служба и руководитель органа государственной власти. Инструментами, с помощью которых осуществляется управление профессионально – должностным продвижением служащих, выступают кадровые технологии (отбор, повышение квалификации и переподготовка, квалификационный экзамен, аттестация, стажировка, работа с кадровым резервом).7
В настоящее время многочисленные проблемы с карьерой и кадрами на государственной гражданской службы можно сгруппировать в несколько основных блоков.
Первый блок проблем - недостаточная квалификация государственных служащих. Чиновники часто не в состоянии решать задачи, которые ставит перед ними общество, особенно в условиях реформирования системы государственного управления. Сказывается недостаток профильного образования и опыта. Не хватает профессиональных знаний, умений и навыков. На низком уровне остается владение компьютерными технологиями и иностранными языками. Недостаточно сформированы необходимые личностно-деловые качества: навыки эффективной коммуникации, ответственность и самостоятельность в принятии решений, организаторские способности и пр.
Депрофессионализация чиновников особенно ярко выступает на фоне старения кадрового состава госслужбы, «вымывания» среднего звена управления в госорганах. Наиболее дееспособные кадры уходят из государственной службы в бизнес-структуры.
При этом
существующая система подготовки, переподготовки
и повышения квалификации госслужащих,
по мнению экспертов, не только не способствует
изменениям на государственной службе,
но и часто напротив, тормозит развитие
кадрового потенциала государственной
службы и «цементирует» существующее
положение вещей. Система подготовки
госслужащих требует
Вторая
проблема - проблема корпоративной
культуры государственной службы. Ценности
и нормы чиновников часто несовместимы
с представлением об эффективной
государственной службе. В настоящее
время на госслужбе сложилась
скорее клановая культура, чем характерная
для госаппарата развитых стран
бюрократическая или любая
Таким образом,
с одной стороны, чиновники, как
правило, не удовлетворены положением
дел. С другой стороны, те же чиновники
негативно воспринимают любые изменения,
связанные с внедрением дифференцированной
оплаты труда, вознаграждения по результатам
деятельности, срочных контрактов,
открытых кадровых конкурсов - тех элементов
реформы, которые могут разрушить
монолит традиционно
Третий
блок проблем связан с непривлекательностью
государства как работодателя на
рынке труда. В связи с Указом
Президента Российской Федерации от
10 апреля 2004 года № 519 «О совершенствовании
оплаты труда лиц, замещающих отдельные
государственные должности
В настоящее время многие молодые люди готовы поступать на работу в органы государственной власти, резонно считая госслужбу хорошим началом карьеры по специальности после окончания вуза. Они приобретают опыт, получают хорошую запись в резюме, участвуют в решении масштабных задач. Некоторые рассматривают работу на госслужбе как шанс приблизиться к общественной элите. Вместе с тем, мало кто из молодых специалистов остается на государственной службе хотя бы на несколько лет – оплата труда в бизнес-структурах часто гораздо более привлекательна для специалистов их уровня. Привлечь же на государственную службу квалифицированного профессионала, востребованного на рынке труда, крайне сложно.
3.2 Пути
решения проблем планирования
карьеры государственных
Решение
описанных групп проблем
1. Реализация единой кадровой политики открытого типа с использованием современных кадровых технологий.
2. Модернизация кадровых служб государственных органов и повышение квалификации кадровиков.
3. Реформирование системы оплаты труда государственных служащих.
Основные принципы государственной кадровой политики нашли свое отражение в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. Их можно сформулировать следующим образом:
Законодательство о государственной службе, федеральный закон «О государственной гражданской службе», нормативные правовые акты в его развитие фактически определяют те кадровые технологии, применение которых необходимо на государственной службе. Среди них:
Кадровый
конкурс позволяет реализовать
принцип комплектования государственной
службы высокопрофессиональными
Для успешного внедрения конкурсной технологии в нормативной правовой базе должны быть закреплены следующие базовые принципы проведения конкурса:
1. Гибкий срок приема документов от кандидатов - от 2 недель до 2 месяцев в зависимости от уровня должности и специализации госслужащего, а также от ситуации на рынке труда (в настоящее время срок приема документов – 1 месяц).
2. Необходимость создания помимо конкурсной комиссии рабочей группы по проведению конкурса. В рабочую группу должны входить представители кадровой службы государственного органа, структурного подразделения, на вакантную должность в котором проводится конкурс, независимые эксперты, специалисты в области кадровых технологий.
3. Возможность публикации объявлений о конкурсе в сети Интернет (в настоящее время обязательным является публикация объявления о конкурсе в «Российской газете»).
4. Необходимость по итогам конкурсных процедур составлять ранжированный список кандидатов, первое место в котором может являться основанием для признания участника конкурса победителем (в настоящее время подробно не разработаны принципы принятия кадровых решений).
По итогам конкурса участники, не занявшие первые места, могут быть рекомендованы на другие государственные должности.
Кадровый резерв должен формироваться на конкурсной основе, то есть с применением описанной технологии конкурса, поскольку, согласно закону о государственной гражданской службе, вакантные должности могут замещаться из кадрового резерва. Работа по созданию системы кадрового резерва должна быть тесно связана с составлением реестров должностей гражданской службы – реестра должностей федеральной гражданской службы, гражданской службы субъектов Российской Федерации, сводного реестра должностей.
Аттестация
– кадровое мероприятие, по результатам
которого принимается решение о
соответствии госслужащего занимаемой
должности с учетом результатов
его профессиональной деятельности.
Важная роль при аттестации отводится
ежегодным отчетам о
Таким образом, в нормативных правовых актах в развитие закона о государственной гражданской службе должны быть заложены принципы:
Результатом квалификационного экзамена является присвоение классного чина. Необходимо соотнесение классных чинов различных видов государственной службы между собой, а также с воинскими и другими званиями. Классный чин государственного служащего любого вида государственной службы должен свидетельствовать о наличии соответствующего уровня знаний и квалификации. В ближайшем будущем предстоит разработать технологию проведения квалификационного экзамена, распространить ее на систему гражданской службы и, возможно, на другие виды государственной службы. Обучение и профессиональная подготовка (переподготовка) государственных служащих проводится, как правило, традиционно в одних и тех же учебных заведениях, давно работающих в сфере дополнительного образования чиновников. К сожалению, многие учебные программы не соответствуют современным требованиям, часто неконкурентоспособны на рынке образовательных услуг. Обучающие программы для государственных служащих должны отбираться на конкурсной основе, что будет способствовать повышению их качества. Не должно быть барьеров, ограничивающих доступ участников образовательного рынка к профессиональной подготовке различных категорий государственных служащих. В то же время для соблюдения требуемого уровня предоставления образовательных услуг необходимо разработать, апробировать и закрепить в нормативных правовых актах стандарты учебных программ, разработать и внедрить систему контроля их качества.
Информация о работе Планирование карьеры государственного гражданского служащего