Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Планирование призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное планирование в рамках предприятия охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования. Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….…2
ГЛАВА 1. Теоретические основы осуществления планирования на предприятии …………………………………………………………………………………………….4
1.1 Сущность планирования на предприятии ……………………………………..…4
1.2 Методы планирования на предприятии…………………………………………...7
1.3. Виды и стадии планирования………………………………………..…………….9
ГЛАВА2. Финансовое планирование на предприятии…………………………..……14
2.1 Методы финансового планирования……………………………………………….14
2.2 Методы финансового планирования и система финансовых планов организации ………………………………………………………………………………………..….15
2.3 Перспективное финансовое планирование ………………………………………17
2.4 Текущее финансовое планирование (бюджетирование) ……………………..…21
2.5 Оперативное финансовое планирование…………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

планирование.docx

— 68.68 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….…2

ГЛАВА 1. Теоретические основы осуществления планирования на предприятии …………………………………………………………………………………………….4

1.1 Сущность планирования на предприятии ……………………………………..…4

1.2 Методы планирования на предприятии…………………………………………...7

1.3. Виды и стадии планирования………………………………………..…………….9

ГЛАВА2. Финансовое планирование на предприятии…………………………..……14

2.1 Методы финансового планирования……………………………………………….14

2.2 Методы финансового планирования и система финансовых планов организации  ………………………………………………………………………………………..….15

2.3 Перспективное финансовое планирование ………………………………………17

2.4 Текущее финансовое планирование (бюджетирование) ……………………..…21

2.5 Оперативное финансовое планирование…………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………………..26

Список литературы…………………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления промышленным предприятием состоит  в обоснованном определении главных  направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и  спроса рынка. Сущность планирования проявляется  в конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения  на установленный период времени; определении  хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых  для решения поставленных задач.

Планирования как функции  управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности  все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия  для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает  разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования  ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, осуществляющими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Планирование  призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии  развития. Внутрифирменное планирование в рамках предприятия охватывает как текущее, так и перспективное  планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования. Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы  и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его  основе текущие планы ориентированы  на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий  и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие  планы дополняют, развивают и  корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические основы осуществления планирования на предприятии 
1.1. Сущность планирования на предприятии. 
Первой   и   основополагающей     стадией     управления     любым     видом  
целесообразной  деятельности  всегда  является  процесс   постановки  цели и  
нахождения   способов   ее выполнения.   Именно к стадии постановки   цели  
можно   отнести   предвидение, прогнозирование, планирование.   Конечным  
результатом   этой     стадии     является   построение   идеальной     модели     хода  
производственного  процесса, направленного на  достижение  главной  цели  
предприятия . 
Функции   управления     всегда   направлены   на     достижение     целей  
управления.     Поскольку   цель   управления   формируется   в   рамках   функции  
«планирование – прогнозирование», можно сказать, что данная функция   в  
системе  функций управления предприятием является центральной.  Функции  
управления   в   своей   основе   объективны   и   являются   формами   реализации  
управленческих   отношений,   через   которые,   в   свою   очередь,   реализуются  
требования  экономических законов развития производства. 
Прогнозирование     в   управленческом     цикле   предшествует  планированию   и   ставит     своей   задачей   научное   предвидение   развития  
производства,   а   также     поиск   решений,   которые   обеспечивают   развитие  
производства   в   оптимальном   режиме.   Поскольку   прогнозирование   всегда  
предшествует     планированию,   его   можно   рассматривать   как   подфункцию  
планирования. 
Сам  процесс планирования  проходит в четыре  этапа: 
• Разработка общих целей; 
• Определение     конкретных,   детализированных   целей   на   заданный  
период; 
• Определение  путей и средств их достижения;

• Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления  
плановых показателей с фактическими и корректировку целей. 
Планирование   на   любом     предприятии   базируется   на   неполных  
данных,  даже  если  имеется   хорошо  налаженная  система  бухгалтерского   и  
статистического   учета.   Проблема   состоит   в   том,   что   некоторые   аспекты  
функционирования  экономической  системы не поддаются оценке, например,  
действия     конкурентов,   экономические     циклы,   забастовки,   политическая  
обстановка.   Показатели     конъюнктуры     рынка   являются   исходными   для  
составления плана предприятия. Поэтому   планирование, как правило, тем  
легче,   чем   крупнее   предприятие   (хотя   на     небольших     предприятиях  
некоторые     факторы   производства   оказываются   более   обозримыми     для  
руководства,   чем   на   крупных).   Данные   обстоятельства     придают  
планированию  вероятностный  характер.  
В   современных   условиях   нельзя   все   предвидеть   и   спланировать.   В  
таких случаях приходится вступать на путь импровизации и таким образом  
реагировать   на   возникшую   ситуацию.   Соотношение   между  
запланированными     и   импровизированными   решениями   на   конкретном  
предприятии зависит от  многих факторов, среди которых можно выделить: 
• Полноту и достоверность информации о внешней среде и внутренней  
структуре предприятия; 
• Личные     качества,   специальные     знания,   склонность   к   риску   и  
гибкость плановых  работников; 
• Мотивацию (гармонию желаний и интересов исполнителей с целями  
плановых  решений); 
• Информированность (лица, которым    поручена подготовка   плана,  
должны   знать     цели   и   особенности   принятия   и   реализации   планового  
решения); 
• Наличие   формализованного   инструментария   планирования:  
экономико-математических моделей, ЭВМ, технических   средств.

В   общем     виде     планирование     можно     определить     как     процесс  
принятия     решений,   который   предшествует   будущему   действию.   Решения  
руководства   передаются   по   иерархическим   ступеням   организации   с   тем,  
чтобы  управляющие каждого нижестоящего уровня могли  разработать свой  
план.  
  Принятие   плановых   решений   всегда   связано   с   использованием  
ресурсов. Проще сказать, план – это тот или иной вариант использования  
ресурсов  предприятия.  
Классификация   ресурсов   может   быть различной.   Но   на   практике  
чаще  всего выделяют  три  основные  группы  ресурсов: 
1) группа -  Трудовые  ресурсы. 
Под     трудовыми     ресурсами   понимается   часть   трудоспособного  
населения     страны,   обладающая   физическим   развитием,   умственными  
способностями     и   знаниями,   которые     необходимы   для   работы   на  
предприятии.   По-другому,     трудовые   ресурсы   -   это   кадры   предприятия.  
Западные     специалисты   рассматривают   структуру     предприятия   как  
совокупность     вещественного   и   человеческого   капитала,   главным   среди  
которых является человеческий  капитал.  
2) группа – Производственные  фонды. 
В процессе  производства работники предприятия с помощью средств  
труда   воздействуют   на   предметы   труда   и   превращают   их   в   готовую  
продукцию.   Выраженные   в   стоимостной   форме   средства   производства  
представляют  собой  производственные  фонды. 
Выделяют следующие  виды  фондов: 
a)  основные     производственные     фонды   (часть     производственных  
фондов, участвующая в процессе производства  длительное  время) 
b)  непроизводственные   фонды   (жилые   дома,   детские     и   спортивные  
учреждения,   то   есть   фонды,   участвующие   в   социальной     деятельности  
предприятия)

c)  оборотные   фонды   (часть   производственных   фондов,   целиком  
потребляемая в каждом производственном цикле)     d) фонды   обращения   (обеспечивают   бесперебойность   процесса реализации  продукции и закупки  сырья) 
3) группа – Инвестиции. 
Это   финансовые   и   материальные   ресурсы,   а   также   все   виды  
имущественных   и   интеллектуальных   ценностей,   вкладываемые   в   объекты  
предпринимательской   и   других   видов   деятельности   с   целью   получения  
прибыли  или достижения социального эффекта. 
4) группа – Информация.   
В последней четверти  XX  века информация стала для промышленно  
развитых стран одним из наиболее важных национальных ресурсов, который  
определяет   экономическую   мощь   страны.   Многие   видные   деятели   науки  
считают,   что   наступило   время,   когда   информация   становится   таким   же  
основным ресурсом, как материал и энергия.  
Как и всякий ресурс, информация имеет свою технологию обработки.  
Информация   является   единственным   видом   ресурсов,   который   в   ходе  
поступательного   развития   человечества   не   только   не   истощается,   но   и  
увеличивается,   качественно   совершенствуется   и   вместе   с   тем   содействует  
наиболее   рациональному   и   эффективному   использования   всех   других  
ресурсов. 
5) группа – Время. 
Это   важнейший   ресурс,   который   присутствует   во   всех   показателях  
планирования,   учитывается   при   оценке   различных   предпринимательских  
проектов. Время может рассматриваться как цель и как ограничение. Время как  
ресурс присутствует при принятии любых плановых решений.  

 

Планирование   -   процедура   выявления   потребностей   в   ресурсах,  
капиталовложениях, анализ альтернативных вариантов удовлетворения этих  
потребностей,   подготовка   доклада   для   менеджеров,   выбор   лучшей альтернативы   и   распределение   имеющихся   ресурсов   между   различными  
направлениями деятельности предприятия осуществляемое   государством   планомерное   управление   процессами  
создания,   распределения,   перераспределения   и   использования   денежных  
ресурсов; составная часть народнохозяйственного планирования.

1.2. Методы планирования на предприятии 
В планировании используется ряд методов планирования показателей расчетно-аналитический; метод оптимизации плановых решений; балансовый; нормативный; 
метод экономико-математического моделирования. 
Расчетно-аналитический   метод.  
Сущность   данного   метода планирования   показателей   заключается   в   том,   чтона   основе   анализа достигнутой   величины   показателя,   принимаемого   за   базу, и   индексов   его изменения   в   плановом   периоде   рассчитывается   плановая   величина   этого показателя.   Он   применяется   в   тех   случаях,   когда   отсутствуюттехнико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть  
установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей.  
Метод   оптимизации   плановых   решений.  

Этот   метод   заключается   в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:   минимум   приведенных   затрат;   максимум   приведенной   прибыли; минимум   вложения   капитала   при   наибольшей   эффективности   результата; минимум   текущих   затрат;   минимум   времени   на   оборот  капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств; максимум дохода на рубль вложенного  
капитала;   максимум   прибыли   на   рубль   вложенного   капитала;   максимум сохранности   финансовых   ресурсов,   т.е.   минимум   финансовых   потерь  
(финансового или валютного риска). 
Балансовый   метод   планирования   показателей  состоит   в   увязке  
планируемого поступления и использования ресурсов с учетом остатков на  
начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых  
соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании  
распределения прибыли, формировании фондов накопления и потребления.  
Балансовый   метод   традиционно   используется   при   разработке   шахматной  
таблицы. 

Нормативный   метод.  Этот   метод   планирования   показателей  
заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико- 
экономических   нормативов   рассчитывается   потребность   хозяйствующего  
субъекта в ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки  
налогов,   ставки   тарифных   взносов   и   сборов,   нормы   амортизационных  
отчислений,   нормативы   потребности   в   оборотных   средствах   и   др.   В  
финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов,  
которая   включает:   федеральные   нормативы;   республиканские   (краевые,  
областные,   автономных   образований)   нормативы;   местные   нормативы;  
отраслевые нормативы; нормативы хозяйствующего субъекта.  
Методы   экономико-математического   моделирования  позволяют  
установить количественно определенную взаимосвязь между планируемым  
показателем   и   факторами,   его   определяющими.   Сущность   таких   методов  
заключается   в   том,   что   они   позволяют   найти   количественное   выражение  
взаимосвязей   между   финансовыми   показателями   и   факторами,   их  
определяющими.   Эта   связь   выражается   через   экономико-математическую  
модель.  
Сложившиеся   подходы   российских   предприятий   к   разработке  
финансовых планов, описанные выше, не позволяют эффективно и в полной  
мере   решать   задачи   и   достигать   целей,   определенных   в   финансовой стратегии   развития   предприятия.   Финансовое   планирование,   как   правило,  
оторвано от маркетинговых исследований и опирается на план производства,  
а не сбыта, что ведет к существенному отклонению фактических показателей  
от плановых. Процесс финансового планирования затянут во времени, при  
планировании   преобладает   затратный   механизм   ценообразования,  
отсутствует разделение затрат на постоянные и переменные, не используется  
понятие маржинальной прибыли, не проводится анализ безубыточности, не  
оценивается   эффект   операционного   рычага   и   не   рассчитывается   запас  
финансовой прочности. 
Рыночная экономика требует качественно новых подходов к вопросам  
финансового   планирования   на   предприятии.   Многие   проблемы  
внутрифирменного финансового планирования могут решаться посредством  
применения новых современных технологий планирования. Для организации  
наиболее   эффективного   финансового   планирования   в   отечественной  
практике все чаще используется система бюджетирования.

Информация о работе Планирование на предприятии