Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:56, курсовая работа
Планирование призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное планирование в рамках предприятия охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования. Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития.
Введение……………………………………………………………………………….…2
ГЛАВА 1. Теоретические основы осуществления планирования на предприятии …………………………………………………………………………………………….4
1.1 Сущность планирования на предприятии ……………………………………..…4
1.2 Методы планирования на предприятии…………………………………………...7
1.3. Виды и стадии планирования………………………………………..…………….9
ГЛАВА2. Финансовое планирование на предприятии…………………………..……14
2.1 Методы финансового планирования……………………………………………….14
2.2 Методы финансового планирования и система финансовых планов организации ………………………………………………………………………………………..….15
2.3 Перспективное финансовое планирование ………………………………………17
2.4 Текущее финансовое планирование (бюджетирование) ……………………..…21
2.5 Оперативное финансовое планирование…………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………………….28
В оперативных планах устанавливают
загрузку оборудования, последовательность
выполнения различных операций технологического
цикла и время, отводимое для
этого, а также расстановку работающих
с учетом имеющихся производственных
мощностей, материальных ресурсов и
персонала. Все это должно обеспечить
оптимальный ход
ГЛАВА 2. Финансовое планирование на предприятии
2.1 Сущность и принципы финансового планирования
Эффективность функционирования
предприятия определяется многими
обстоятельствами, в частности: правильностью
установления того, что, сколько, какого
качества и к какому времени производить
с учетом спроса и предложения, выбором
оптимальной технологии и организации
производства; своевременным и рациональным
ресурсным обеспечением; величиной
основного и оборотного капиталов;
формами и методами реализации продукции
и т.д.
Иными словами эффективное управление
финансами организации возможно лишь
при планировании всех финансовых ресурсов,
их источников, отношений хозяйствующего
субъекта.
Финансовое планирование предст
Финансовое планирование представляет
собой одну из основных функций менеджмента,
включающую формирование необходимого
объема ресурсов из различных источников
и рациональное распределение этих ресурсов
во времени и по структурным подразделениям
предприятия.
К основным задачам планирования относятся:
- обеспечение нормального
воспроизводственного процесса
необходимыми источниками
- соблюдение интересов акционеров и других
инвесторов. Бизнес-план, содержащий подробное
финансовое обоснование инвестиционного
проекта, является для инвесторов основным
документом, стимулирующим вложения капитала;
- гарантия выполнения обязательств предприятия
перед бюджетом и внебюджетными фондами,
банками и другими кредиторами. Оптимальная
для данного предприятия структура капитала
приносит максимальную прибыль и максимизирует
при заданных параметрах платежи в бюджет;
- влияние резервов и мобилизация ресурсов
в целях эффективного использования прибыли
и других доходов, включая и внереализационные;
- контроль рублем за финансовым состоянием,
платежеспособностью и кредитоспособностью
предприятия.
2.2 Методы финансового планирования и система финансовых планов организации
В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовый, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования.
Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет).
Нормативный метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. К таким нормативам относятся ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов: федеральные, региональные, местные, отраслевые, нормативы самого предприятия.
Использование балансового метода для определения будущей потребности предприятия в финансовых средствах основывается на балансовой увязке поступления средств и их расходования на определенную дату в перспективе. Применяется при планировании поступлений и выплат из денежных фондов предприятия, плана доходов и расходов, планового баланса, платежного календаря.
Метод оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов с целью выбора оптимального. При этом могут применяться различные критерии выбора.
Методы экономико-
Финансовое планирование — это сложный процесс, включающий несколько этапов: анализ финансовой ситуации; разработка общей финансовой стратегии фирмы; составление текущих финансовых планов; корректировка, увязка и конкретизация финансового плана; осуществление оперативного финансового планирования; выполнение финансового плана; анализ и контроль выполнения плана.
Финансовое планирование в организациях включает три основные подсистемы: перспективное, текущее и оперативное финансовое планирование.
Каждой из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и периоды, на которые эти планы разрабатываются. Все подсистемы финансового планирования на предприятии находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности организации, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего финансового планирования.
2.3 Перспективное финансовое планирование
Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей организации. В современных условиях охватывает период времени от одного года до трех (редко пяти) лет. Вместе с тем определение периода финансового планирования зависит от экономической стабильности и степени предсказуемости объемов поступлений финансовых ресурсов и направлений их использования.
Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование его финансовой деятельности.
Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития организации, должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными ее общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегии развития хозяйствующего субъекта.
В целом финансовая стратегия
представляет собой детально проработанную
концепцию привлечения и
Цели финансовой стратегии должны быть
подчинены общей стратегии развития организации
(предприятия) и направлены на максимизацию
ее рыночной стоимости.
Финансовое планирование базируется на данных финансового прогнозирования, которое является воплощением стратегии организации на рынке. Финансовое прогнозирование состоит в изучении возможного будущего финансового состояния хозяйствующего субъекта в зависимости от качественных и количественных оценок динамики финансовых ресурсов и источников их покрытия на длительную перспективу в зависимости от изменения факторов внешней и внутренней среды. Важный момент при осуществлении прогнозирования — признание факта стабильности изменений показателей деятельности фирмы от одного отчетного периода к другому.
Объектами финансового прогнозирования
являются:
• показатели отчета о прибылях и убытках;
• потоки денежных средств;
• показатели бухгалтерского баланса.
Результатом перспективного
планирования тем самым является разработка
трех основных финансовых документов-прогнозов:
планового отчета о прибылях и убытках;
планового отчета о движении денежных
средств; плана бухгалтерского баланса.
Для составления прогнозных финансовых
документов важно правильно определить
объем будущих продаж (объем реализованной
продукции). Это необходимо для организации
производственного процесса, эффективного
распределения средств, контроля над запасами.
Помимо всего прочего, прогноз объемов
продаж дает представление о доле рынка
предприятия, которую оно намерено завоевать
в будущем. Прогноз объема продаж помогает
определить влияние объема производства,
цены реализуемой продукции, инфляции
на потоки наличных денежных средств организации.
Как правило, прогнозы объемов продаж составляются
на 3 года. Начинается прогнозирование
объемов реализации с анализа сложившихся
тенденций за ряд лет, причин тех или иных
изменений. Следующим шагом в прогнозировании
является оценка перспектив дальнейшего
развития деловой активности предприятия
с позиций сформированного портфеля заказов,
структуры выпускаемой продукции и ее
изменений, рынка сбыта, конкурентоспособности
и финансовых возможностей предприятия.
На основе данных по прогнозу объема продаж
рассчитывается необходимое количество
материальных и трудовых ресурсов, а также
определяются и другие составные затраты
на производство.
На основе полученных данных разрабатывается прогнозный отчет о прибылях
и убытках, который позволяет:
• определить объемы производства
и продаж продукции в целях обеспечения
их безубыточности;
• установить размер желаемой
прибыли;
• увеличить гибкость финансовых
планов на основе анализа чувствительности
критических соотношений (учета различных
факторов — ценовых, динамики объемов
продаж, соотношения долей постоянных
и переменных затрат).
Далее разрабатывается план-прогноз движения
денежных средств. Необходимость его составления
определяется тем, что многие затраты,
показываемые при расшифровке прогноза
прибылей и убытков, не отражаются на порядке
осуществления платежей. Прогноз движения денежных
средств учитывает их приток (поступления
и платежи), отток (затраты и расходы) и.
чистый денежный поток (избыток или дефицит).
Фактически он отражает движение денежных
потоков по текущей, инвестиционной и
финансовой деятельности.
При планировании долгосрочных инвестиций
и источников их финансирования будущие
денежные потоки рассматриваются с позиции
временной ценности денег на основе использования
методов дисконтирования для получения
соизмеримых результатов.
С помощью прогноза движения денежных
средств можно оценить, сколько последних
нужно вложить в хозяйственную деятельность
организации, синхронность поступления
и расходования денежных средств, проверить
будущую ликвидность предприятия.
Прогноз баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов хозяйствующего субъекта. Целью разработки балансового прогноза является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финансовую устойчивость организации в будущем.
Существует несколько способов составления прогноза
баланса. Наиболее часто применяемыми
являются следующие: а) метод на основе
пропорциональной зависимости показателей
от объема продаж; б) методы с использованием
математического аппарата; в) специализированные
методы.
Первый метод состоит в допущении, что
статьи баланса, взаимозависимые от объема
реализации (запасы, затраты, основные
средства, дебиторская задолженность
и т.п.), изменяются пропорционально его
изменению. Данный метод называют также
«методом процента от продаж».
Среди методов с использованием математического
аппарата широко используют метод простой
линейной регрессии, метод криволинейной
регрессии, метод множественной регрессии.
К специализированным относят методы,
основанные на разработке отдельных прогнозных
моделей для каждой переменной величины.
Например, дебиторская задолженность
оценивается по принципу оптимизации
платежной дисциплины, а прогноз величины
основных средств строится на основе инвестиционного
бюджета и т.п.
Одним из плановых документов, разрабатываемых организацией в рамках перспективного планирования, - является бизнес-план. В его разработке принимают участие все основные структурные подразделения организации, в том числе финансовый отдел (департамент).Разрабатывается он, как правило, на 3-5 лет и отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности организации.
Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, обобщающий материалы всех предшествующих ему разделов и представляющий их в стоимостном выражении.
Этот раздел необходим
и важен как для предприятий,
Так и для инвесторов и кредиторов,
так как они должны знать источники
и размер финансовых ресурсов, необходимых
для осуществления проекта, направления
использования средств, конечные финансовые
результаты своей деятельности. Инвесторы
и кредиторы, в свою очередь, должны
иметь представление о том, насколько
экономически эффективно будут использованы
их средства, каков срок окупаемости
и возврата.
Финансовый план бизнес-плана включает
ряд разрабатываемых документов, в том
числе: прогноз объемов реализации; прогноз
доходов и расходов; прогноз денежных
поступлений и выплат; сводный баланс
активов и пассивов; план по источникам
и использованию средств; расчет точки
достижения безубыточности (самоокупаемости).