Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:56, курсовая работа
Планирование призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное планирование в рамках предприятия охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования. Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития.
Введение……………………………………………………………………………….…2
ГЛАВА 1. Теоретические основы осуществления планирования на предприятии …………………………………………………………………………………………….4
1.1 Сущность планирования на предприятии ……………………………………..…4
1.2 Методы планирования на предприятии…………………………………………...7
1.3. Виды и стадии планирования………………………………………..…………….9
ГЛАВА2. Финансовое планирование на предприятии…………………………..……14
2.1 Методы финансового планирования……………………………………………….14
2.2 Методы финансового планирования и система финансовых планов организации ………………………………………………………………………………………..….15
2.3 Перспективное финансовое планирование ………………………………………17
2.4 Текущее финансовое планирование (бюджетирование) ……………………..…21
2.5 Оперативное финансовое планирование…………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………………….28
1.3. Виды и стадии планирования
Вид планирования обусловлен
характером задач, которые ставит перед
собой предприятие, и возможными
сроками их решения. В соответствии
с этим планирование подразделяют на долгосрочное (10
- 15 лет), среднесрочное (3 - 5 лет), краткосрочное, или
Долгосрочное планирование
Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного плана.
Экономическое прогнозирование.
Под экономическим прогнозом понимают
многовариантную гипотезу о возможных
направлениях и результатах деятельности
предприятия в перспективе, а также требуемых
для их достижения ресурсах и организационных
мерах. Главными функциями
Продолжительность периода
долгосрочного прогнозирования
позволяет преодолеть инерционность
экономических процессов, реализовать
принципиальные сдвиги в технике и технологии,
изменить сложившиеся тенденции и структуру
производства, подчинить их потребностям
рынка. Поэтому при долгосрочном прогнозировании
следует как можно шире использовать нормативно-
Стратегическое планирование
Существует несколько вариантов стратегических планов развития предприятия:
Особое значение стратегическое
планирование имеет для крупных
корпораций, объединяющих технологически
близкие предприятия и
Разработка долгосрочного плана. На этой стадии разрабатывают общие принципы ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития), определяют главное направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Долгосрочное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия:
Объектами долгосрочного планирования являются: производственные мощности, инвестиции, финансовые средства, исследования и разработки, доля рынка, организационная структура и т.п. В рамках долгосрочного планирования разрабатывают новые стратегии “продукт-рынок” и пути ликвидации разрыва между прогнозными значениями показателей и теми, которые могут быть реализованы. Для этого проводят анализ возможностей расширения производства, ввода новых мощностей, снижения издержек, изменения номенклатуры, создания зарубежных филиалов и др.
Поскольку оценка перспектив
в условиях стихийного развития рынка
крайне неопределенна, при долгосрочном
планировании невозможно ориентировать
предприятие на достижение количественных
показателей и поэтому обычно
ограничиваются разработкой лишь важнейших
качественных характеристик, конкретизируемых
в программах. Через них осуществляют
координацию перспективных
Среднесрочное планирование
Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируют основные задачи на установленный период: производственную стратегию предприятия в целом и каждого подразделения (реконструкция и рост производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегию сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих увеличению сбыта); финансовую стратегию (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровую политику (состав и структура кадров, их подготовка и использование). Наряду с этим определяют объемы и структуру необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Среднесрочный план обычно
содержит количественные показатели по
продуктам, данные о капиталовложениях
и источниках финансирования. Его
разрабатывают в
Функциональные подразделения
предприятия отвечают за разработку
планов развития своих подразделений
по производственным мощностям, труду,
прибыли, маркетингу, финансам. На уровне
предприятия среднесрочное
Краткосрочное планирование
Краткосрочное (текущее) планирование осуществляют путем детальной разработки (обычно на год) планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений. Главная задача текущего планирования - разработка плана реализации продукции и на его основе системы планов: по сырью, производства, по труду, движения запасов готовой продукции, сметы расходов, рекламных мероприятий, реализации прибыли, кредитного, капитальных вложений, исследований и разработок, финансового плана.
Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных в долгосрочных и среднесрочных планах. Например, календарные планы производства составляют на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматривают расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. Текущее планирование тесно связано с планами различных партнеров и поставщиков, и поэтому эти планы либо согласовывают, либо их отдельные элементы являются общими для предприятия - производителя и его партнеров.
Реализацию текущих планов осуществляют через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляют обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению - центру прибыли, а затем консолидируют в единый бюджет, или финансовый план предприятия.
Бюджет представляет собой план расходов и доходов в стоимостном и натуральном выражении. Бюджеты должны соответствовать всем разделам плана и охватывать все стороны деятельности предприятия. Бюджеты составляют или укрупнено, или разрабатывают в деталях. Общий бюджет предприятия включает все бюджеты по различным направлениям планируемой деятельности.
Выделяют два основных
вида бюджетов: бюджеты капитальных
затрат и бюджеты текущих операций.
Если условия функционирования предприятия быстро меняются, то применяют метод непрерывного составления бюджетов. Он предусматривает разработку текущего бюджета (например, на год) с пересмотром его в конце каждого месяца путем исключения этого месяца и добавления бюджетных оценок на месяц, следующий за окончанием первоначального бюджетного периода. Используют также метод различных вариантов бюджета, при котором параллельно составляют несколько бюджетов: запланированный, ниже и выше запланированного уровня.
Не реже одного раза в квартал осуществляют анализ и контроль выполнения плановых заданий и бюджетов, проводят их корректировки в разрезе реализуемой продукции, расходов и финансового состояния предприятия. В качестве основы для текущего планирования и различного рода корректировок плана отделы и службы предприятия систематически представляют отчетность:
Оперативное планирование
Оперативное планирование на предприятии охватывает период от одного до 10-12 рабочих дней. Оперативные планы, которые чаще всего бывают суточными, состоят обычно из следующих основных элементов: