Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Планирование призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное планирование в рамках предприятия охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования. Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….…2
ГЛАВА 1. Теоретические основы осуществления планирования на предприятии …………………………………………………………………………………………….4
1.1 Сущность планирования на предприятии ……………………………………..…4
1.2 Методы планирования на предприятии…………………………………………...7
1.3. Виды и стадии планирования………………………………………..…………….9
ГЛАВА2. Финансовое планирование на предприятии…………………………..……14
2.1 Методы финансового планирования……………………………………………….14
2.2 Методы финансового планирования и система финансовых планов организации ………………………………………………………………………………………..….15
2.3 Перспективное финансовое планирование ………………………………………17
2.4 Текущее финансовое планирование (бюджетирование) ……………………..…21
2.5 Оперативное финансовое планирование…………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

планирование.docx

— 68.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.4 Текущее финансовое планирование (бюджетирование) 

Данный вид планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность  организации определить на предстоящий  период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру  ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а  также определить структуру активов  и капитала на конец планируемого периода. 
 
Текущий финансовый план составляется на период, равный 1 году, с разбивкой по кварталам, так как такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. В то же время процесс текущего финансового планирования осуществляется на предприятии в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности. 
 
В последнее время организациями все чаще применяется система бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и организации в целом, которая внедряется в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроля за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей, исполнения требований законов и контрактов. 
 
В целом бюджетирование представляет собой современную технологию финансового менеджмента, позволяющую получить обоснованный финансовый план, организовать управление деятельностью организации (предприятия) на этой основе, усилить контроль за издержками и денежными потоками, выйти на лучшие финансовые результаты. 
 
Основными преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования (бюджетирования) являются: 
 
• более рациональное использование средств организации благодаря своевременному планированию совершаемых хозяйственных операций, финансовых и материальных потоков и систематический контроль над ними; 
 
• годовое планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем перспективное финансовое планирование, и соответственно более точное плановое значение размера прибыли; 
 
• в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий; 
 
• бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов организации, выявить и минимизировать различные риски и др. 
 
В процессе бюджетирования разрабатывается основной бюджет, интегрирующий на уровне предприятия бюджеты отдельных структурных подразделений (центров финансовой ответственности) в виде трех плановых форм: 
 
1) бюджета доходов и расходов; 
 
2) бюджета движения денежных средств; 
 
3) баланса. 
 
Основной бюджет посредством системы финансовых показателей должен отражать цели деятельности предприятия, его маркетинговые и производственные планы. 
 
Разработка основного бюджета позволяет не только сбалансировать доходы и расходы предприятия, но и согласовать движение планируемых финансовых результатов с денежным потоком, а также ориентировать деятельность предприятия на приемлемые параметры финансового состояния и достаточный уровень финансовой устойчивости. 
 
В процессе составления основного бюджета принято выделять процесс подготовки операционного и процесс разработки финансового бюджетов. 
 
Операционный бюджет состоит из бюджетов: продаж, производства, производственных запасов, прямых затрат на сырье и материалы, прямых затрат на оплату труда, производственных накладных расходов, управленческих расходов, коммерческих расходов, доходов и расходов (отчет о прибылях и убытках) 
Финансовый бюджет включает: 
 
• инвестиционный бюджет; 
 
• бюджет движения денежных средств; 
 
• прогнозный баланс. 
 
Бюджеты разделяют по различным признакам следующим образом: 
По широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты функциональный и комплексный. Функциональный бюджет разрабатывается, как правило, по одной реже по двум статьям затрат, например бюджет оплаты труда, бюджет амортизации. 
 
Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат, например бюджет административно-управленческих расходов. 
 
По методам разработки различают стабильный (фиксированный) и гибкий бюджеты. При этом стабильный бюджет не меняется в зависимости от изменения объемов деятельности организации, например бюджет расходов по обеспечению охраны фирмы. 
 
Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, которые взаимоувязаны с объемными показателями деятельности хозяйствующего субъекта, например объем выпуска или реализации продукции, объем строительно-монтажных работ.

 

2.5 Оперативное финансовое планирование

В целях осуществления  контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов в организации необходимо осуществлять оперативное планирование, которое дополняет текущее.  
 
Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности организации.  
 
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, налогового календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите (финансировании). 
 
Платежный календарь — это план организации производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в котором все источники денежных поступлений и расходы взаимоувязаны и сбалансированы по времени. Он полностью охватывает денежный оборот организации, дает возможность увязать поступления денежных средств и платежи в наличной и безналичной форме, позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность. 
 
Составляется календарь обычно на квартал (месяц) с разбивкой по месяцам и более мелким периодам (декадам, пятидневкам). Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности- в целях предупреждения невыполнения финансового плана. 
 
Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток денежных средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений. 
 
На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должно уплатить предприятие. 
Отдельными хозяйствующими субъектами разрабатываются платежные календари по отдельным видам движения денежных средств, например платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п. 
 
На предприятии должен составляться кассовый план — план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу организации. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств. Кассовый план должен представляться всеми предпринимательскими фирмами за 45 дней до начала планируемого квартала в коммерческий банк, с которым фирма заключила договор о расчетно-кассовом обслуживании. 
 
Кассовый план необходим фирме для того, чтобы по возможности более точно представлять размер обязательств перед работниками организации по заработной плате и по другим выплатам. Банку, обслуживающему организацию, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки. 
 
Расчет потребности в краткосрочном кредите (финансировании) предполагает определение размера краткосрочной банковской ссуды (иных краткосрочных форм финансирования), необходимой для обеспечения планируемого денежного потока по каждому периоду. 
 
Вопросы, связанные с планированием, выдачей и погашением кредитов (займов), установлением процентных ставок, организации решают в обслуживающих их банках (иных организациях) на основе кредитных договоров (договоров займа). 
 
Основанием для принятия решения о выборе источника краткосрочного финансирования должна быть альтернативная стоимость привлекаемых средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Первой   и   основополагающей     стадией     управления     любым     видом  
целесообразной  деятельности  всегда  является  процесс   постановки  цели и  
нахождения   способов   ее выполнения.   Именно к стадии постановки   цели  
можно   отнести   предвидение, прогнозирование, планирование.   Конечным  
результатом   этой     стадии     является   построение   идеальной     модели     хода  
производственного  процесса, направленного на  достижение  главной  цели  
предприятия. 
Функция планирования служит основой для принятия управленческих  
решений   и   представляет   собой   управленческую   деятельность,   которая  
предусматривает   выработку   целей   и   задач   управления   производством,   а  
также определение путей реализации планов для достижения поставленных  
целей.  
В   общем     виде     планирование     можно     определить     как     процесс  
принятия     решений,   который   предшествует   будущему   действию.   Решения  
руководства   передаются   по   иерархическим   ступеням   организации   с   тем,  
чтобы  управляющие каждого нижестоящего уровня могли  разработать свой  
план.  
Внутрифирменное планирование необходимо для нормального функционирования и развития предприятия. Планирование определяет основное направление развития фирмы с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Назначение планирования - правильно учесть все внутренние и внешние факторы в постановке конкретных целей развития предприятия и путей их достижения. Планирование обеспечивает взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, позволяет минимизировать издержки и открывает все возможные дополнительные источники ресурсов внутри фирмы. Следовательно, необходимо качественное проведение внутрифирменного планирования, что обеспечит дальнейшее успешное развитие фирмы и ее процветание.

Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Рассмотрев цели и сущность финансового  планирования, а также различные  аспекты составления финансовых планов, можно сделать заключение, что финансовый план является неотъемлемой частью  внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.

Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи  с этим рабочие версии должны постоянно  обновляться. В компании должны иметься  варианты финансовых планов, предназначенные  для различных адресатов в  зависимости от целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и  
    статистика, 2009
  2. Баханькова Е. Р. Финансовое планирование / Е. Р. Баханькова ; М. Л.  
    Макальская / / Бухгалтерская газета. - 21/ 5/2010. - N10. - С.3-4 
  3. Горемыкин  В.А.  Планирование  на  предприятии:  Учебник  –  М.:  
    Высшее образование, 2008. – 368 с
  4. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии. / И. А.  
    Дубровин. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 432 с. 
  5. Ильин  А.П.    Планирование  на  предприятии. Учебник для вузов/  
    6-е изд., стереотип. - Минск: Новое знание, 2008. – 634 с.  
  6. Крейнина М.Н Финансовый менеджмент Учебное пособие. - М.: Дело  
    и сервис, 2008.
  7. Лихачева   О.  Н.   Финансовое   планирование   на  предприятии   :   учебно- 
    практическое пособие / О. Н. Лихачева . - М. : Проспект , 2008. - 263  
    с. : ил. 
  8. Петров   А.Н.   Стратегическое   планирование   и   развитие   предприятия:  
    Учеб. пособие. СПб.: изд-во СПбУЭФ, 2008.
  9. Ревенков А. Финансовое планирование на предприятии / А. Ревенков / /  
    Экономист. - 2010. - N11. - С. 72-78 
  10. Сергеев И. В. Оперативное финансовое планирование на предприятии /  
    И. В. Сергеев, А. Б. Шипицын . - М. : Финансы и статистика , 2007. -  
    287 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Планирование на предприятии