Планирование в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы провести теоретический анализ принципа планиро-вания. Осветить все его важные стороны, а также описать роль планирования на практике, применительно к бизнес-плану, рассматриваемому в третьем раз-деле работы.

Содержание работы

Введение
Раздел 1: Сущность планирования, как функции менеджмента
1.1 Определение планирования, как основной функции менеджмента
1.2 Содержание и назначение планирования, как функции менеджмента
Раздел 2: Принципы и виды планирования в менеджменте
2.1 Основные цели и принципы планирования
2.2 Виды планирования в менеджменте
Раздел 3: Бизнес-план, как важная часть планирования
3.1 Основы составления бизнес-плана.
3.2. Бизнес-план салона фотоуслуг.
Заключение
Приложение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

план.docx

— 646.12 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Раздел 1: Сущность планирования, как функции менеджмента

1.1 Определение планирования, как основной функции менеджмента

1.2 Содержание и назначение планирования, как функции менеджмента

Раздел 2: Принципы и виды планирования в менеджменте

2.1 Основные цели и принципы планирования

2.2 Виды планирования в менеджменте

Раздел 3: Бизнес-план, как важная часть планирования

3.1 Основы составления бизнес-плана.

3.2. Бизнес-план салона фотоуслуг.

Заключение 

Приложение

Список используемой литературы

 

Введение

Принцип планирования наряду с лидерством, организацией и контролем – является базовым в менеджменте. Сам процесс планирование, как и его определение, будет приведен ниже. Здесь я хочу представить именно взаимосвязь этого принципа и его неотделимость. Так же как и в производстве, где обязательно будет производство, распределение, обмен и потребление – так и в менеджменте невозможно обособить какой-то один принцип, назвать его главным. Но возможно и необходимо исследовать каждый из них глубже, осветить его более детально, показать важнейшие взаимосвязи. Эту работу необходимо провести для аргументированного фактами, примерами и теоретической базой ответа на вопрос: зачем необходимо планирование? Для того чтобы знать что делать завтра, послезавтра, через месяц и даже через год. Планирование позволяет талантливому менеджеру буквально заглянуть в будущее, сопоставить производственные возможности, цели компании, ситуацию на рынке – объединить эти все действия в одном целом и составить план развития компании на определенный срок. Великая мудрость русского языка облекла мысль о планировании в такую форму: «Хорошо спланировано - наполовину сделано». Трудно не согласиться с данным высказыванием

В третьей части работы я хочу рассказать о бизнес-плане, как необходимого документа, для ведения бизнеса. Документ, не в полной мере отражает всю необходимость и всеохватываемость данного материала. Бизнес-план полезен во многих областях применения. Во-первых – это, конечно, привлечение ресурсов. Грамотно составленный бизнес-план, отвечающий на вопросы инвесторов в полной мере и представляющий каким образом предприятие будет получать прибыль, иллюстрирующий капиталоотдачу – поможет собрать нужную сумму для начала бизнеса. Во-вторых, составление бизнес-плана подразумевает глубокий анализ рынка, анализ конкурентов, поставщиков, технологического процесса и многое другое. Поэтому – это, возможно, наилучший пример применения функции планирования в менеджменте непосредственно на практике.

Цель  данной работы провести теоретический  анализ принципа планирования. Осветить все его важные стороны, а также описать роль планирования на практике, применительно к бизнес-плану, рассматриваемому в третьем разделе работы.

 

Раздел 1: Сущность планирования в менеджменте

Выше уже была названа необходимость планирования, однако нужно не просто понимать что менеджер должен знать этот принцип. Выучить определение будет недостаточно. Чтобы успешно составлять планы нужно осознать его сущность. Очень наглядно выглядит образ мышления Билла Гейтса, изложенного в одной из книг по менеджменту: «Не достигнув и сорока,  Уильям Гейтс III вышел на второе место среди самых богатых людей США. Его компания – источник  энергии для крупнейшей экономики мира. Вы, так или иначе, натыкаетесь на его продукты(MS Office, MS Windows). Доходы и цена на акции и цены производителя этой ОС всегда остаются на высоком уровне. Но Билла Гейтса волнует будущее. Он знает, что в мире мощных высокоскоростных сетей, быстрого обмена информацией и быстрого изменения среды информационного рынка мало иметь титул «Короля», который очень быстро может исчезнуть. Необходимо стремиться внедрить свои продукты в каждый уголок дома, в автомобиль, в каждую технологическую операцию в компании или на производстве. Все это необходимо для того, чтобы не пропустить очередной технологический виток, не остаться «за бортом». Впрочем Microsoft имеет проблемы с выходом на рынок стандартов отличных от ПК». На мой взгляд, это отличный пример мышления направленного на планирование, как краткосрочное, так и видение долгосрочных выгод и преимуществ.

Для дальнейшего изучения составляющей этого принципа необходимо ознакомиться в первую очередь с определением, а также осветить содержание и  назначение планирования, детальнее  об этом ниже.

1.2 Определение планирования

Что же подразумевается  под термином планирование? Процесс  планирования включает в себя определение  задач или целей организации, установление общей стратегии для достижения этих целей и разработку всеобъемлющей иерархической структуры планов для объединения и координации всей деятельности компании. Таким образом, планирование связано как с определением целей, так и способов их достижения. Данное определение представлено в учебнике по менеджменту. Если заглянуть в экономический словарь, то там можно встретить несколько иной взгляд: планирование (от фр. Planning - планирование) – один из экономических методов управления. Заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Кроме этого, выделяется планирование отдельных видов ресурсов, например финансовое, социальное планирование. Основными методами являются: балансовый, нормативный и программно-целевой. Различаются: текущее планирование, перспективное планирование и целевое планирование. В обоих определениях используются такие слова как план и цели. В общем значении цель – это желаемое состояние будущего, достичь которого, и пытается организация. Значение целей определяется тем, что каждая организация существует ради некоего результата, а цели позволяют, как определить его, так и довести информацию до сотрудников и общества. План же является «маршрутом» движения организации к поставленным целям, включающим в себя схемы распределения ресурсов, промежуточные задачи. Планы разделяются на несколько видов в зависимости от времени их выполнения и условий, которые предопределены.

Основные виды планов это:

  • Долгосрочные планы (long-term plans). Планы, рассчитанные на период свыше трех лет.
  • Краткосрочные планы (short-term plans). Планы, рассчитанные на период не больше одного года.

Кроме этого, в зависимости от условий  достижения цели в планах, выделяют:

  • Конкретные планы. Те, в которых все указано предельно точно и детально, они не оставляют возможности для ошибочной интерпретации в будущем.
  • Общие планы. Гибкие планы, которые устанавливают основные руководящие принципы будущей деятельности организации.

С первого взгляда  кажется, что использование конкретных планов намного эффективнее, чем работа на основе общих планов. В них содержатся четко определенные цели, отсутствует неоднозначность. В этом преимуществе заложен, однако, и недостаток. Для планов данного типа необходима ясность и предсказуемость, которые на практике зачастую непостижимы. В общих же планах присутствует гибкость свободного выбора решения. Но, для менеджеров так же повышается уровень ответственности, связанный с неверным путем достижения цели. Поэтому следует умело сочетать применение обоих типов планов. Что же до долгосрочных и краткосрочных планов, то о них будет рассказано подробно во второй главе.

Для менеджера важно не только осознать определение как теоретический аспект, но и понять практический смысл, успешно внедрить его на практике. Тогда цель будет достигнута. Определение целей планирования составляет иногда значительную трудность для менеджеров, как среднего, так и высшего звена. Для того чтобы избежать этой проблемы, следует дать ответ на вопрос почему. Почему менеджерам необходимо планировать деятельность организации? На этот вопрос имеется, по крайней мере, 4 веские причины:

  1. Благодаря планированию определяется направление развития компании;
  2. Позволяет снизить влияние на компанию всевозможных изменений внешней и внутренней среды;
  3. Способствует сведению к минимуму потерь и нерационального использования рабочей силы и ресурсов;
  4. В процессе планирования устанавливаются стандарты, пригодные в дальнейшем на этапе контроля.

Графически эти причины  можно отобразить так:



В результате успешного определения  планирования координируются усилия всех сотрудников организации. Оно указывает  направление, как менеджерам, так и рядовым работникам. Когда сотрудники знают, куда именно движется их организация и что лично они должны делать для достижения намеченных целей, они могут координировать свои действия, эффективно сотрудничать друг с другом и работать как единая команда. Не имея четко разработанных планов, отделы будут действовать вразнобой, мешая тем самым организации эффективно двигаться вперед к намеченным целям. Кроме того, благодаря планированию снижается фактор неопределенности, оно позволяет, как было уже написано, заглянуть в будущее, менеджерам, предвидеть изменения и организовать мероприятия по сведению их негативных последствий к минимуму.

Правильное  составление оперативных планов с учетом производственного процесса, как общего, так и в разделении на сектора позволяет добиться значительной экономии ресурсов, замены неэффективных способов работы и устранение ненужных движений.

Наконец, стандарты и нормы, которые устанавливаются  в ходе планирования, позволяют контролировать процесс достижения поставленных целей и оперативно реагировать изменениями текущего плана на неучтенные обстоятельства. На примере компании представленной в [приложении 1] можно четко проследить отчетность и подчиненность всех звеньев компании. Какие имеются взаимосвязи и кто за что отчитывается т.е. кто что планирует и за что отчитывается.

1.2 Содержание и назначение планирования

Содержание планирования состоит в оценке условий рынка  и материальных источников и развития производства, опираясь на имеющиеся данные. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

В теории содержание планирования состоит в учете всех воздействий  внешней и внутренней сред на организацию  и изменение деятельности соответственно поступившим сигналам. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Кроме этого планирование призвано направить в одну точку все усилия звеньев организации и объединить в одну, логически и технологически связанную цепь, всю деятельность: начиная с проектирования и заканчивая сбытом продукции. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.

Раздел 2: Принципы и виды планирования

Выше была рассмотрена  теоретическое осмысление планирования, как функции менеджмента. Был  приведен анализ факторов, на него влияющих: рассмотрены причины планирования и их отражение на результате деятельности, предложена поверхностная классификация по срокам и способу достижения. В этом разделе рассматриваются принципы и основные виды планирования. Их знание позволяет уже эффективно пользоваться этим методом на практике. Определение целей является одним из базовых мотивов к любому действию. Потому-что на любое действие, совершенное уже или только планирующееся всегда будет ответ на вопрос: для чего? Потому-что если нет ответа на данный вопрос, теряется смысл самого действия. Ознакомление с принципами планирования просто обязательно. В соответствии с современным экономическим словарем Принципы — (от лат. principium — основа, начало) — 1) основные, исходные положения какой-либо теории, основные правила деятельности; 2) установившиеся, укоренившиеся, общепринятые, широко распространенные правила хозяйственных действий и свойства экономических процессов. Наиболее близко их важность, на наш взгляд, отражает перевод с латинского языка «основа». Таким образом, не зная основ, не понимая на чем зиждется функция планирования - невозможно эффективно ею пользоваться.

2.1 Цели и Принципы планирования

Возникшая на развалинах централизованной плановой экономики современная плеяда руководителей предпринимательских структур, в большинстве своем не владеющая научными методами менеджмента, работает, не имея официально разработанных и принятых планов. Поскольку ситуация в окружающей среде меняется очень быстро, то многие руководители не видят конкретной пользы от тщательно спланированной деятельности фирмы. Подобная ситуация имеет место и у субъектов предпринимательской деятельности, работающих в развитой рыночной экономике. По их утверждению, они успешно работают.

Возникает естественный вопрос: «Нужно ли тратить  время на формальную разработку плана?». Исчерпывающий ответ на поставленный вопрос дает Мелвилл Бранч, перечисляя выгоды от планирования в следующем порядке.

  1. Планирование поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно.
  2. Оно ведет к более четкой координации предпринимаемых предприятием усилий.
  3. Оно ведет к установлению показателей деятельности для последующего контроля.

4. Оно заставляет предприятие четче определять свои задачи и политические установки

5. Оно делает предприятие более подготовленным к внезапным переменам.

7. Оно  более наглядно демонстрирует  взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.

Разумеется, если у руководителя предприятия  есть основания считать, что будущее самым естественным образом приведет к осуществлению всех его желаний (ради которых он создавал предприятие), то в разработке тщательного плана нет никакой нужды. Однако руководитель должен помнить и другое: своими действиями он может увеличить шансы наступления желаемого будущего. Именно такое будущее определяет главную цель функции планирования.

Цель  планирования состоит в реальном построении планового представления о том, насколько организация может продвинуться в осуществлении своих желаний.

Функция планирования позволяет получить вразумительный ответ на два важных - вопроса в предпринимательской деятельности.

а) чего хочет добиться предприятие к концу планируемого периода;

б) что может произойти в деятельности предприятия, если заранее не предусмотреть и своевременно не предпринять планового вмешательства.

Каждый  вид планирования имеет собственные  цели, отражающие его роль в процессе управления (рис. 2.1).

 

Цель  стратегического планирования заключается в создании и поддержании стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и шансами во внешней среде.

Информация о работе Планирование в менеджменте