Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 11:26, курсовая работа
Цель данной работы провести теоретический анализ принципа планиро-вания. Осветить все его важные стороны, а также описать роль планирования на практике, применительно к бизнес-плану, рассматриваемому в третьем раз-деле работы.
Введение
Раздел 1: Сущность планирования, как функции менеджмента
1.1 Определение планирования, как основной функции менеджмента
1.2 Содержание и назначение планирования, как функции менеджмента
Раздел 2: Принципы и виды планирования в менеджменте
2.1 Основные цели и принципы планирования
2.2 Виды планирования в менеджменте
Раздел 3: Бизнес-план, как важная часть планирования
3.1 Основы составления бизнес-плана.
3.2. Бизнес-план салона фотоуслуг.
Заключение
Приложение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Раздел 1: Сущность планирования, как функции менеджмента
1.1 Определение планирования, как основной функции менеджмента
1.2 Содержание и назначение планирования, как функции менеджмента
Раздел 2: Принципы и виды планирования в менеджменте
2.1 Основные цели и принципы планирования
2.2 Виды планирования в менеджменте
Раздел 3: Бизнес-план, как важная часть планирования
3.1 Основы составления бизнес-плана.
3.2. Бизнес-план салона фотоуслуг.
Заключение
Приложение
Список используемой литературы
Введение
Принцип планирования наряду с лидерством, организацией и контролем – является базовым в менеджменте. Сам процесс планирование, как и его определение, будет приведен ниже. Здесь я хочу представить именно взаимосвязь этого принципа и его неотделимость. Так же как и в производстве, где обязательно будет производство, распределение, обмен и потребление – так и в менеджменте невозможно обособить какой-то один принцип, назвать его главным. Но возможно и необходимо исследовать каждый из них глубже, осветить его более детально, показать важнейшие взаимосвязи. Эту работу необходимо провести для аргументированного фактами, примерами и теоретической базой ответа на вопрос: зачем необходимо планирование? Для того чтобы знать что делать завтра, послезавтра, через месяц и даже через год. Планирование позволяет талантливому менеджеру буквально заглянуть в будущее, сопоставить производственные возможности, цели компании, ситуацию на рынке – объединить эти все действия в одном целом и составить план развития компании на определенный срок. Великая мудрость русского языка облекла мысль о планировании в такую форму: «Хорошо спланировано - наполовину сделано». Трудно не согласиться с данным высказыванием
В третьей части работы я хочу рассказать о бизнес-плане, как необходимого документа, для ведения бизнеса. Документ, не в полной мере отражает всю необходимость и всеохватываемость данного материала. Бизнес-план полезен во многих областях применения. Во-первых – это, конечно, привлечение ресурсов. Грамотно составленный бизнес-план, отвечающий на вопросы инвесторов в полной мере и представляющий каким образом предприятие будет получать прибыль, иллюстрирующий капиталоотдачу – поможет собрать нужную сумму для начала бизнеса. Во-вторых, составление бизнес-плана подразумевает глубокий анализ рынка, анализ конкурентов, поставщиков, технологического процесса и многое другое. Поэтому – это, возможно, наилучший пример применения функции планирования в менеджменте непосредственно на практике.
Цель данной работы провести теоретический анализ принципа планирования. Осветить все его важные стороны, а также описать роль планирования на практике, применительно к бизнес-плану, рассматриваемому в третьем разделе работы.
Раздел 1: Сущность планирования в менеджменте
Выше уже была
названа необходимость
Для дальнейшего изучения составляющей этого принципа необходимо ознакомиться в первую очередь с определением, а также осветить содержание и назначение планирования, детальнее об этом ниже.
1.2 Определение планирования
Что же подразумевается под термином планирование? Процесс планирования включает в себя определение задач или целей организации, установление общей стратегии для достижения этих целей и разработку всеобъемлющей иерархической структуры планов для объединения и координации всей деятельности компании. Таким образом, планирование связано как с определением целей, так и способов их достижения. Данное определение представлено в учебнике по менеджменту. Если заглянуть в экономический словарь, то там можно встретить несколько иной взгляд: планирование (от фр. Planning - планирование) – один из экономических методов управления. Заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Кроме этого, выделяется планирование отдельных видов ресурсов, например финансовое, социальное планирование. Основными методами являются: балансовый, нормативный и программно-целевой. Различаются: текущее планирование, перспективное планирование и целевое планирование. В обоих определениях используются такие слова как план и цели. В общем значении цель – это желаемое состояние будущего, достичь которого, и пытается организация. Значение целей определяется тем, что каждая организация существует ради некоего результата, а цели позволяют, как определить его, так и довести информацию до сотрудников и общества. План же является «маршрутом» движения организации к поставленным целям, включающим в себя схемы распределения ресурсов, промежуточные задачи. Планы разделяются на несколько видов в зависимости от времени их выполнения и условий, которые предопределены.
Основные виды планов это:
Кроме этого, в зависимости от условий достижения цели в планах, выделяют:
С первого взгляда кажется, что использование конкретных планов намного эффективнее, чем работа на основе общих планов. В них содержатся четко определенные цели, отсутствует неоднозначность. В этом преимуществе заложен, однако, и недостаток. Для планов данного типа необходима ясность и предсказуемость, которые на практике зачастую непостижимы. В общих же планах присутствует гибкость свободного выбора решения. Но, для менеджеров так же повышается уровень ответственности, связанный с неверным путем достижения цели. Поэтому следует умело сочетать применение обоих типов планов. Что же до долгосрочных и краткосрочных планов, то о них будет рассказано подробно во второй главе.
Для менеджера важно не только осознать определение как теоретический аспект, но и понять практический смысл, успешно внедрить его на практике. Тогда цель будет достигнута. Определение целей планирования составляет иногда значительную трудность для менеджеров, как среднего, так и высшего звена. Для того чтобы избежать этой проблемы, следует дать ответ на вопрос почему. Почему менеджерам необходимо планировать деятельность организации? На этот вопрос имеется, по крайней мере, 4 веские причины:
Графически эти причины можно отобразить так:
В результате успешного определения планирования координируются усилия всех сотрудников организации. Оно указывает направление, как менеджерам, так и рядовым работникам. Когда сотрудники знают, куда именно движется их организация и что лично они должны делать для достижения намеченных целей, они могут координировать свои действия, эффективно сотрудничать друг с другом и работать как единая команда. Не имея четко разработанных планов, отделы будут действовать вразнобой, мешая тем самым организации эффективно двигаться вперед к намеченным целям. Кроме того, благодаря планированию снижается фактор неопределенности, оно позволяет, как было уже написано, заглянуть в будущее, менеджерам, предвидеть изменения и организовать мероприятия по сведению их негативных последствий к минимуму.
Правильное составление оперативных планов с учетом производственного процесса, как общего, так и в разделении на сектора позволяет добиться значительной экономии ресурсов, замены неэффективных способов работы и устранение ненужных движений.
Наконец, стандарты и нормы, которые устанавливаются в ходе планирования, позволяют контролировать процесс достижения поставленных целей и оперативно реагировать изменениями текущего плана на неучтенные обстоятельства. На примере компании представленной в [приложении 1] можно четко проследить отчетность и подчиненность всех звеньев компании. Какие имеются взаимосвязи и кто за что отчитывается т.е. кто что планирует и за что отчитывается.
1.2 Содержание и назначение планирования
Содержание планирования состоит в оценке условий рынка и материальных источников и развития производства, опираясь на имеющиеся данные. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
В теории содержание планирования состоит в учете всех воздействий внешней и внутренней сред на организацию и изменение деятельности соответственно поступившим сигналам. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Кроме этого планирование призвано направить в одну точку все усилия звеньев организации и объединить в одну, логически и технологически связанную цепь, всю деятельность: начиная с проектирования и заканчивая сбытом продукции. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.
Раздел 2: Принципы и виды планирования
Выше была рассмотрена теоретическое осмысление планирования, как функции менеджмента. Был приведен анализ факторов, на него влияющих: рассмотрены причины планирования и их отражение на результате деятельности, предложена поверхностная классификация по срокам и способу достижения. В этом разделе рассматриваются принципы и основные виды планирования. Их знание позволяет уже эффективно пользоваться этим методом на практике. Определение целей является одним из базовых мотивов к любому действию. Потому-что на любое действие, совершенное уже или только планирующееся всегда будет ответ на вопрос: для чего? Потому-что если нет ответа на данный вопрос, теряется смысл самого действия. Ознакомление с принципами планирования просто обязательно. В соответствии с современным экономическим словарем Принципы — (от лат. principium — основа, начало) — 1) основные, исходные положения какой-либо теории, основные правила деятельности; 2) установившиеся, укоренившиеся, общепринятые, широко распространенные правила хозяйственных действий и свойства экономических процессов. Наиболее близко их важность, на наш взгляд, отражает перевод с латинского языка «основа». Таким образом, не зная основ, не понимая на чем зиждется функция планирования - невозможно эффективно ею пользоваться.
2.1 Цели и Принципы планирования
Возникшая на развалинах централизованной плановой экономики современная плеяда руководителей предпринимательских структур, в большинстве своем не владеющая научными методами менеджмента, работает, не имея официально разработанных и принятых планов. Поскольку ситуация в окружающей среде меняется очень быстро, то многие руководители не видят конкретной пользы от тщательно спланированной деятельности фирмы. Подобная ситуация имеет место и у субъектов предпринимательской деятельности, работающих в развитой рыночной экономике. По их утверждению, они успешно работают.
Возникает естественный вопрос: «Нужно ли тратить время на формальную разработку плана?». Исчерпывающий ответ на поставленный вопрос дает Мелвилл Бранч, перечисляя выгоды от планирования в следующем порядке.
4. Оно заставляет предприятие четче определять свои задачи и политические установки
5. Оно делает предприятие более подготовленным к внезапным переменам.
7. Оно более наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.
Разумеется, если у руководителя предприятия есть основания считать, что будущее самым естественным образом приведет к осуществлению всех его желаний (ради которых он создавал предприятие), то в разработке тщательного плана нет никакой нужды. Однако руководитель должен помнить и другое: своими действиями он может увеличить шансы наступления желаемого будущего. Именно такое будущее определяет главную цель функции планирования.
Цель планирования состоит в реальном построении планового представления о том, насколько организация может продвинуться в осуществлении своих желаний.
Функция планирования позволяет получить вразумительный ответ на два важных - вопроса в предпринимательской деятельности.
а) чего хочет добиться предприятие к концу планируемого периода;
б) что может произойти в деятельности предприятия, если заранее не предусмотреть и своевременно не предпринять планового вмешательства.
Каждый вид планирования имеет собственные цели, отражающие его роль в процессе управления (рис. 2.1).
Цель стратегического планирования заключается в создании и поддержании стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и шансами во внешней среде.