Планирование в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы провести теоретический анализ принципа планиро-вания. Осветить все его важные стороны, а также описать роль планирования на практике, применительно к бизнес-плану, рассматриваемому в третьем раз-деле работы.

Содержание работы

Введение
Раздел 1: Сущность планирования, как функции менеджмента
1.1 Определение планирования, как основной функции менеджмента
1.2 Содержание и назначение планирования, как функции менеджмента
Раздел 2: Принципы и виды планирования в менеджменте
2.1 Основные цели и принципы планирования
2.2 Виды планирования в менеджменте
Раздел 3: Бизнес-план, как важная часть планирования
3.1 Основы составления бизнес-плана.
3.2. Бизнес-план салона фотоуслуг.
Заключение
Приложение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

план.docx

— 646.12 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать следующий  вывод: функция планирования является неотъемлемой частью процесса управления. Процесс планирования необходимо рассматривать как вид управленческой деятельности. Роль и объем планирования зависит от условий, в которых работает предприятие.

Организации разрабатывают много  разных планов. Однако нет двух организаций, которые бы планировали свою деятельность одинаково. На процесс планирования влияет множество факторов. Но, тем не менее, существует много общих положений, которые позволяют рассматривать планирование как общую функцию управления.

В общем, в практике менеджмента  принято в составе функции  планирования выделять стратегическое, тактическое и оперативное планирование.

 

Стратегическое планирование

Стратегическое  планирование — это алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач. В последнее время в бизнесе и государственном управлении всё чаще используют термин «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет. Стратегическое планирование есть результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении.

Поскольку управление — это практическая деятельность, ориентирующаяся на результат, следует рассмотреть это понятие, тем более что по данному вопросу сегодня нет ясности. Например, Р. Акофф вкладывает в понятие результат определение целей и задач. Согласно Майклу Мескону, стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижения ее целей.

 

Стратегия - это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Данный термин лежит в основе стратегического планирования как процесса разработки данных правил. Стратегия представляет собой план достижения целей организации.

Цель, которую стремится достичь предприятие, представляет собой результат, а средством и способом для достижения цели является стратегия, количественное содержание которой называется заданием. Характеристики (показатели) результата называются ориентирами. Ориентиры и задания взаимозаменяемы как в отдельные моменты, так и на разных уровнях управления организацией. Например, уровень конкурентоспособности продукта в один момент может быть для предприятия ориентиром, а в другой — заданием. Для верхнего уровня иерархии этот показатель представляет собой задание (средство), а для низшего он превращается в ориентир. Тем не менее, их нужно различать, поскольку ориентиры для осуществления контроля часто исполняют роль стандартов (критериев), а задания — контролируемые параметры. Важно различать термины «задания» и «задачи».

 

Задание — это информационное представление (описание) продвижения предприятия к конечному результату, т. е. цели.

Задачи управления представляют собой способ, который использует менеджер для продвижения предприятия к цели.

Неумение четко формулировать  цели, задания и задачи привело к тому, что эти разные понятия смешиваются и не имеют четкого смысла. Кажущаяся идентичность рассмотренных понятий вызвана тем, что в процессе планирования вырабатываются как ориентиры (стандарты, критерии), так и задания. А процесс планирования представляет собой решение комплекса взаимосвязанных задач управления.

Таким образом, результат планирования представляет собой набор ориентиров (которые вытекают из целей или могут быть отдельными целями) и заданий, выполнение которых в соответствии с ориентирами приведет фирму к достижению целей. Стратегии организации включают три обязательных составляющих: особенную компетентность организации, сферы деятельности и план размещения (использования) ресурсов.

 

Тактическое планирование.

Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы  организации для достижения стратегических целей.

Неотделимость и одновременно связь  тактического и стратегического  планирования как нельзя лучше выразил Веснин В.Р.: «О различии между тактическим и стратегическим планированием говорят столь же часто, сколь и невразумительно». Действительно, очень сложно провести четкую грань между этими видами планирования. Это относительные понятия. Тактическое планирование имеет следующие особенности:

а) небольшие периоды времени (от одного года до пяти лет);

б) узкий спектр плановых заданий (количественно понятие «узкий» установить сложно);

в) результатом являются средства и их распределение между плановыми заданиями;

г) планы вырабатываются на уровне руководства среднего звена;

д) основными компонентами являются тактика и политика.

Тактика — это краткосрочные стратегии, согласующиеся с долгосрочной стратегией и соотнесенные с конкретными действиями.

Политика  определяет дополнительные ориентиры  для принятия решений и осуществления контроля.

Главным назначением тактического планирования является:

  • определение приоритета достижения тех тактических целей, которые обеспечивают реализацию главных стратегий, разработанных в стратегическом плане;
  • определение объемов материальных и финансовых ресурсов и их распределение между направлениями деятельности и временем их использования;
  • разработка планов использования людских ресурсов.

Таким образом, тактическое планирование представляет собой организованную последовательность действий работников организации, наделенных необходимыми ресурсами, использование которых направлено на реализацию стратегического плана.

Выполнение  заданий тактического планирования достигается путем разработки ряда краткосрочных - текущих планов.

 

Оперативное планирование

Текущее (оперативное) планирование представляет собой процесс разработки конкретной документации по обеспечению производства необходимыми ресурсами, выпуску продукции соответствующего ассортимента с целью своевременного удовлетворения потребностей заказчика.

В практике менеджмента данный вид  планирования получил три наиболее распространенных названия: «текущее планирование», «оперативное планирование», «операционное планирование». Мы в дальнейшем будем использовать понятие «оперативное планирование».

Основными компонентами оперативного планирования являются процедуры и правила.

Политика представляет собой общее руководство для конкретных действий и принятия решений, детализирующих процесс достижения целей.

Процедуры описывают действия, которые следует предпринять менеджеру в конкретной ситуации. Например, определить себестоимость продукции, используя общепринятую методику

Правила предписывают порядок действия менеджера в конкретной ситуации. Примером применения правил, может быть, инструкция по начислению какого-либо налога, допустим НДС. Нарушать эту инструкцию нельзя. По форме разработки оперативные планы могут быть разных типов, см. табл. 2.3.

Типы планов

Назначение планов

План единоразового использования

Разрабатывают для деятельности, которая не повторяется  в будущем

Программа

План  для большого количества мероприятий

Проект

План, который не является комплексным  и масштабным

Постоянные планы

Разрабатываются для повторяющихся  в течение определенного периода  времени видов деятельности

Политика (определение общего курса действий)

Планы, отражающие главные подходы  организации к проблемам или  ситуациям.

Стандартная операционная процедура

План, определяющий шаги, которые необходимо сделать в конкретных обстоятельствах

Правила и инструкции

Планы, которые описывают порядок  выполнения конкретных действий


 

 

Раздел 3: Бизнес-план

В последнее время большинство  предприятий прибегает к разработке специфического плана, который получил название бизнес-план. На сегодняшний день существует много публикаций, раскрывающих процедуры разработки бизнес-плана. Поэтому мы упустим такие детали и остановимся лишь на общих характеристиках бизнес-планирования.

Для чего составляется бизнес-план?

Бизнес-план разрабатывается для внешних  и внутренних пользователей. Если руководство предприятия желает реализовывать инвестиционный проект, и ему необходимо привлечь деньги инвесторов, то составление бизнес-плана является обязательным. Правильно подготовленный бизнес-план служит основанием для привлечения инвесторов к финансированию проекта. Он является подтверждением потенциальных возможностей руководства предприятия эффективно использовать инвестиции и служит основой для доверия инвесторов к предприятию.

Бизнес-план также имеет важное значение для управленческого персонала  самого предприятия. Он четко увязывает  содержание главных целей со стратегическими направлениями деятельности, а также устанавливает способы и термины достижения стратегических целей. Кроме того, бизнес-план служит основой механизма оперативного планирования текущей производственной и финансовой деятельности предприятия. Бизнес-план позволяет рационально обосновать систему мер, которые обеспечивают повышение прибыльности предприятия.

С точки зрения менеджмента, процесс  составления бизнес-плана позволяет провести проверку знаний и умений менеджерами условий осуществления собственного бизнеса, а также возможностей и угроз рынка, на котором действует предприятие. Процесс составления бизнес-плана позволяет предприятию провести самооценку потенциала и определить свои шансы в быстро изменяющейся внешней среде. Поэтому бизнес-план полезно составлять, даже если предприятие не намерено привлекать внешние инвестиции. Самооценка предприятия позволяет руководству предприятия получить ответы на следующие вопросы:

    •   Каким бизнесом занимается предприятие?
    •   Какая квалификация и умения составляют ценность и уникальность предприятия?
    •   Какое место предприятия в отрасли?
    •   Какой характер рынка, на котором действует предприятие?
    •   Каких покупателей (клиентов) предприятие обслуживает, где находится его рынок?
    •   Какую долю рынка предприятие хочет получить? Когда?
    •   Как оценивают предприятие основные покупатели?
    •   Какие желательные изменения в имидже (репутации) предприятия?
    •   Какие значительные изменения возможны:
    • в услугах, предоставляемых в настоящее время предприятием, и вырабатываемой продукции;
    • в технологиях, используемых в данной отрасли?
    • Какие планы, если необходимо, должно иметь предприятие для улучшения своей продукции?
    •   Какие сильные стороны предприятия?
    •   Какие черты предприятия составляют его наибольшую слабость?  
    • Какие цели ставит предприятие при усовершенствовании своей продукции?
    • В каком бизнесе имеет намерение работать предприятие через три-четыре года?
    • Требуются ли предприятию для достижения целей капитальные вложения?
    • Как может предприятие финансировать свой рост?
    • Какие конкретные шаги необходимо сделать предприятию для достижения своих целей?

Структура бизнес-плана стандартна. Глубина  и детализация разработки бизнес-плана  зависит от размеров и сферы бизнеса предприятия. Отличительные особенности детализации разделов бизнес-плана зависят от сферы деятельности предприятия: относится ли этот бизнес к сфере услуг, или это производство потребительских товаров или продукции производственного назначения. Размеры рынка, уровень конкуренции и потенциальный рост предприятия также могут влиять на содержание бизнес-плана.

Каждое  предприятие составляет бизнес-план по-своему. Подходы к составлению бизнес-плана и его содержание меняются в зависимости от характера программы и индивидуальных требований инвестора. Основное содержание будет изменяться в зависимости от того, направлен ли он на привлечение внешних инвестиций или будет использоваться руководством для оценки и планирования деятельности предприятия.

Для примера, я хочу привести возможный вариант  бизнес-плана фото салона.

3.2 Бизнес-план салона  фотопечати

 

Настоящий проект представляет собой создание нового предприятия "Файн-Фото", путем учреждения общества с ограниченной ответственностью с тремя учредителями и участием заемного капитала в форме лизинга на покупку оборудования в сфере предоставления услуг фотопечати, редактирования и восстановления фотоснимков и продажи сопутствующих товаров. В производстве планируется использовать машину для печати фотоснимков и проявки фотопленок «Frontier», которая обеспечивает высокую производительность печати - 2250 тыс. фотоснимков в час, позволяет работать как с цифровыми файлами, так и с фотопленками и обеспечивает высокое качество фотоснимков. Предполагается осуществить развертывание бизнес проекта в течение 5,5 лет, (в том числе 6 месяцев - подготовительная стадия) со среднегодовой численностью персонала в первый год - 16 человек (к концу 6-го года - 22 человека). Прогноз уровня спроса показывает, что к концу 5-го года выручку можно будет увеличить до 356,1 тыс. грн. Необходимая площадь помещений под офис и торговый зал - 40 кв. метров. Помещения планируется взять в аренду.

Основной стратегией конкурентоспособности проектируемой фирмы будет комплексная стратегия по снижению цен, повышению качества и уровня обслуживания с целью проникновения на рынок и расширения объема продаж, снижение издержек за счет высокой производительности оборудования, повышение качества обслуживания, снижение цен, более полное удовлетворение потребителей за счет расширения спектра услуг и введения гибкой системы скидок.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Специфика деятельности в  сфере предоставления фотоуслуг требует особого внимания к месторасположению будущей фирмы. Для фотоцентра необходимо, чтобы его месторасположение было как можно более удобным для жителей города - его потенциальных клиентов. В то же время, необходимо учитывать также и месторасположение конкурентов, а также стоимость и наличие необходимых площадей в данном районе. С целью выявление наиболее удачного месторасположения фотоцентра были оценены преимущества и недостатки месторасположения будущей фирмы на нескольких центральных улицах города.

Информация о работе Планирование в менеджменте