Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 11:26, курсовая работа
Цель данной работы провести теоретический анализ принципа планиро-вания. Осветить все его важные стороны, а также описать роль планирования на практике, применительно к бизнес-плану, рассматриваемому в третьем раз-деле работы.
Введение
Раздел 1: Сущность планирования, как функции менеджмента
1.1 Определение планирования, как основной функции менеджмента
1.2 Содержание и назначение планирования, как функции менеджмента
Раздел 2: Принципы и виды планирования в менеджменте
2.1 Основные цели и принципы планирования
2.2 Виды планирования в менеджменте
Раздел 3: Бизнес-план, как важная часть планирования
3.1 Основы составления бизнес-плана.
3.2. Бизнес-план салона фотоуслуг.
Заключение
Приложение
Список используемой литературы
Цель тактического планирования состоит в разворачивании стратегии в подробный перечень плановых заданий для каждого уровня руководства. Каждое плановое задание представляет программу действий менеджеров по обеспечению процесса достижения целей предприятия.
Целью оперативного планирования является увязка каждого продукта с объемами его реализации, запасами товаро-материальных ценностей и возможностями производства. Эта цель направлена на обеспечение непрерывности потока продукции к потребителю.
Рассмотренные понятия и элементы, по моему мнению, должны содержать процесс планирования. Многие процессы планирования и планы предприятия их не содержат. Какие именно из этих понятий и элементов включаются в процесс планирования и какое относительное внимание им уделяется, зависит, во многом, от общих принципов планирования.
Принципы планирования
Процесс планирования, разработанные цели, пути, достижения которых содержат планы, отражают индивидуальные характеристики предприятия. На лицо кажущаяся индивидуальность планирования. Однако процесс планирования должен осуществляться с соблюдением общих (только для планирования) принципов.
В современной литературе по менеджменту и, в частности, по проблемам планирования приводится целый ряд принципов, повторяющихся или освещающих отдельные требования к процессу планирования. Например, объективность, системность, комплексность, оптимальность, сбалансированность, обоснованность.
Нетрудно заметить, что одни из них являются главными, другие - ведущими. Так, комплексность и сбалансированность являются основным условием системности, а объективность и обоснованность достигается оптимизацией. Следование данным принципам ничего не вносит нового в раскрытие сущности процесса планирования. Подобное явление свидетельствует о том, что бурное развитие науки, в последнее время занимающейся планированием, остается пока творением искусства управления. Научность планирования проявляется в использовании современных методов оптимизации планов, но не в осознании природы, сущности и возможностей планирования как процесса менеджмента. Ясно, что планирование - это предварительное принятие решений о путях достижения желаемого будущего. Однако менее ясны те особые черты, которые выделяют его из общего процесса менеджмента. Для этого нужны принципы, которые могут служить руководством для принятия правильных решений в планировании. Плановые решения направлены на увязку параметров всех переменных организации (материальных, финансовых и людских ресурсов, технологии, структур продукции) с учётом их возможных изменений под воздействием высшей среды.
Рассмотренные ниже принципы, по нашему мнению, отвечают этим условиям. Эти принципы также определяют правила разработки всех видов планов: стратегических, тактических, оперативных. Несомненно, что перечень принципов, которые рассматриваются ниже, не окончателен. Поэтому нет никаких возражений против их дополнения или развития. На практике трудно ограничить «рамки» действия какого-то принципа, при соответствующем рассмотрении проявляется какой-либо конкретный принцип. Также сложно провести ранжирование последовательности их рассмотрения. Поэтому при изложении данного материала использован произвольный порядок.
Принцип системности.
Данный принцип является конкретным использованием правил системного подхода в реализации функции планирования. Системность планирования проявляется в двух аспектах:
а) в проработке планов для каждой переменной (элемента) организации как индивидуальной подсистемы и в тоже время - как целостной системы. Эффект достижения цели возможен лишь при сбалансированном функционировании всех частей (переменных) организации. Например, продуктово-рыночная стратегия не может быть эффективной, если она разрабатывалась изолировано, без учета стратегии маркетинга, конкурентной стратегии, стратегии капвложений и др. Только целостное рассмотрение всех стратегий позволяет разработать стратегический план предприятия;
б) в сквозном планировании взаимосвязанных показателей: стратегические показатели, тактические показатели, оперативные.
Данный аспект процесса планирования изменяет подход к разработке стратегии предприятия. Сущность данного подхода заключается в открытости формулировки стратегии, при которой стратегия является прерогативой не только узкого круга высшего руководства, но и делом ее непосредственных исполнителей.
Этот принцип определяет организацию процесса планирования и масштабы проработки планов.
Принцип отношения к обществу.
Польза от планирования для предприятия будет лишь в том случае, если менеджеры, ответственные за разработку планов, сумеют отказаться от привычного «взгляда на прибыль», обращенного на традиционные виды продукции и привычные рынки, в пользу «взгляда на общество», которое будет определять будущие тенденции, опасности и новые возможности.
Традиционно в рыночной экономике считалось, что предприятия приносят блага для общества и его главные интересы лежат в области получения прибыли. Это заблуждение привело к тому, что общество перестало мириться со свободой предпринимательства и резко увеличило число ограничений в деятельности предприятий.
В этих условиях отношения предприятия с обществом перестают быть второстепенной проблемой и превращаются в одну из ключевых. Следовательно, предприятию необходимо разрабатывать не только традиционные стратегии (состав их будет рассмотрен дальше), но и стратегии отношений с обществом.
Стратегия отношений с обществом должна охватывать три основных направления: анализ целей, ограничений и внешнего силового поля, в котором действует предприятие.
При планировании предприятие стремится к выбору предпочтительных правил игры на рынке. Однако взгляды на деятельность предприятия различных социально-политических групп, государственных или общественных институтов (например, общество защиты потребителей) не совпадает с предпочтительными для предприятия правилами игры. Задача планирования в данной ситуации заключается в выработке таких направлений деятельности, в которых предпочтительные условия как можно полнее совпадали с возможными условиями.
Данный
принцип обуславливает
Несоблюдение данного принципа в процессе планирования приведет к бесполезности разработанной стратегии в практической деятельности предприятия, поскольку ее невозможно будет осуществить.
Принцип взаимосвязи.
Успешная деятельность предприятия в конкурентной среде довольно часто связана с изменением наборов видов деятельности. Многие предприятия предпочитают стратегию диверсификации производства. Обычной является деятельность фирмы в различных стратегических зонах хозяйствования (СЗХ).
Планирование деятельности предприятия, работающего в подобных условиях, должно проводиться с учетом принципа взаимосвязи.
Суть его заключается в том, что разработка плана начинается с установления взаимосвязи между СЗХ в рамках базовой (в которой традиционно работает предприятие) отрасли деятельности.
Взаимосвязанное совместное планирование видов деятельности и СЗХ обеспечивает синергизм (суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.) за счет использования одного и того же оборудования, общей сбытовой сети, исследовательских и конструкторских подразделений и др.
Потенциальное значение принципа взаимосвязи заключается в том, что при планировании создаются условия для обеспечения более (или не менее) высокой рентабельности капиталовложений при комбинации СЗХ, чем в случае их раздельного планирования.
Принцип систематичности планирования.
Планирование - это один из самых сложных и нелегких видов умственной работы, доступных человеку. Сложность состоит в том, что управление - это практическая деятельность, а что и как делать, определяется до того, когда нужно действовать.
Достижение желаемого состояния, обеспечиваемое планированием, зависит от целого набора взаимозависимых решений. Это значит, что:
а) принимаемые решения
б) решения, принимаемые на каждой стадии планирования, взаимосвязаны. Такие же взаимосвязи существуют и при переходе от одной стадии к другой. Все задачи планирования взаимосвязаны. Это значит, что решения, принятые на стадии разработки стратегии, должны учитываться при принятии решений на стадии не только тактического, но и оперативного планирования. Разумеется, на стадии оперативного планирования используется более точная информация. Следовательно, оперативный план может не увязываться с первоначальным стратегическим выбором.
Пока ведется планирование, изменяются внутренние переменные организации и внешняя среда. Эти изменения требуют постоянной корректировки составленных планов.
Вышеназванные условия планирования являются реальной причиной соблюдения принципа систематичности планирования.
Суть
его заключается в том, что
планирование - это непрерывный процесс
систематической выработки
Принцип разумной оптимальности.
Использование для планирования математических моделей и современной вычислительной техники позволяет менеджеру анализировать и проектировать деятельность сложных экономических систем. Однако степень оптимальности планов зависит от того, насколько полно и точно построенная модель соответствует самой системе, и какой точности решения она может обеспечивать.
В попытках добиться наивысшей оптимальности можно создать планы, которые не могут быть реализованы по многим причинам. Например, несоответствие оргструктуры управления, неэффективная система контроля, слабая мотивация исполнителей плана и др.
В модель планирования можно заложить лишь какие-то усредненные показатели поведения человека в самом процессе планирования, а также в процессе реализации принятых планов. Даже самый оптимальный план может быть сорван неправильными действиями или бездействием исполнителей.
Только эти факторы уже говорят о том, что оптимизировать полностью все составляющие планирования невозможно. Оптимальность плана должна определяться с учетом осуществимости и соблюдения отношения "затраты на планирование - выгоды от реализации плана ". На практике обычно удается достичь некоторого разумного уровня оптимальности. Это значит составить планы неплохо, но не обязательно наилучшим образом.
Принцип разумной оптимальности заключается в том, что процесс планирования оптимизируется в той его части, где это возможно, другие части разрабатываются без привлечения методов оптимизации, но дают лучшие результаты.
Виды планирования
Исходной идеей (но не результатом), лежащей в основе планирования, является миссия (цель) деятельности предприятия. Если руководство предприятия нечетко представляет, что и как нужно делать, кого привлечь к процессу достижения целей, когда это нужно делать, то оно должно подготовить и принять решение (вернее комплекс решений) до того как начать действовать в направлении достижения цели. Другими словами, руководство должно осуществить планирование. Следовательно, если есть основания считать, что цель может быть достигнута сама собой естественным образом, планирование не требуется. В данном случае функция планирования не осуществляется. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся. Специализированные литературные источники допускают такой вариант. Однако даже самые плохие руководители планируют работу по достижению поставленной цели. Подобное утверждение вытекает из сути цели как желательного (т. е. будущего) состояния предприятия. Ставя перед собой будущую цель сегодня, трудно себе представить все возможные препятствия, которые могут возникнуть в будущем (даже в самом приближении). Все эти представления требуют описания, допустим, лишь мысленного, возможных состояний предприятия и того, в какой степени они желательны. Например, человек, садясь в лодку, с целью перебраться на противоположный берег реки, мысленно составил план выполнения намеченного. Ему, как минимум, нужно определить путь следования с учетом влияния течения реки и воздействия ветра.
Если предприятие функционирует в стабильных привычных условиях, то ему достаточно использовать известную (основанную на прошлом опыте) линию поведения. Предприятие знает, что ему нужно делать для достижения целей? И какие ресурсы необходимы для достижения цели? Такое планирование получило название опорного представления. Именно возможность использования опорных представлений предприятием в своей деятельности создает видимость отсутствия планирования. Однако изменчивость внешней среды делает маловероятным использование опорного представления. Оно лишь определяет потенциал (способность) предприятия, который можно использовать для достижения цели, если ничего нового не произойдет во внешней среде.
Чаще предприятию приходится оценивать возможности, которые можно извлечь в условиях внешней среды и избегать угроз с ее стороны, используя процесс планирования.
В этих условиях предприятию может быть недостаточно имеющегося потенциала. Предприятию нужно определить, чего, когда и каким потенциалом оно хочет добиться. Этот тип представления называется целевым.
Сведение двух представлений к одному плановому представлению осуществляет процесс планирования. Плановое представление направлено на ликвидацию разрыва между целевым и опорным представлениями и показывает, каким способом предприятие может достичь желаемых целей, используя условия внешней среды.