Понятие и сущность мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование современной системы мотивационной деятельности в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование»;
Рассмотреть основные концепции и теории мотивации;
изучить методы мотивирования персонала;
рассмотреть конкретный пример успешного мотивирования персонала в организации;
разработать практические рекомендации для успешного мотивирования персонала.

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 117.36 Кб (Скачать файл)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Почему  люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а  другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно делать для того,  чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность  работать? Эти и многие другие аналогичные  вопросы обязательно возникают  тогда, когда происходит управление людьми. Руководство организации  может разработать прекрасные планы  и стратегии, найти оптимальные  структуры и создать эффективные  системы передачи и обработки  информации, установить в организации  самое современное оборудование и использовать самые современные  технологии. Однако все это будет  сведено на нет, если члены организации  не будут работать должным образом, если они не будут справляться  со своими обязанностями, не будут вести  себя в коллективе соответствующим  образом, стремиться своим трудом способствовать достижению организацией ее целей и выполнения ею своей миссии.

       Готовность и желание человека  выполнять свою работу являются  одними из ключевых факторов  успеха функционирования организации.  Человек не машина, его нельзя «включить», когда требуется его работа, и «выключить», когда необходимость в его труде отпадает. Даже если человек должен выполнять рутинную работу, очень простую по содержанию и легко поддающуюся контролю и учету, работу, не требующую творческого подхода и высокой квалификации, — даже и в этом случае механическое принуждение к труду не может дать высокого положительного результата.

     Рабовладельческая система ведения хозяйства и  коммунистическая лагерная система  наглядно доказали, что вопреки воле и желанию человека от него нельзя добиться многого. Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а следовательно, «очеловечивает» ее, придавая ей в определенной степени уникальный  характер. Однако из этого никак не следует, что им невозможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать,  что движет человеком,  что побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление  человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее  результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.

     Путь  к эффективному управлению человеком  лежит через понимание его  мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его  к деятельности, какие мотивы лежат  в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему  форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как  возникают или вызываются те или  иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. [1]

       Таким образом, рассматриваемая в работе проблема, проблема мотивации на современном этапе приобретает все большую актуальность.

     Целью работы является исследование современной  системы мотивационной деятельности в организации.

     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование»;
  • Рассмотреть основные концепции и теории мотивации;
  • изучить методы мотивирования персонала;
  • рассмотреть конкретный пример успешного мотивирования персонала в организации;
  • разработать практические рекомендации для успешного мотивирования персонала.

     Объектом  исследования в работе является система мотивации, применяемая в России и за рубежом, а также компания Уолта Диснея как пример успешного мотивирования.

     Предметом исследования являются принципы, методы мотивирования, используемые в управлении персоналом.

       Работа состоит из введения, трёх  глав и заключения. В первой  главе рассматриваются теоретические вопросы: раскрываются основные понятия и сущность мотивации, процесс, содержание и структура мотивации. Во второй - рассматриваются основные концепции и теории мотивации, в третьей – идёт разработка практических рекомендаций для успешного мотивирования персонала, а также рассматривается конкретный пример успешного мотивирования персонала в организации.

          Теоретической и методологической  базой послужили отечественная и зарубежная литература, периодическая печать и Интернет-ресурсы.

          В данной работе были использованы  методы анализа, сравнения, а  также программные продукты  Microsoft  Word.

 
 

     1.ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИИ 

     1.1.Мотивация: понятие, сущность и значение 

     Относительно  сущности понятия мотивации труда  существуют различные мнения, поскольку  проблемами мотивации занимаются психологи, экономисты, социологи, акцентирующие  свое внимание на различных аспектах этого вопроса.

     Изучение  мотивации необходимо для решения  многих практических задач. Знания о  мотивационном процессе, потребностях человека, стимулировании и т.п. многие годы широко применяются на практике. И, прежде всего, эти вопросы интересуют менеджеров, занятых в управлении персоналом фирмы, которым очень  важно знать мотивы поведения  людей и их групп с тем, чтобы  активно применить эти знания в повседневной работе для активизации  деятельности персонала фирмы, для  повышения эффективности труда  коллектива.

     В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно  или же не осознанно совершать  некоторые поступки. При этом связь  между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной  системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые  воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием. [8]

     Существует  большое количество мотивационных  тенденций, из которых и складывается понятие мотивации, и которые  в той или иной степени свойственны  каждому человеку. К сожалению, четкого  и общепризнанного определения  понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения.

     Например, у Г.Г. Зайцева встречается такое определение: «Мотивация-это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности».

     С точки зрения Б.Ю. Сербинского:  «Мотивация-это побуждение людей к деятельности».

     У Э.А. Уткина: «Мотивация – состояние  личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации». [9]

     Более широко раскрывает понятие мотивации, следующее определение О.С. Виханского: «Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей». [1]

     Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть  три аспекта этого явления: потребность, мотив и мотивирование.

     Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно.

     Для того чтобы потребность заработала, нужны мотивы, т.е. психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждающие людей к активным действиям, направленным на ее удовлетворение.

     Мотив (от франц. mоtif - побуждение) выступает как, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. Мотив находиться "внутри" человека, имеет "персональный" характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.

     Создание, поддержание и формирование условий  для побуждения людей является достаточно сложным делом. Так как мотивы трансформируются в зависимости  от особенностей работников, поставленных задач и времени. Однако имеют  место общие принципы формирования и сохранения мотивации, и менеджер призван, по возможности, искать мотивацию  персонала и в привлекательности  труда, ее творческом характере, в высокой  оплате труда, и в служебном росте.

     Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать  и как будет осуществлено это  действие. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной  совокупности.

     Что же объединяет эти понятия?

     Стремясь  удовлетворить свои потребности, люди выбирают свою линию целенаправленного поведения. Работа в компании — один из способов целенаправленного поведения. Попытки продвинуться на руководящую должность в компании — еще один тип целенаправленного поведения, устремленного на удовлетворение потребности в признании.

     Задача  менеджера в процессе мотивации  работников - в том, чтобы предоставить им возможность удовлетворить их личные потребности в обмен на качественную работу. Менеджер также призван помочь подчиненным осознать и оценить достоинства, которые предоставляет им эта работа, эта компания, с тем чтобы поведение работника было направлено на достижение целей предприятия.

     Таким образом, мы подошли к понятию мотивирования.

     Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит оттого, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

     Мотивирование — сердцевина управления человеком. Эффективность управления во многом обусловливается тем, насколько успешно осуществляется само мотивирование.

     Мотивы  играют важную роль в трудовой деятельности человека. Без них трудовая деятельность вообще не может осуществляться целесообразно. Но мотивы бывают разные и могут  воздействовать с различной силой, вызывая направленную или ненаправленную активность человека.[1]

     Практическая  функция мотивации состоит в  подборе различных способов и  методов эффективного воздействия  на персонал в целях его ориентации на результативную деятельность с учетом мотивационных установок работников и их профессионального и личностного  потенциала.

     Эффективность той или иной мотивационной системы  в практической деятельности во многом зависит от органов управления. 
 

     2.2.Процесс, содержание и структура мотивации 

     В менеджменте большое значение уделяется  учету уровней мотивации. На уровне удовлетворительного поведения  сотрудники достигают того минимума, который оказывается приемлемым для руководства. Для тех работников, чей уровень мотивации характеризуется отличным поведением, работа является желанной частью, что приносит награды и удовлетворение. Исследования показали, что сотрудники не работают обычно в полную силу и экономят часть своей энергии, а выкладываются лишь тогда, когда уверены, что их дополнительные усилия будут должным образом оценены и вознаграждены. Задача менеджера заключается в обеспечении для работников возможности удовлетворения всего спектра их потребностей в процессе работы, в обмен на их энергию и трудовую отдачу.

     Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести  следующих одна задругой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит  достаточно условный характер, так  как в реальной жизни нет столь  четкого разграничения стадий и  нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается  процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна нижеприводимая модель (Рис.1).[7]

Информация о работе Понятие и сущность мотивации