Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:32, курсовая работа
Целью работы является исследование современной системы мотивационной деятельности в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование»;
Рассмотреть основные концепции и теории мотивации;
изучить методы мотивирования персонала;
рассмотреть конкретный пример успешного мотивирования персонала в организации;
разработать практические рекомендации для успешного мотивирования персонала.
Рисунок
1 - Схема мотивационного процесса
Первая стадия — возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы:
• физиологические;
• психологические;
• социальные.
Вторая стадия — поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья стадия — определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:
• что я должен получить, чтобы устранить потребность;
• что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
• в какой мере я могу добиться того, чего желаю;
• насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
Четвертая стадия — осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.
Пятая стадия — получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия — устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их «вычленить» невозможно. Требуются длительные и скрупулезные наблюдения для того, чтобы попытаться с достаточной степенью достоверности сказать о том, какие мотивы являются ведущими, движущими в мотивационном процессе человека.
Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей. При этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов. Поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия. [2]
Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.
В
заключение данной главы отметим, что
процесс мотивации очень сложен
и неоднозначен. В мире существует
большое количество теорий, пытающихся
дать объяснение этому явлению. Обычно
их делят на две группы: первоначальные
и современные. Современные теории
представляют больший интерес для
изучения и делятся в свою очередь
на содержательные и процессуальные. Рассмотрению
вышеуказанных теорий посвящены три следующие
главы работы.
2.ОСНОВНЫЕ
КОНЦЕПЦИИ И ТЕОРИИ
МОТИВАЦИИ
2.1. Содержательные теории мотивации.
Теории потребностей Маслоу и Альдерфера
как основа теорий мотивации
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
Изучением потребностей, их основополагающей ролью в поведении людей занимались многие ученые, но наибольшее распространение получили теории Маслоу и Альдерфера.
Маслоу,
американский психолог, был одним
из первых серьезных исследователей,
занимавшийся теорией потребностей,
и для разграничения
Маслоу известен как создатель иерархической теории потребностей (40-е годы), получившей название «пирамида потребностей» (рис.2)
Рисунок
2 – Пирамида потребностей Маслоу
В
соответствии с учением Маслоу человек
имеет множество различных
Физиологические
потребности и потребности
По
теории Маслоу все потребности можно
расположить в виде строгой иерархической
структуры, на нижнем уровне в котором
находятся физиологические
С точки зрения Маслоу, мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые далеко не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делал вывод о том, что по мере удовлетворения потребностей работников будет возрастать и производительность труда.
Теория
Маслоу внесла важный вклад в понимание
того, что заставляет работников трудиться
более эффективно. Мотивация людей
определяется широким спектром их потребностей.
Но вместе с тем концепция Маслоу
вызвала критику. Отмечалось, что
Маслоу не раскрыл природу тех
или иных потребностей, что потребности
по-разному проявляются в
Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления.
Дальнейшее развитие эта теория получила в работах Альдерфера.
В
концепции К. Альдерфера так же, как
и в теории Маслоу, потребности расположены
иерархически. Однако он выделяет всего
три группы потребностей, которые достаточно
наглядно соотносятся с группами потребностей
«пирамиды» Маслоу (рис.3).
Теория иерархии потребностей (Маслоу) |
Теория ERG (Альдерфер) |
Самовыражение | Рост |
Уважение, признание | |
Потребности принадлежности и причастности | Потребности связи |
Безопасность | Существование |
Физиологические потребности |
Рисунок
3 – Теория Альдерфера в сравнении с теорией
Маслоу
Между
теориями Маслоу и Альдерфера имеется
одно принципиальное различие, состоящее
в том, что, по Маслоу, человек, удовлетворивший
потребности нижнего уровня, переходит
к удовлетворению потребности следующего
уровня и т.д. По Альдерферу движение
по иерархии может осуществляться как
снизу вверх, так и сверху вниз
в том случае, если не удовлетворена
потребность верхнего уровня. Наличие
двух направлений движения в удовлетворении
потребностей открывает дополнительные
возможности в мотивации
Применение
теории потребностей сводится к тому,
чтобы вознаграждение соответствовало
насущным потребностям индивида. [7]
2.2.
Двухфакторная теория Герцберга
Одним
из столпов психо-социологического
подхода считается Фредерик Герцберг.
В 1959 году под его руководством были
проведены исследования по установлению
различий в факторах, которые ведут
к удовлетворенности или