Понятие и значение внешней среды для предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ влияния факторов внешней среды на предприятии, в частности факторов прямого воздействия.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Рассмотреть определение внешней среды и предприятия;
2. Изучить взаимосвязь факторов внешней среды;
3. Дать характеристику предприятия ООО «Пекарня»;
4. Провести анализ деятельности ООО «Пекарня»;
5. Изучить среду прямого воздействия на ООО «Пекарня»;
6. Охарактеризовать факторы внешней среды ООО «Пекарня»;
7. Разработать стратегию ООО «Пекарня» с учетом влияния факторов внешней среды.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и значение внешней среды для предприятия
1.1 Определение внешней среды и организации 5
1.2 Значение внешней среды 5
1.3 Взаимосвязанность факторов внешней среды 8
2 Характеристика предприятия ООО «Пекарня»
2.1 Внутренняя среда ООО «Пекарня» 15
2.1.1 Экономическая эффективность системы менеджмента 15
2.1.2 «Дерево целей» 15
2.1.3 Структура управления 18
2.1.4 Формы мотивации труда 19
2.1.5 Стиль руководства 20
2.2 Внешняя среда ООО «Пекарня» 21
2.3 SWOT-анализ ООО «Пекарня» 27
3 Анализ влияния факторов внешней среды ООО «Пекарня»
3.1 Внешняя среда прямого воздействия ООО «Пекарня» 29
3.1.1 Поставщики 29
3.1.2 Предприятия и государство 31
3.1.3 Потребители 34
3.1.4 Конкуренты 34
3.2 Характеристика факторов внешней среды ООО «Пекарня» 34
3.3 Разработка стратегий ООО «Пекарня» с учетом
влияния факторов внешней среды 37
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

gotovaya.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                   3

1 Понятие и значение внешней среды для предприятия

1.1 Определение внешней среды и организации                                           5

1.2 Значение внешней среды                                                                         5

1.3 Взаимосвязанность факторов  внешней среды                                                8

2 Характеристика предприятия ООО «Пекарня»

2.1 Внутренняя среда ООО «Пекарня»                                                         15

        2.1.1 Экономическая  эффективность системы менеджмента                           15

2.1.2 «Дерево целей»                                                                                      15

2.1.3 Структура управления                                                                           18

2.1.4 Формы мотивации труда                                                                      19

2.1.5 Стиль руководства                                                                                20

2.2 Внешняя среда ООО «Пекарня»                                                             21

2.3 SWOT-анализ ООО «Пекарня»                                                              27

3 Анализ влияния факторов внешней среды ООО «Пекарня»

3.1 Внешняя среда прямого воздействия ООО «Пекарня»                            29

3.1.1 Поставщики                                                                                       29

3.1.2 Предприятия и государство                                                                31

3.1.3 Потребители                                                                                      34

3.1.4 Конкуренты                                                                                       34

3.2 Характеристика факторов внешней среды ООО «Пекарня»                    34

 3.3 Разработка стратегий ООО «Пекарня» с учетом  
влияния факторов внешней среды                                                                               37

Заключение                                                                                                             43

Список литературы                                                                                                45

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Определение факторов внешней среды и степени их воздействия на организацию не играли значительной роли в российской социально-экономической и политической истории. Это объясняется тем, что в течение семи десятилетий, предшествующих происходящему рыночному переходу, предпринимательская деятельности была запрещена законом и подавлялась коммунистической идеологией.

Но сейчас эта тема более чем актуальна, так как после перехода России к рыночным отношениям, стало образовываться большое количество предприятий. И основной задачей этих организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Эта среда стала очень подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться с всеми факторами внешней среды. Но нашим менеджерам и руководителям российских компаний трудно справиться с этой задачей. А объясняется это тем, что история современного предпринимательства и переходного периода российской экономики по сравнению со стабильной ситуацией в других странах наиболее короткая [1].

В настоящее время у нас стали вплотную подходить к проблеме выживания организаций во внешней среде и смягчению воздействия факторов внешней среды.

Ещё одна проблема – это нехватка научных трудов для менеджеров, направленных непосредственно на российскую экономику с её особенностями. И поэтому нашим менеджерам приходится обращаться к трудам иностранных коллег.

Цель курсовой работы – провести анализ влияния факторов внешней среды на предприятии, в частности факторов прямого воздействия.

Задачи курсовой работы следующие:

  1. Рассмотреть определение внешней среды и предприятия;
  2. Изучить взаимосвязь факторов внешней среды;
  3. Дать характеристику предприятия ООО «Пекарня»;
  4. Провести анализ деятельности ООО «Пекарня»;
  5. Изучить среду прямого воздействия на ООО «Пекарня»;
  6. Охарактеризовать факторы внешней среды ООО «Пекарня»;
  7. Разработать стратегию ООО «Пекарня» с учетом влияния факторов внешней среды.

Объектом данного исследования является предприятие ООО №Пекарня», предметом – деятельность данного предприятия и взаимодействие его с внешней средой. .

 

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Определение внешней среды и организации

 

Организация – это сознательное объединение людей для достижения определенных целей. Для того, чтобы группа людей считалась организацией, необходимо, чтобы были соблюдены условия:

  1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.
  2. Наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы.
  3. Наличие членов группы, которые работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Первая проблема, с которой часто сталкивается руководитель - определение внешней среды. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание, чем когда-либо. Как пишет Элвар Элбинг «Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций — деловых, образовательных, государственных — под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации» [6].

 

1.2 Значение внешней среды

 

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х гг. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом. Системный и ситуационный взгляды на вещи привлекли внимание как реакция на изменения, в возрастающей мере влиявшие на успешность действий организации. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание, чем когда-либо. Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Более того, он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия [10].

Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся виды выжили потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Таким образом, руководитель должен исповедовать дарвинизм в среде организаций, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособившиеся, его организация не оказалась в числе исчезнувших.

Среда прямого воздействия в сравнении со средой косвенного воздействия.

Внешняя среда состоит из чрезвычайно большого количества элементов, но для организации имеют значение только те, которые могут оказывать влияние на ее деятельность. Один из способов определения окружения и облегчения учета ее влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основных группы. В данной главе мы будем различать силы факторы среды прямого воздействия и факторы среды косвенного воздействия на организацию извне. Согласно Элбингу, среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. Здесь речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах (рисунок 1).

Рисунок -1 Внешнее окружение [16].

 

К примеру, на фирму «Дженерал Моторс» напрямую влияют поставщики материалов, используемых в изготовлении автомобилей, законы, регулирующие ценообразование и порядок найма на работу, предпочтения потребителей, а также действия основных конкурентов - фирм «Форд», «Тойота» и «Крайслер». «Дженерал Моторс» должна реагировать на эти факторы, чтобы удержаться в бизнесе. В то же время такие факторы, как новые технологии, инфляция, экономический спад, а также разоблачения неэтичной деловой практики в прессе журналистом Джеком Андерсоном, приходится, хотя напрямую они не сказываются на каждодневных операциях фирмы, учитывать в интересах компании на будущее. Ниже эти факторы прямого и косвенного воздействия рассмотрены подробнее. Но сначала обсудим некоторые общие характеристики внешней среды.

Характеристики внешней среды:

Многие факторы внешней среды могут влиять на организацию. Подчеркивая диверсифицированность воздействия окружения, Штейнер и Майнер указывают: «В прошлом руководители концентрировали внимание на экономических и технических обстоятельствах. Однако в последнее время изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности заставили руководителей расширить спектр требующих учета внешних воздействий» [21].

 

1.3 Взаимосвязанность факторов  внешней среды

 

Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Например, в 70-е гг. снижение поставок нефти, прежде всего в силу политической структуры и целей других стран, оказало сильное воздействие на общее состояние экономики США. Рост цен на продукты нефтепереработки повлек за собой общее повышение цен почти на все. Это же изменение стало катализатором серии правительственных акций, например, попыток регулирования температуры в общественных местах распределения топлива, установления нормативов на эффективность использования топлива, введения налогов на сверхприбыль нефтяных компаний, учреждения крупного федерального проекта по преодолению энергетической зависимости от других стран. До того, как произошло резкое падение цен на бензин, среда прямого воздействия многих организаций также была под ударом, поскольку профсоюзы требовали компенсаций в связи со скачками цен на потребительскую продукцию. Некоторые фирмы, например, выпускавшие автомобили для загородных путешествий и крупные модели, а также занимавшиеся автомобильным туризмом, пострадали из-за оттока потребителей. Но в некоторых случаях эффект оказался положительным. Пошли в гору дела у ряда фирм, производящих теплоизоляционные материалы, разрабатывающих синтетические топлива и выпускающих электромобили и устройства, работающие от солнечной энергии. В то же время в этих секторах возросла конкуренция, поскольку многие фирмы решили добиваться своей доли в развивающихся отраслях производства. Факт взаимосвязанности особенно значим для мирового рынка. Согласно РОБЕРТУ Б. РЕЙЧУ, экономисту из Гарвардского университета, «земной шар быстро превращается в единый рынок. Товары становятся все дешевле, независимо от национальных границ». Из каждого потраченного американцем доллара 20 центов падает на импорт. Взаимосвязанность различных факторов внешней среды, как считают ЭМЕРИ и ТРИСТ, должна была превратить среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы изолированно. Они должны понять, что эти факторы взаимосвязаны и изменяются. Знаменитый автор в области управления ПИТЕР ДРУКЕР описывает проблемы и вызовы менеджерам во времена бурных изменений в книге с таким же названием. Специалисты недавно ввели понятие «хаотичных изменений» (hyperturbulence) для описания внешней среды 80-х гг., которое характеризуется еще более быстрыми изменениями и более сильной взаимосвязанностью. Эмери и Трист приводят в качестве примера провал одной английской фирмы по производству пищевых консервов, которая «так и не сумела осознать, что рад внешних событий становится настолько взаимоувязанным, что это ведет к необратимым общим изменениям». Как они указывают далее, «выживание становится решающим образом связанным с уровнем знаний организации о ее окружении» [4].

Информация о работе Понятие и значение внешней среды для предприятия