Понятие и значение внешней среды для предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ влияния факторов внешней среды на предприятии, в частности факторов прямого воздействия.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Рассмотреть определение внешней среды и предприятия;
2. Изучить взаимосвязь факторов внешней среды;
3. Дать характеристику предприятия ООО «Пекарня»;
4. Провести анализ деятельности ООО «Пекарня»;
5. Изучить среду прямого воздействия на ООО «Пекарня»;
6. Охарактеризовать факторы внешней среды ООО «Пекарня»;
7. Разработать стратегию ООО «Пекарня» с учетом влияния факторов внешней среды.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и значение внешней среды для предприятия
1.1 Определение внешней среды и организации 5
1.2 Значение внешней среды 5
1.3 Взаимосвязанность факторов внешней среды 8
2 Характеристика предприятия ООО «Пекарня»
2.1 Внутренняя среда ООО «Пекарня» 15
2.1.1 Экономическая эффективность системы менеджмента 15
2.1.2 «Дерево целей» 15
2.1.3 Структура управления 18
2.1.4 Формы мотивации труда 19
2.1.5 Стиль руководства 20
2.2 Внешняя среда ООО «Пекарня» 21
2.3 SWOT-анализ ООО «Пекарня» 27
3 Анализ влияния факторов внешней среды ООО «Пекарня»
3.1 Внешняя среда прямого воздействия ООО «Пекарня» 29
3.1.1 Поставщики 29
3.1.2 Предприятия и государство 31
3.1.3 Потребители 34
3.1.4 Конкуренты 34
3.2 Характеристика факторов внешней среды ООО «Пекарня» 34
3.3 Разработка стратегий ООО «Пекарня» с учетом
влияния факторов внешней среды 37
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

gotovaya.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Трудовые ресурсы. Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, т.е. для эффективности организации как таковой. Без людей, способных использовать сложную технологию, капитал, и материалы все перечисленное имеет мало проку. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером служит практически каждый сектор компьютерной промышленности, и особенно это относится к фирмам, нуждающимся в высококвалифицированных техниках, опытных программистах и разработчиках систем.

Основной заботой современной организации стали отбор и поддержка талантливых менеджеров. Поддержка талантливых управляющих – это зачастую проблема переговоров с глазу на глаз с кандидатами на должность, которым предлагается достаточно высокая заработная плата и льготы. По большей части организации стараются также решать проблемы обеспечения нужными трудовыми ресурсами путем обучения и поддержки собственных сотрудников.

Подписывая договор с профсоюзом, фирма по сути дела, договаривается с поставщиком рабочей силы. Распространение профсоюзов – еще одно подтверждение необходимости принимать в расчет внешние факторы при решении внутренних вопросов [11].

 

3.1.2. Предприятие и государство

 

 Государство определяет правовые  нормы функционирования предприятия. Оно является важнейшим элементом  внешней среды.

По существу предприятие находится в определенной законодательной среде на данный момент времени. Состояние законодательства часто характеризуется не толь его сложностью, но и подвижностью, а иногда и неопределенностью. Предприятие обязано соблюдать не только федеральные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетентности, а также вводят собственные требования. Государственные органы – это, как правило, бесприбыльные бюджетные организации, реализующие функции управления страной и регулирование экономики на различных уровнях – от федерального до местного.

В любом государстве действует множество законодательных и нормативных актов, инструкций, положений и т.п. Проводя свою политику в области экономики, государство определенным образом влияет на деятельность предприятия.

Так, например, каждое предприятие имеет определенный правовой статус, установленный хозяйственным законодательством. В РФ таковым базовым является Гражданский Кодекс (ГК) Российской Федерации и ряд других.

Правовой статус определяет: как данное предприятие может вести свои дела, какие, и в какой период налоги должно платить и т.д.

 

Антимонопольное регулирование и развитие цивилизованных рыночных отношений среди конкурентов также регулируется государством. Существует система антимонопольного законодательства, устанавливающая определенные ограничения на давление конкуренции на слабые, вновь созданные предприятия, на объединение предприятий с целью курирования цен отдельных видов продукции, сырья [23].

Законодательство о конкуренции и ограничение монополистической деятельности определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничение и пересечения монополистической деятельности недобросовестной конкуренции и направлено на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Государственное регулирование инвестиционной сферы. Государство посредством денежной и кредитной политики может влиять на изменение соотношений и структуры инвестиционного спроса и предложения, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных финансовых активов. Оно определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров и, как следствие, структуру инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, сложившейся структуры производства и т.д.), применяются те или иные концепции регулирования рынка. При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней:

1. Конечных целях (рост национального  дохода, увеличение занятости населения, снижение темпов инфляции);

  1. Промежуточных целях (соотношение между спросом и предложением на капитал, процентными ставками, динамикой денежной массы и др.).

Конечные цели определяют степень воздействия данной формы денежно-кредитной политики на производство. Промежуточные цели служат в качестве ориентиров регулирования соответствующих пропорций между спросом и предложением в денежно-кредитной и финансовой сферах. Следует отметить, что между денежной сферой и сферой производства существует диалектическое единство. Изменения в производстве влияют на процессы, происходящие в денежной сфере, а изменения в последней оказывают активное воздействие на производство. Различие концепций регулирования определяется приоритетами промежуточных и конечных целевых установок. Общие макроэкономические задачи государственного регулирования экономики формируются достаточно четко:

  1. сглаживание колебаний производства и занятости;
  2. стабилизация цен (или по крайней мере, резкое снижение инфляции);
  3. рост темпов национального дохода;
  4. оптимизация платежного баланса (сокращение внутреннего и внешнего долга);
  5. снижение дефицита государственного бюджета [17].

Решение подобных задач обеспечивает стабильное развитие народного хозяйства каждой страны. Не является исключением и РФ, для которой определение путей достижения указанных целей и, в первую очередь, стабилизация цен должны стать основой любой программы выхода из кризисного состояния.

Государство в качестве регулирующего механизма широко использует налоговые системы. Именно с помощью таких экономических, а не административных инструментов, как налоговые ставки, налоговые льготы – наряду с маневрированием процентными ставками, ссудным капиталом, государственными закупками и дотациями и многим другим, рыночная экономика развивается в определенных, желательных направлениях.

Существуют следующие модели налогообложения:

  1. Налоги на конечное потребление (налогообложение на конце производственного цикла, когда потребляется готовая продукция).
  2. Налги на труд (заработную плату), капитал, оборот (налогообложение в процессе обращения производственного продукта на предельном этапе производственного цикла).
  3. Ресурсно-рентная модель налогообложения (налогообложение на начале производственного цикла) [8].

 

3.1.3. Потребители

 

Многие принимают точку зрения известного специалиста по управлению Питера Ф. Друкера, согласно которой единственная подлинная цель бизнеса – создать потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.

 Потребители, решая, какие товары  и услуги для них желательны  и по какой цене, определяют  для организации почти все, относящиеся  к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателя влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов [22].

 

3.1.4. Конкуренты

 

Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворить нужды потребителя так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результата деятельности можно продать, и какую цену можно запросить.

Важно понимать, что потребители – не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными [5].

3.2 Характеристика  факторов внешней среды ООО  «Пекарня»

Как и многие предприятия данное предприятие – открытое, т.е. его связь с внешней средой почти не ограничена. Но несмотря на все это предприятию все же необходимо поддерживать информационные, сырьевые, транспортные связи с внешней средой. Поэтому влияние основных факторов внешней среды незначительно, но имеет место.

Попытаемся формализовать это влияние и указать его позитивные и негативные стороны.

Таблица 8 – Позитивные и негативные стороны факторов внешней среды

Фактор внешней среды

Позитивное влияние

Негативное влияние

международные факторы

а) Увеличение количества ассигнований. Увеличение количества заказов. Как следствие – привлечение интеллектуальных и технологических ресурсов.

б) Источник потенциальных и технологических ресурсов.

Возможность утечки информации.

политические

факторы

а) При увеличении вероятности возврата к коммунистической системе правления и тоталитарному государству – возрастает стабильность предприятия.

б) Возможно расширение рынка сбыта продукции за счет внутреннего рынка.

а) Может вызвать уменьшение ассигнований.

б) Может вызвать усиление контроля и вмешательство средств массовой информации в деятельность предприятия.

в) Возможна смена руководства в угоду правящей коалиции.

г) Косвенное негативное влияние т.к. возможно нерегулярное поступление энергетических и сырьевых ресурсов.

д) Возможна смена руководства при условии значительного влияния организованной преступности на правящую коалицию.

экономические факторы

 

а)Снижение ассигнований.

б) Возможны изменения в структуре поступления энергетических и сырьевых ресурсов.

в) Данное предприятие очень федерально зависимо. Федеральное вмешательство в деятельность предприятия может осложнить связи внутри предприятия. Увеличение бюрократии. г) При преобладании сырьевых ресурсов в экспорте страны – общее экономическое состояние рынка значительно ухудшается, что влечет за собой нестабильность экономической и политической системы, и ухудшает возможности развития и функционирования предприятия.

демографические факторы

Все показатели являются критериями социально-экономического благополучия государства.

Все показатели являются критериями социально-экономического благополучия государства.

природные факторы

 

а) Украина является государством с истощенными природными ресурсами, следовательно возникает потребность в закупке сырьевых ресурсов за рубежом.

б) Украина зависима от поставок энергоносителей. Любые уменьшения или прекращения этих поставок может поставить под угрозу деятельность предприятия.

научные факторы

Наличие высококвалифицированных кадров удовлетворяет потребности предприятия в интеллектуальных ресурсах.

На Украине работают менее 40% предприятий. Показатели износа достигают 70% и более. Это ведет к недостатку, качественному и количественному, сырьевых ресурсов.


 

Таким образом, мы видим, что факторы внешней среды организации могут влиять на организацию как позитивно, так и негативно.

3.3 Разработка стратегий ООО «Пекарня» с учетом влияния факторов внешней среды

Проблема сокращения величины материальных запасов ООО «Пекарня» порождает необходимость в выработке соответствующей стратегии предприятия, стратегии направленной на увеличение сбыта производимой продукции.

Для решения этой задачи требуется разработать маркетинговую стратегию роста ООО «Пекарня». Основа выработки стратегии роста предприятия - это анализ возможностей, которыми оно может воспользоваться при нынешних масштабах деятельности (возможности интенсивного роста). Интенсивный рост оправдан в тех случаях, когда предприятие не до конца использовало возможности, присущие его нынешним товарам и рынкам. Для выявления возможностей интенсивного роста воспользуемся матрицей «продукт-рынок» И. Ансоффа (рисунок 4).

Матрица указывает на три основные разновидности возможностей интенсивного роста: глубокое внедрение на рынок (изыскание предприятием путей увеличения сбыта своих существующих товаров на действующих рынках с помощью агрессивного маркетинга), расширение границ рынка  (попытки предприятия увеличить сбыт благодаря внедрению ныне существующих товаров на новые рынки), совершенствование товара (попытки предприятия увеличить сбыт за счёт создания новых или усовершенствованных товаров для ныне действующих рынков).

В нашем случае, для ООО «Пекарня» наиболее предпочтительной стратегией является увеличение сбыта своих существующих товаров на действующем рынке при минимальных затратах и сокращении расходов на покрытие убытков от торговой деятельности, то есть на основе применения стратегии товаропродвижения.

Выбрав стратегию товаропродвижения необходимо определить метод, с помощью которого будут достигнуты и реализованы цели предприятия. Основным методом продвижения товаров (продукции), производимой ООО «Пекарня» является реклама. В целях улучшения рекламной деятельности ООО «Пекарня» целесообразно наладить размещение рекламы в наиболее доступных газетно - медийных изданиях. Наиболее доступной и менее затратной и более приемлемой с финансовой точки зрения является размещение необходимого материала по деятельности ООО «Пекарня» в местных газетах, таких как «Из рук в руки», «Моя реклама», целесообразно также использовать издания соседних областей.

Основной целью рекламной кампании является формирование и стимулирование сбыта продукции ООО «Пекарня» на рынке. Реклама в печатных изданиях даст покупателям достаточно широкое представление о производимой и реализуемой продукции ООО «Пекарня». Рекламный материал должен убедить потребителя, что ООО «Пекарня» производит и реализует продукцию в интересах покупателя, а товар – решение его проблем.

Информация о работе Понятие и значение внешней среды для предприятия