Понятие и значение внешней среды для предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ влияния факторов внешней среды на предприятии, в частности факторов прямого воздействия.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Рассмотреть определение внешней среды и предприятия;
2. Изучить взаимосвязь факторов внешней среды;
3. Дать характеристику предприятия ООО «Пекарня»;
4. Провести анализ деятельности ООО «Пекарня»;
5. Изучить среду прямого воздействия на ООО «Пекарня»;
6. Охарактеризовать факторы внешней среды ООО «Пекарня»;
7. Разработать стратегию ООО «Пекарня» с учетом влияния факторов внешней среды.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и значение внешней среды для предприятия
1.1 Определение внешней среды и организации 5
1.2 Значение внешней среды 5
1.3 Взаимосвязанность факторов внешней среды 8
2 Характеристика предприятия ООО «Пекарня»
2.1 Внутренняя среда ООО «Пекарня» 15
2.1.1 Экономическая эффективность системы менеджмента 15
2.1.2 «Дерево целей» 15
2.1.3 Структура управления 18
2.1.4 Формы мотивации труда 19
2.1.5 Стиль руководства 20
2.2 Внешняя среда ООО «Пекарня» 21
2.3 SWOT-анализ ООО «Пекарня» 27
3 Анализ влияния факторов внешней среды ООО «Пекарня»
3.1 Внешняя среда прямого воздействия ООО «Пекарня» 29
3.1.1 Поставщики 29
3.1.2 Предприятия и государство 31
3.1.3 Потребители 34
3.1.4 Конкуренты 34
3.2 Характеристика факторов внешней среды ООО «Пекарня» 34
3.3 Разработка стратегий ООО «Пекарня» с учетом
влияния факторов внешней среды 37
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

gotovaya.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Сложность внешней среды

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается [18].

Подвижность среды

Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывали. что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Вероятно, лучшими работами на эту тему являются книги Элвина Тоффлера «Шок будущего» и «Третья волна», а также Джона Несбитта «Мегатренды». Однако, при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, два исследователя обнаружили, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство тары и упаковочных материалов, а также пищевых консервов. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом [2].

Неопределенность внешней среды

Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения [7].

В таблице -1 обобщены характеристики внешней среды.

 

 

Таблица 1 - Характеристики высшей среды

1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного  фактора воздействует на другие факторы.

2. Сложность: число и разнообразие  факторов, значимым образом влияющих на организацию.

3. Подвижность: относительная скорость  изменения среды.

4. Неопределенность: относительное  количество информации о среде  и уверенность в ее точности.


 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПЕКАРНЯ»

 

2.1. Внутренняя среда ООО «Пекарня»

 

ООО «Пекарня» было зарегистрировано 7 декабря 1970 года. Свидетельство о государственной регистрации: 7442000553.

Предприятие ООО Пекарня является обществом  с ограниченной ответственностью, то есть юридическим лицом – коммерческой организацией, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, созданным в целях извлечения прибыли.

Общество действует на основании Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», иного действующего законодательства, Устава Общества.

Имущество общества составляют основные фонды и оборотные средства.

Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет прибыли от его деятельности.

Предметом деятельности Общества является производственная и хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в продукции и товарах народного потребления, в разработке и внедрении новых технологий в производстве, практическая реализация продукции, выполнение иных работ и оказание услуг.

Основной целью общества является осуществление  коммерческой деятельности для извлечения прибыли.

Основными видами деятельности Общества являются:

- производство хлеба и кондитерских  изделий недлительного хранения;

- оптовая торговля хлебом и  хлебобулочными изделиями;

- производство макаронных изделий;

- оптовая торговля мукой и  макаронными изделиями;

- прочая розничная торговля  в неспециализированных магазинах;

- предоставление различных видов  услуг;

- розничная торговля вино - водочными  изделиями.

Общество вправе заниматься другими видами деятельности, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

Уставной капитал Общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.

Общее собрание участников Общества вправе (ежеквартально, раз в полгода или раз в год) принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками Общества.

 

2.1.1 Экономическая эффективность  системы менеджмента

 

Одним из существенных факторов влияющих на экономическую эффективность производства является более рациональное использование производственной мощности.

Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства.

Для повышения экономической эффективности производства продукции необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повышать сменность его работы и на этой основе увеличивать объем продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади [20].

Данные о производственной мощности представлены в таблице 2.

Таблица 2 -   Использование производственной мощности

 

Показатели

 

Годы

 

2013 г.

в % к

2008  г.

2008

2009

2010

2011

2013

Производственная мощность предприятия, т

 

600

 

600

 

600

 

600

 

600

100

Фактический выпуск продукции, т

266,5

231,6

281,3

334,8

357,7

134,2

Использование производственной мощности, %

44,4

38,6

46,9

55,8

59,6

+15,2


 

Данные таблицы 2 показывают, что использование производственной мощности в 2013г. по сравнению с 2008г. возросло на 15,2% и составило  59,6%. То есть предприятие имеет резервы увеличения выпуска продукции.

Количественный абсолютный результат производства есть лишь одна сторона проблемы; другая ее сторона – это затраты и ресурсы, поскольку производство на любом уровне и во всех его формах предполагает не только результаты, но и затраты, а соответственно и ресурсы. Экономический смысл эффективности производства как раз и состоит в том, чтобы выяснить какой ценой, какими затратами и какой величиной ресурсов получены данные результаты. Из этого следует: экономическая эффективность производства – это достижение максимальных результатов производства при минимуме затрат и минимуме ресурсов [9].

 

2.1.2 «Дерево целей»

 

Важной характеристикой внутренней среды предприятия является дерево целей на предприятии, а именно формулировка главной цели или миссии.

Некоторые руководители не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Для них эта миссия кажется  очевидной – получение прибыли. Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью.

Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить в конечном счете только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации[12].

Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях (рисунок 2)

Цели будут значимой частью процесса управления только в том случае, если они правильно сформулированы, известны работникам и приняты ими к исполнению.

Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится.

 

 

 

 

2.1.3 Структура управления

Структура управления – это совокупность служб и отдельных работников управления, определенный порядок их соподчиненности и взаимосвязи. Она фиксируется в схемах структуры управления, штатном расписании, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях.

Структура управления ООО «Пекарня» (рисунок 3) дает возможность сочетать линейное руководство с функциональной системой управления без нарушения прав и обязанностей руководителей разных уровней. Линейное руководство заключается главным образом в координации деятельности подчиненных ему функциональных служб и в принятии решений для нижестоящих звеньев (приказ, распоряжение и т.д.) При функциональной системе каждый из квалифицированных специалистов руководит деятельностью всех работников в рамках своей компетенции (планирование, учет, ветеринарное обслуживание и т.д.).

Рисунок 3 - Структура управления

Таким образом, высшим органом управления в ООО «Пекарня» является Общее Собрание Акционеров, исполнительным органом управления является директор ООО, который осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров и общему собранию.

Директору правления непосредственно подчиняются главные специалисты по функциям, квалификация и профессионализм которых ценятся выше, чем их знания видов продукции, рынков и групп потребителей. Поэтому результаты их работы оцениваются показателями, характеризующими выполнение поставленных перед ними функциональных целей и задач.

За конечный результат в целом отвечает линейный руководитель (директор), задача которого состоит в том, чтобы все функциональные службы вносили свой вклад в его достижение.

Линейно-функциональная структура управления является наиболее рациональной структурой для предприятия данного типа: достигается жесткая дисциплина, четкое выполнение должностных инструкций, разделение и кооперация труда. Недостатком данной системы является отсутствие творчества специалистов, условий для развития интеллектуальных способностей в коллективе.

Для предприятия, характерна отделенческая структура управления. И она оправдывает себя, т.к. хозяйство отличается сравнительно большой территорией, отсутствием надежных средств связи, неудовлетворительным состоянием дорожной сети. В таких условиях довольно сложно эффективно использовать технику, поэтому ее закрепляют не за отдельными бригадами, а за отделением. Таким образом управляющий может обеспечить лучшую координацию деятельности подразделений хозяйства, более рационально распределить и использовать рабочую силу и технику.

2.1.4 Формы мотивации труда

В ООО «Пекарня» сочетаются различные формы мотивации работников (экономическая и социально-психологическая мотивация).

Экономическая мотивация выражается в создании таких экономических условий, которые побуждают работников действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач. Содержание данного метода предполагает использование таких рычагов, как оплата труда и премирование работников.

Информация о работе Понятие и значение внешней среды для предприятия