- Информационное и
документационное обеспечение
- Главные функции процесса управления,
реализуемые на разных уровнях системы
управления организацией, – выработка
решений и контроль за их исполнением.
Именно необходимость
обеспечения |
выполнения этих |
функций дает возможность
рас- |
сматривать |
управление |
как |
информационный процесс, вклю- |
чающий получение, |
передачу, обработку
(преобразование), |
хранение и использование информации,
а саму иерархическую систему управления
– как информационную систему.
Процесс управления можно представить
в виде множе-ства согласованных, постоянно
принимаемых и реализуемых ре-шений, направленных
в конечном счете на достижение главной
цели функционирования организации. Выработка
каждого из этих решений должна быть информационно
обеспечена. Инфор-мационное обеспечение
системы управления представляет собой
совокупность реализованных
решений |
по объему, размещению |
и формам организации |
информации, |
циркулирующей в си- |
стеме управления при |
ее функционировании. Оно
включает |
оперативную информацию, нормативно-справочную
информа-цию, классификаторы технико-экономической
информации и системы документации (унифицированные
и специальные).
К качеству информации предъявляются
определенные тре-бования:
- комплексность – информация должна
комплексно от-ражать все стороны деятельности
организации: техническую, технологическую,
организационную, экономическую и соци-альную
во взаимосвязи с внешними условиями.
- оперативность – получение
входной информации должно происходить одновременно с протеканием
процесса в управляемой системе или совпадать
с моментом ее завершения.
- систематичность – требуемая
информация должна посту-пать систематически
и непрерывно (по возможности).
- достоверность – информация
должна формироваться в ходе достаточно точных
измерений.
- Деятельность любой организации
невозможно представить без сбора, обработки,
накопления, хранения, поиска и распро-странения
информации. При этом информация все чаще
прини-мает фиксированный, документальный
характер. Для фиксирова-ния и передачи информации во времени и пространстве применя-лись различные способы – от письменности до книгопечатания, от литографии до аудиозаписи, фотокопирования, кинозаписи, микрофильмирования, голографии, применения лазерной и ком-пьютерной техники.
- Запись информации на различных
носителях по установлен-ным правилам
называется документированием и представляет
собой процесс создания и оформления документов.
- Документирование может осуществляться на естественном языке (рукопись, машинопись) или на искусственных
языках с использованием соответствующих
носителей (магнитные ленты, диски, лазерные
диски, дискеты и др.). Оно может осуществлять-ся
как физическими, так и юридическими лицами,
которые вы-ступают в качестве авторов.
В связи с этим принято различать документы
личного и официального происхождения.
- Документационное обеспечение
управления выполняет спе-циальная служба,
действующая на правах самостоятельного
структурного подразделения. Это может
быть: управление дела-ми, общий отдел, канцелярия или секретариат. В организациях с небольшим документооборотом те же функции выполняет секре-тарь руководителя или другое специально назначенное долж-ностное лицо.
- Для того чтобы разобраться
в многообразии документов, разработаны
определенные правила их составления, оформления,
формы и методы работы с документами.
- Для всех организаций, учреждений,
предприятий Россий-ской Федерации независимо
от формы собственности или функ-ций установлены
единые требования к составлению и оформле-нию
документов и работе с ними. Эти требования
изложены в ос-
- новных положениях Государственной
системы документацион-ного обеспечения
управления (ГСДОУ) и ГОСТ, инструкциях
по делопроизводству, номенклатуре дел
и других нормативно-методических документах
по ведению делопроизводства.
- От рациональной организации
делопроизводства зависит оперативность
управления, надежность, экономичность
управ-ленческого труда, культура работы
аппарата, возможность ис-пользования
документной информации в будущем.
- зависимости от функции управления создаются различные
виды и разновидности документов.
- Вид документа – это обозначение наименования
документа. Например, протокол – вид документа.
Разновидность его – про-токол собрания,
протокол заседания, протокол допроса
и др.
- Или акт – вид документа, его разновидность
– акт приема-передачи дел, акт инвентаризации,
акт ревизии и др.
- Управленческая деятельность
фиксируется в основном ор-ганизационно-распорядительными
документами (ОРД), которые условно подразделяются
на три группы:
- организационные документы; распорядительные
документы; справочно-информационные
документы.
- настоящее время требования
к оформлению документов предприятия
регламентируются:
- 1) международными стандартами, устанавливающими тре-бования к оформлению документов, действие которых распро-страняется на Российскую Федерацию, в соответствии с заклю-ченными международными соглашениями в области стандарти-зации;
- 2) государственными стандартами, устанавливающими тре-бования к оформлению документов, и прежде всего введенным в
- действие с 1 июля 2003 года государственным
стандартом Рос-сийской Федерации ГОСТ
Р 6.30-2003;
- 3) территориальными и отраслевыми стандартами, устанав-ливающими требования к оформлению документов с учетом спе-цифики организации и содержания деятельности соответствую-щих органов
территориального и отраслевого управления;
- 4) внутренними стандартами предприятий (организаций, учреждений), устанавливающими требования к оформлению
- документов с учетом специфики
организации и содержания дея-тельности
соответствующих предприятий.
- Все документы по отражаемым
в них видам деятельности делятся на две
большие группы.
- Первая – это документы по общим
(административным) вопросам, т. е. по вопросам
общего руководства предприятием (организацией)
и его производственной деятельностью. Эти до-кументы
составляются работниками всех подразделений
пред-приятий.
- Вторая группа – документы
по функциям управления. Та-кие документы
составляют работники финансовых органов,
бух-галтерии, отделов планирования, снабжения
и сбыта, отделов кадров и других функциональных служб. Документы классифи-цируются по наименованиям: служебные письма, приказы, про-токолы, акты, докладные записки, договоры и т. д. Оформление всех этих документов унифицировано, но по содержанию они мо-гут быть совершенно разными.
- Обычно используют следующие
признаки для классифика-ции документов:
- по месту составления: внутренние
(документы, состав-ленные работниками
данного предприятия) и внешние (докумен-ты,
поступающие из других предприятий, организаций
и от част-ных лиц);
- по содержанию: простые (посвященные
одному вопросу)
- сложные (охватывающие несколько
вопросов);
- по форме: индивидуальные, когда
содержание каждого документа имеет свои
особенности (например, докладные запис-ки),
трафаретные, когда часть документа отпечатана, а часть за-полняется при составлении, и типовые, созданные для группы однородных предприятий;
- по срокам исполнения: немедленного
исполнения, сроч-ные, требующие исполнения
в определенный срок, несрочные, для которых
срок исполнения не установлен и документы посто-янного действия;
- по происхождению: служебные
и личные;
- по содержанию: простые, сводные
(собрано в одном не-сколько документов),
обобщенные (документ составлен на основе
анализа нескольких документов и носит
обобщающий характер);
- по виду оформления: черновики,
подлинные, копии, ко-пии копий, выписки, дубликаты;
- по носителю информации: бумажный
носитель, фото- и кинодокументы, вещественные,
электронные и т. д.;
<li class="dash041e_0431_044b_0447_043d_0430_044f_0020_0442_0430_0431_043b_0438_0446_0430" style="