Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:54, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении конфликтов, их видов, причин возникновения и в определении основных методов их разрешения.
В работе выдвигаются следующие задачи:
ознакомиться с понятием конфликт;
рассмотреть основные виды конфликтов и их особенности;
изучить причины возникновения конфликтов;
проанализировать основные методы разрешения конфликтов;
изучить последствия конфликтов.
Введение ………………………………………………………………………. 3
1.Теоритическая часть: Теоретические понятия конфликтов и причины их возникновений.
1.1. Понятие и сущность конфликтов в группе ………………………..…… 6
1.2 Причины возникновения конфликтов в группе…………………….…… 11
1.3 Способы разрешения конфликтов………………………………………... 16
2.Практическая часть 2.1 Характеристика торгового предприятия ООО «Лары «Ветвяна» ……………………………………………………………… 20
2.2 Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения в ООО «Лары «Ветвяна» ……………………………………………………………… 24
Заключение ……………………………………………………………………. 30
Список использованных источников и литературы ………………………... 33
Приложения
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ СПО «Уфимский торгово-экономический колледж»
ПЦК «Маркетинг и менеджмент»
студентка 4 курса группы 1008
специальность 080501 «Менеджмент»
Хасанова Ляйсан Ильдаровна
Курсовая работа
по дисциплине «Конфликтология»
Тема: «Понятие, сущность и причины возникновения конфликтов в группе»
на примере ООО «Лары «Ветвяна»
Научный руководитель:
Т.Т. Кузина
«___» _________ 20__г.
Уфа – 2012 г.
Содержание
стр.
Введение ……………………………………………………………………….
3
1.Теоритическая часть: Теоретические понятия конфликтов и причины их возникновений.
1.1. Понятие и сущность конфликтов в группе ………………………..…… 6
1.2 Причины возникновения конфликтов в группе…………………….…… 11
1.3 Способы разрешения конфликтов………………………………………... 16
2.Практическая часть 2.1 Характеристика торгового предприятия ООО «Лары «Ветвяна» ……………………………………………………………… 20
2.2 Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения в ООО «Лары «Ветвяна» ……………………………………………………………… 24
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников и литературы ………………………... 33
Приложения
Введение
Очевидно, каждому человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вуп: «Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Представители ранних школ
управления, в том числе сторонники
школы человеческих отношений, считали,
что конфликт – это признак
неэффективной деятельности организации
и плохого управления. В наше время
теоретики и практики управления
все чаще склоняются к той точке
зрения, что некоторые конфликты
даже в самой эффективной
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Конфликт (лат. сonflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликты могут быть скрытыми
или явными, но в основе их всегда
лежит отсутствие согласия. Поэтому
конфликт – это отсутствие согласия
между двумя или более
Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
Таким образом, конфликт может
быть функциональным и вести к
повышению эффективности
Актуальность данной курсовой
работы состоит в формирование благоприятного
социально-психологического климата
трудового коллектива. Что является
одним из важнейших условий борьбы
за рост производительности труда и
качество выпускаемой продукции. Эффективность
совместной деятельности во многом зависит
от оптимальной реализации личностных
и групповых возможностей. Благоприятная
атмосфера в группе не только продуктивно
влияет на результаты ее, но и перестраивает
человека, формирует его новые
возможности и проявляет
Объектом исследования является конфликт и его основные виды.
Предметом исследования выступает
разрешение конфликтов как средство
повышения эффективности
Цель данной работы состоит в изучении конфликтов, их видов, причин возникновения и в определении основных методов их разрешения.
В работе выдвигаются следующие задачи:
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.
Сегодня существует множество определений понятия конфликта. Рассмотрим некоторые из них. Слово "конфликт" – латинского корня и в буквальном переводе означает "столкновение". Английский социолог Э.Гидденс дает такое определение конфликта: "Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон".[2, с. 62] В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные – с позитивным знаком и деструктивные – с негативным знаком.
Существует достаточное количество определений понятия «конфликт».
Конфликт – борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника. В данном определении четко и ясно указаны цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы [13, с. 13].
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей. В этом определении акцент сделан на предмет столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным [4, с. 26].
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:
1) либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;
2) либо противоположные
цели или средства их
3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.
Таким образом, конфликтная ситуация содержит субъект возможного конфликта и его объект. Но, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт переходит из потенциального в актуальный; далее он может развиваться как прямой опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный.
Можно выделить три основных компонента конфликта:
1. В конфликте всегда
присутствует противоречие, столкновение
позиций, за которым стоит
2. В конфликте всегда
затрагиваются значимые для
3. Конфликт также обязательно
предполагает элемент
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть – приводящие к конфликту непосредственно.
Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть такой афоризм: "Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами" [2, с.12]. На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола.
Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями. Однако сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту.
Какова же общая схема этого процесса "обмена любезностями"? Все происходит до невозможного просто. Получив в свой адрес конфликтоген, "пострадавший" хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив "обидой на обиду". При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с "запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.
Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. (Приложение 1)
1. Внутриличностный конфликт
– состояние
2. Межличностный конфликт
– трудноразрешимое