Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 20:41, курсовая работа
Описание работы
Проблема подбора персонала является частью управления персоналом. Найти толкового работника всегда было проблемой, которую не решает связанное с безработицей наличие свободных рук. Во всех странах и во всех сферах деятельности ощущается дефицит квалифицированных специалистов, что свидетельствует о хорошей перспективе для развития рекрутерского бизнеса.
Преимущества выборного метода
— его быстрота и возможность учета мнения
членов коллектива. К недостаткам следует
отнести субъективизм и невозможность
застраховаться от ошибки, поскольку голосующему
большинству приходится доверять информации,
полученной из характеристик кандидата
или в лучшем случае своему субъективному
мнению, основанному на наблюдении за
поведением кандидата, его выступлением
и ответами на вопросы, если выступление
организовывается.
Подбор — решение о соответствии кандидата
принимается кадровой комиссией, возглавляемой
непосредственно вышестоящим руководителем
или назначенным им лицом. Метод подбора
используется также и для руководящих
должностей высокого уровня, где наравне
с профессиональной компетентностью большое
значение придается умению кандидата
налаживать отношения с партнерами разного
уровня, быть совместимым с вышестоящим
руководством и подчиненными .[3,с. 36]
При оценке подбираемых кандидатов
конкурсная комиссия помимо анализа документов
и характеристик проводит собеседования,
иногда структурированные интервью и
психологическое тестирование кандидатов.
Преимущества метода подбора
— индивидуальный подход и возможность
получить более достоверную информацию
о профессиональных и личностных качествах
кандидатов, недостатки — относительная
медлительность и высокая степень субъективности,
которая имеет эмоционально-психологический
характер (например, тенденция принимать
решение о кандидате на основе первого
впечатления, без учета информации, получаемой
в дальнейшем собеседовании). Ошибка часто
происходит из-за субъективного стремления
оценивать кандидата в сравнении с впечатлением,
оставленным предыдущим кандидатом. Влияет
на оценку и внешний вид человека, его
социальное положение, манеры и т. д. Структурированное
интервью (заранее составленный опросник,
охватывающий основные интересующие конкурсную
комиссию проблемы) повышает надежность
результатов собеседования. Кроме того,
использование метода подбора продуктивно
в ситуации отсутствия конфликта, когда
назначение подобранного кандидата не
затрагивает интересы других членов коллектива.
Отбор — это способ, позволяющий в любых
условиях провести наиболее демократичную
и в значительной степени свободную от
субъективизма конкурсную процедуру.[13,с.55]
Преимущества метода отбора
— всестороннее тщательное и объективное
изучение индивидуальных особенностей
каждого кандидата и возможное прогнозирование
его эффективности, недостатки — длительность
и дороговизна используемых процедур.
Технология построения конкурсных
процедур может быть различной и в существенной
степени определяется профилем организации,
сложившимися социально-экономическими,
политическими и психологическими условиями,
профессионализмом привлеченных специалистов
в области оценки профессиональных, деловых
и личностных качеств кандидатов.
Выводы: существуют три основных
метода конкурсного отбора - выборы, отбор,
подбор. При использовании этих методов
технология построения конкурсных процедур
является различной и в существенной степени
определяется профилем организации, сложившимися
социально-экономическими, политическими
и психологическими условиями, профессионализмом
привлеченных специалистов в области
оценки профессиональных, деловых и личностных
качеств кандидатов.
2. МЕТОДИКА КОНКУРСНОГО
НАБОРА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЮ.
2.1 Этапы конкурсных
процедур набора персонала в организацию
Существует 3 этапа конкурса
– подготовительный, основной и заключительный.
В процессе подготовительного
этапа важнейшее условие – создание конкурсной
комиссии – органа, ответственного за
проведение конкурса. В зависимости от
парадигмы конкурса можно выделить различные
функции комиссии.
В случае парадигмы «подбор»
комиссия создается для легитимизации
решений. Задачи – нормативное закрепление
процедур конкурса, обсуждение и подготовка
материалов для принятия решения руководителем,
утверждение принятого решения.
В ситуации парадигмы «выборы»
комиссия создается с целью подготовки
и проведения голосования. Задачи: организационная
подготовка мероприятия, обеспечение
соблюдения норм его проведения, подведение
итогов и объявление результатов.[ 13,с.49]
В ситуации конкурсного отбора
конкурсная комиссия создается с целью
обеспечения мероприятий по объективной
оценке кандидатов в соответствии с выделенными
профессиональными, управленческими и
другими параметрами оценки. Задачи комиссии:
разработка правил проведения конкурса,
его подготовка, обеспечение объективности
экспертной оценки кандидатов на соблюдение
правил проведения конкурса.
Нужно уделять внимание кадровому
обеспечению:
- Парадигма «подбор» - персональный
состав конкурсной комиссии должен
включать людей, которому доверяет
субъект.
- Парадигма «выборы» –
конкурсная комиссия должна включать
людей, которым доверяет трудовой
коллектив.
- Парадигма «отбор» - конкурсная
комиссия должна включать представителей
всех заинтересованных групп, профессионально
компетентных в вопросах кадровой
работы.
Основной этап.
Предполагается гибкий подход
к проведению конкурса, когда парадигмы,
используемые методы выбираются в зависимости
от ситуации, сложившейся в организации.
Таблица 1 – Подготовительный
этап конкурса
Управленческая форма
Парадигма конкурса
подбор
Выборы
Отбор
Бюрократическая
Оптимальная
Невозможная
Нежелательная
Диалоговая
Желательная
Нежелательная
Оптимальная
Коллективистская
Возможная
Желательная
Невозможная
Рыночная
Нежелательная
Возможная
Желательная
Демократичная
Невозможная
Оптимальная
Возможная
Таблица 2 - Мероприятия основного
этапа конкурса
Мероприятия основного этапа
конкурса
Парадигма конкурса
Подбор
отбор
выборы
Процедуры, используемые для
сбора информации о кандидатах:
Псих. тестирование
0
+
-
Ролевые игры
0
0
-
Ситуационное моделирование
0
0
-
Групповая дискуссия
0
0
-
Собеседование
+
0
-
Публичное выступление
-
+
+
Опрос общественного мнения
-
0
+
Экспертный опрос
+
+
-
Проведение промежуточных итогов
0
+
-
Представление итогов в конкурсную
комиссию
0
+
+
Принятие решения.
0
+
-
Заключительный этап.
Конкурсная комиссия принимает
решение о дальнейших мероприятиях конкурса
(допуск/недопуск, принятие на работу).
Целесообразно включение мероприятий
заключительного этапа конкурса в рамки
различных парадигм его проведения.
Таблица 3 – Заключительный
этап конкурса
Мероприятие заключительного
этапа конкурса
Парадигма конкурса
подбор
отбор
Выборы
Подведение итогов
+
+
+
Оглашение результатов
0
+
+
Оповещение общественности
0
+
+
Прием и рассмотрение апелляций
-
+
-
Утверждение результатов
+
+
0
2.2 Методы определения
требований к кандидату на замещение вакантной
должности
Одним из ключевых аспектов
рекрутинга является определение критериев
отбора кандидатов. Если список требований,
предъявляемых к ним слишком велик, то
поиск подходящего специалиста может
стать сверхсложной, а порой и невыполнимой
задачей. Максимальное смягчение требований,
их обобщенность и расплывчатость также
затрудняют подбор кадров, вынуждая рекрутера
использовать в качестве критериев только
психологические характеристики кандидата
и делать выводы о его соответствии или
несоответствии предлагаемой должности,
руководствуясь собственной интуицией.
Требования работодателя к
кандидату в большинстве случаев касаются:
• половозрастных признаков;
• образования;
• специальных навыков (знание
определенных компьютерных программ,
степень владения иностранным языком
и пр.);
• опыта (стаж работы в конкретной
должности, определенной сфере бизнеса,
фирме-конкуренте или, наоборот, фирме,
не являющейся конкурентом);
•медицинских показаний (противопоказания
к условиям труда, возможные аллергии,
физическая выносливость, отношение к
курению);
• психологических данных (темперамент,
способности, совместимость с коллегами
и пр.);
• социальных характеристик
(место проживания, семейное положение,
национальная принадлежность и пр.).
Вышеперечисленные требования
в той или иной степени обоснованы, однако
большинство из них может вызвать сомнения
у опытного рекрутера. Так, например, многие
работодатели лимитируют возраст кандидата
до 45 лет, объясняя это тем, что данный
специалист должен быть энергичен, подвижен
и достаточно гибок в общении. Возрастной
психологии известно, что расцвет творческих
способностей личности приходится на
35-40 лет, хотя это совсем не значит, что
человек в возрасте 46 лет и старше не может
генерировать идеи и вести успешно переговоры,
что требуется для данной должности. [9,с.42]
Аналогично можно сказать и
о предпочтении на некоторых должностях
мужчин или женщин. Известно, что женщины
превосходят мужчин по внимательности,
быстроте восприятия, беглости речи, в
счете, запоминании материала. Мужчины
же лучше ориентируются в пространстве
и времени, математических суждениях,
более напористы, у них более развита мотивация
достижения. Многие фирмы предпочитают
видеть главным бухгалтером скорее женщину,
чем мужчину. Сборкой часовых механизмов
(в частности в Швейцарии) и микросхем
(в Корее) занимаются только женщины. Мужчины
успешнее работают менеджерами по продажам,
инженерами, биржевыми брокерами, финансовыми
консультантами и пр. Считается, что основные
проблемы женщины связаны с семьей, а мужчины
- с профессиональной деятельностью. В
мужских коллективах больше ценятся профессионализм
и квалификация, а в женских - хорошие межличностные
отношения.
Среди руководителей мы чаще
встречаем мужчин, чем женщин, и когда
менеджер по персоналу делает заказ, он
говорит о том, что компании требуется
мужчина в возрасте до 40-45 лет, с опытом
работы в данной сфере. Хотя очевидно,
что половозрастные требования не являются
более значимыми для успешного выполнения
данного участка работ, чем образование,
опыт и конкретные специальные навыки,
тем не менее заказчики зачастую настаивают
на необходимости их соблюдения вплоть
до отказа принять на работу прошедшего
собеседование специалиста, соответствующего
всем требованиям, кроме половозрастных.
Следование же данным требованиям
противоречит закону РФ и большинства
стран цивилизованного мира, где запрещена
дискриминация по полу, возрасту, а также
национальной принадлежности. Более того,
недавно принятый Ассоциацией консультантов
по подбору персонала этический кодекс
рекрутера также запрещает при подборе
персонала руководствоваться половозрастными
и расовыми характеристиками кандидатов.
Аттестационный метод.
Для определения требований
к претендентам на вакансию необходимы
изучение данной профессиональной деятельности
и составление профессиограммы, которая
должна включать, с одной стороны, детальное
описание самой деятельности, а с другой
- требования к специалисту. Для составления
профессиограммы и требований к кандидату
можно обратиться к профессиональному
жюри, состоящему из специалистов в данной
сфере, желательно работающих на данном
предприятии.
Аттестационный метод основан
на принципе построения делового портрета
кандидата с помощью специально разработанного
метода персонал-технологии. Суть метода
в разработке перечня из 80 профессиональных,
деловых и личностных качеств применительно
к данной управленческой деятельности.
Эти качества описываются в виде словаря
деловых характеристик. Для каждого аттестуемого
назначается группа экспертов из числа
вышестоящих руководителей, подчиненных
и коллег, которые хорошо знают кандидата.
Экспертов просят выбрать из словаря несколько
качеств, подходящих этому кандидату.
В результате обработки данных получается
деловой портрет. Компьютер выдает готовый
документ, содержащий наряду с объективными
данными (должность, образование и т.д.)
текст из 16 характеристик.