Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 20:41, курсовая работа
Описание работы
Проблема подбора персонала является частью управления персоналом. Найти толкового работника всегда было проблемой, которую не решает связанное с безработицей наличие свободных рук. Во всех странах и во всех сферах деятельности ощущается дефицит квалифицированных специалистов, что свидетельствует о хорошей перспективе для развития рекрутерского бизнеса.
При необходимости количество
оцениваемых качеств можно увеличить
с 80 до любого разумного количества.
Например, американский психолог
О. Липман предлагает использовать опросный
лист на основе экспертных оценок из 151
качества. Каждое из приведенного 151 качества
(например, умение подавлять сонливость,
быстро различать разницу в весе, распознавать
цвета и пр.), жюри должно оценить по трем
аспектам: является ли оно необходимым,
желательным или необязательным, как часто
применяется в процессе деятельности
и может ли оно развиться с возрастом или
опытом. По итогам опроса, который может
проводиться не только относительно психофизических
характеристик человека, но и его профессиональных
навыков, опыта и образования можно получить
подробнейшую схему - руководство к отбору
кандидатов для данной работы при условии,
что рекрутер будет владеть также адекватными
тестовыми методиками для оценки наличия
необходимых качеств у кандидатов.
Аттестационный способ не применяют
для отбора в чистом виде. Он, как правило,
дополняется собеседованием и другими
типами испытаний.
В качестве примера можно рассмотреть
менеджерскую концепцию Тарасова В.К.,
ориентированную на 5 необходимых управленческих
блоков[8] :
- составление деловых
писем, приказов и распоряжений;
разработка положений, уставов, инструкций;
- техника общения;
- техника перехвата и
удержания правления – стратегия
и тактика конкурентной борьбы,
обеспечение мотивации кадров;
- техника перехвата и
удержания управления;
- организация производства
– оценка претендентов на рабочие
места и найм на работу, анализ
технологий, выбор системы стимулирования
и оплаты труда;
- коммерческая деятельность
- кредитование и банковское дело,
прогнозирование платежеспособности,
эмиссия денег и товарное обеспечение,
ценообразование и налоговая политика,
корпоративная культура, маркетинг, учет
и охрана собственности и многое другое.
Достоинства конкурса на базе
персонал-технологии: высокая технологичность
и структурированность. Особенно эффективен
этот подход при конкурсном отборе молодых
специалистов на руководящие должности.
После специального обучения из таких
резервистов получаются хорошо подготовленные
для работы в новых условиях руководители.
Недостаток – жесткая структурированность
и потому затруднительность применения
этого подхода в нестандартных условиях.
Игротехнический метод.
Это достаточно сложная и разнообразная
процедура. Известны 2 принципиальных
игротехнических подхода. Первый - на основе
менеджерской концепции Тарасова со строго
структурированными игровыми имитационными
процедурами, то есть в рамках персонал-технологии,
второй – на базе организационно-деятельностных
игр (ОДИ).
Конкурс руководителей на базе
ОДИ проводится в форме марафона – девять
и более дней и базируется на системомыследеятельной
методологии. Работа с будущим, проектирование
и программирование будущей деятельности
воплощаются в форме организационно-деятельностных
игр. ОДИ предполагают обязательное включение
части трудового коллектива в разработку
программ развития предприятия и их взаимодействие
с кандидатами.
В соответствии с процедурами
ОДИ разбивается на 4 фазы.
На первой фазе игровой коллектив
осуществляет системный анализ ситуации,
стараясь выйти на схему предприятия в
его многообразных функциональных отношениях
с внешними системами. На второй и третьей
фазах игры обсуждаются наиболее важные
для предприятия аспекты ситуации, на
четвертой фазе – тема, связанная с хозяйственной
и экономической политикой будущего руководителя.
Организационно участники ОДИ
разбиваются на три группы: группа претендентов
(которые в свою очередь разбиваются на
подгруппы), группы экспертов и рабочая
группа с функцией экспертной оценки.
На каждой фазе по 2 – 3 часа
отводится на работу в подгруппах, затем
проводится общее заседание, на котором
каждая подгруппа делает 5- 10 минутный
доклад. По каждому докладу развертывается
дискуссия. Обязательная процедура (1 час)
– рефлексивный анализ ситуации, то есть
разбор того, что происходит на игре.
После завершения ОДИ начинается
«предвыборная кампания», в процессе которой
претенденты-финалисты выступают со своими
программами в различных службах и подразделениях
предприятия. Этот этап завершается окончательным
выбором кандидата на вакантную должность.
Достоинство ОДИ – решение
задач с учетом реальных проблем предприятия:
- формирование стратегии
развития предприятия (без новой
собственной стратегии становится
бессмысленной смена руководства);
- выявление основных производственных
проблем предприятия;
- формирование консолидированных
групп и коллективов внутри
оранизационно-управленческой структуры,
которые будут реализовывать
новые стратегии развития предприятия.
Недостатки ОДИ – психологическая
жесткость процедуры конкурса, когда за
«бортом» нередко остаются претенденты,
не выдерживающие чрезмерно напряженной
работы и требующие специальной психологической
помощи и поддержки. Кроме того, ОДИ построены
на принципе расшатывания старой организационной
структуры через намеренное провоцирование
конфликта. В условиях социальной напряженности
этот прием может сработать против.
Метод ситуационного
моделирования.
Это технология, ориентированная
на решение конкурсных задач в условиях
социально – экономической, политической
нестабильности.
Преимущество в возможности
решать задачи конкурсного отбора в экстремальных
социально-политических условиях. Недостаток
– в длительности и высокой стоимости.
Процедуры конкурса конструируются
применительно к задаче отбора.
Решение задачи по выбору процедур
основываются на избранной парадигме
конкурса. В зависимости от сочетания
управленческих форм и их удельного веса
в организационной культуре предприятия
вырабатываются рекомендации разработчикам
конкурса по использованию тех или иных
процедур. Один из возможных методов определения
удельного веса управленческих форм –
экспертная оценка организационной культуры
предприятия. Результат этой оценки может
выражаться в процентах наличия той или
иной управленческой формы и представляется
в виде диаграммы – круга.
Проще говоря, моделируется
ситуация, в которой предстоит действовать
будущему руководителю, и определяются
требования к нему.
Целесообразность использования
конкретных методов (или их сочетания)
производится в соответствии с двумя принципами:
адекватностью конкурсных процедур сложившейся
ситуации имеющимся ресурсам и целям организаторов
конкурса; сочетаемостью конкурсных процедур
между собой с учетом избранных парадигм
проведения конкурса.
2.3 Методы оценки
персонала
Подбор персонала для организации
включает следующие процедуры: оценка
по резюме; предварительное собеседование
и заполнение подробной анкеты; тестирование;
проверка рекомендаций и послужного списка;
отборочное собеседование; принятие решения
и прием на работу. Конечно, это нежесткая
схема, и в каждом конкретном случае отдельные
процедуры могут меняться местами, объединяться,
могут добавляться новые.
На некоторых предприятиях
условия труда таковы, что люди, страдающие
некоторыми заболеваниями или имеющие
к ним предрасположенность, не могут быть
приняты на работу. Например, продавцы,
работающие на машинах в таких компаниях,
как «Кока-Кола» и «Данон», должны обладать
большой физической силой и выносливостью,
так как в течение рабочего дня им необходимо
самим разгружать и загружать продукцию;
в табачных компаниях принято курить в
офисе и сотрудникам часто приходится
работать в накуренном помещении, что
неприемлемо для людей, страдающих аллергией.
В подобных случаях в перечень отборочных
процедур может включаться медицинский
осмотр. .[10,с.5]
1. Центры оценки персонала.
Используют комплексную технологию,
построенную на принципах критериальной
оценки. Использование большого количества
различных методов и обязательное оценивание
одних и тех же критериев в разных ситуациях
и разными способами существенно повышает
прогностичность и точность оценки. Особенно
эффективна при оценке кандидатов на новую
должность. Особенна эффективна при оценке
кандидатов на новую должность (повышение)
и при оценке управленческого персонала.
2. Тесты на профпригодность.
Их цель – оценка психофизиологических
качеств человека и умений выполнять определенную
деятельность.
Основной задачей специалиста
по подбору кадров является не только
поиск кандидата, соответствующего необходимым
требованиям, создание положительной
мотивации к данной вакансии, но и предсказание
того, насколько человек будет успешно
работать. На основании чего можно сделать
заключение о способности выполнять ту
или иную работу? Вопрос является ключевым,
вокруг которого сосредоточено наибольшее
количество проблем. По тому, какое образование
получил кандидат, по его опыту работы
рекрутер может сделать вывод о профессиональных
навыках. Однако очередное место работы
- всегда новые условия, включающие в себя
не только профессиональные, но и психологические
факторы. Каждая организация имеет свой
тип (или стандарт) успешного сотрудника,
которому кандидат обязательно должен
соответствовать. О правильности отбора
можно говорить только тогда, когда данные,
получаемые на основе тестов и критерии
эффективности работы, принятые на предприятии,
коррелируют друг с другом.
3. Общие тесты способностей.
Оценка общего уровня развития
и отдельных особенностей мышления, внимания,
памяти и других высших психических функций.
Особенно информативны при оценке уровня
способностей к обучению.
4. Биографические тесты
и изучение биографии.
Основные аспекты анализа: семейные
отношения, характер образования, физическое
развитие, главные потребности и интересы,
особенности интеллекта и общительность.
Используются также данные
личные дела – своеобразного досье, куда
вносятся анкетные данные и сведения,
полученные на основания ежегодных оценок.
По данным личного дела прослеживается
ход развития работника, на основе чего
делаются выводы о его перспективах.
5. Личностные тесты.
Это психодиагностические тесты
на оценку уровня развития отдельных личностных
качеств или отнесенность человека к определенному
типу. Оценивают скорее предрасположенность
человека к определенному типу поведения
и потенциальные возможности.
Иногда кандидаты проходят
профессиональную проверку с помощью
специальных бухгалтерских, юридических
и прочих тестов. Актуален вопрос обоснованности
принятых критериев отбора, т.е. то, с какой
степенью точности можно предсказать
успешную работу кандидата. В упрощенной
форме правило обоснованности использования
тестовой методики состоит в том, что если,
например, менеджеру необходимо обладать
лидерскими способностями, то тест на
выявление последних обоснован для менеджеров,
но не секретарей. Однако логично было
бы сделать вывод о необходимости оценки
кандидатов с помощью набора разнонаправленных
тестов или поэтапного использования
разных методик на каждом переходном отрезке
карьеры.
Многие крупные фирмы применяют
собственные корпоративные тесты, которые
необходимо пройти каждому будущему сотруднику.
Иногда подобные тесты предлагается заполнить
кандидатам после того, как они прошли
собеседование, и результаты необходимы
для принятия окончательного решения.
Иногда же отбор кандидатов начинается
только после тестирования независимо
от того, каким профессиональным требованиям
они должны соответствовать.[8,с.24]
Нельзя не сказать и о проблеме
профессионального применения тестов,
связанной с ролью психолога при отборе
кандидатов. Приобретение и использование
для оценки персонала компьютерной версии
любого психологического теста, часто
не адаптированного к нашей культуре,
стало весьма популярным в российских
организациях. Порой квалифицированный
специалист получает отказ в работе из-за
того, что имеет отличное от большинства
сотрудников количество баллов по некоей
шкале корпоративного теста. Значение
ее менеджер по персоналу или сотрудник,
занимающийся тестированием, иногда не
может объяснить, не говоря уже о логичном
обосновании необходимости данной характеристики
личности в конкретной профессиональной
деятельности. Такой подход не только
нельзя назвать профессиональным, но и
он противоречит российскому законодательству
о труде. 20% руководителей пользуются различными
видами личностных и психологических
тестов в своих организациях.
6. Интервью или собеседование.
Основным фактором при принятии
решения о приеме на работу в большинстве
случаев является собеседование. Как уже
отмечалось выше, в небольших компаниях
собеседование (или интервью) может быть
единственной процедурой отбора. В отличие
от более или менее объективных, сравнимых
между собой цифровых результатах тестов
итоги собеседования могут быть основаны
в большей степени на интуиции руководителя,
менеджера по персоналу или рекрутера.
Именно поэтому последним необходимы
психологические навыки не только для
обработки и интерпретации результатов
тестов, но и для проведения интервью.
Известны ошибки восприятия
в общении, которых следует опасаться
при проведении отборочного собеседования:
• “проекция” - приписывание
оцениваемому собственных чувств и мыслей;
• “эхо” - перенесение успеха
кандидата в какой-либо сфере деятельности
на другую профессиональную сферу, в которой
он еще не имеет опыта работы;
• “атрибуция” - подсознательное
приписывание кандидату характеристик,
подмеченных у другого человека;
• “по контрасту” - определение
качеств собеседника на основе сравнения
его с предыдущими кандидатами;