Понятия, источники и теории лидерства в управленческой мысли
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 19:30, курсовая работа
Описание работы
Цель работы – исследовать понятие, источники и теории лидерства в управленческой мысли. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач: исследовать исторические аспекты развития понятия лидерства; охарактеризовать природу и источники лидерства; исследовать теории лидерских качеств
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ 5 1.1. Исторические аспекты развития понятия лидерства 5 1.2. Природа и источники лидерства 10 2. ОБЗОР ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА 16 2.1. Теории лидерских качеств 16 2.2. Теории лидерского поведения 19 2.3. Ситуационные теории лидерства. Новые концепции в теориях лидерства 24 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35 ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Понятия, источники
и теории лидерства в управленческой мысли
Талипов Тимур
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы работы обусловлена следующим. В
настоящее время решающим фактором развития
современного общества является инициатива,
творческие способности, лидерские
качества руководителя. Лидерство
в истории человечества во все времена
было направлено на преодоление нестабильности,
проблем в управлении. Особую важность
лидерство приобретает в условиях
жесткой конкуренции, когда реальностью
современной жизни является высокий уровень
неопределенности. Лидерство, как современный
идеал индивидуального поведения, оказывает
значительное влияние на поступки и психологию
отдельного человека и общества. Явление
лидерства сложно и противоречиво, его
исследованием занимаются философия,
антропология, социология, история, генетика,
физиология и другие науки. Анализ исследований
понятия лидерства, показывает, что
различные ученые в зависимости от
наук, анализирующих проблему лидерства,
выдвигают разнличные концепции данного
явления. Исследования проблемы лидерства
продолжаются и по настоящее время.
Актуальным
является также исследование проблемы
лидерского воздействия на работников,
осуществляющих свою деятельность в таможенных
органах. На каждом уровне управления
в таможенных органах возникают ситуации
неопределенности, требующие от руководителей
лидерской состоятельности. Лидеры играют
ключевую роль в развитии таможенного
коллектива. Они направляют людей в нужное
русло, создают коллектив для выполнения
миссии организации и побуждают людей
к ее достижению. Лидерство создает стратегии
и общее видение бизнеса, технологий и
корпоративной культуры, с точки зрения того, чем
они должны стать на долгое время, и формулирует
возможный путь достижения этих целей.
Ведущая
роль в разработке теоретических и практических
проблем управления в таможенных органах
принадлежит С.В. Барамзину, В.В. Макрусеву,
А.Д. Ершову, В.Е. Новикову, В.Е. Преснякову,
Э.П. Купринову и др. Среди ученых, внесших
значительный вклад в изучение лидерства
- Е.Б. Абашкина, Л.М. Аболин, К.А.
Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С.
Выготский, О.В. Гаман-Голутвина, Л.Я. Гозман,
Е. Егорова-Гантман, А.Л. Журавлев, Р.Л.
Кричевский, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев,
Н. В. Ладанов, Н.Д. Минцберг, А.К. Митина,
В.Н. Мясищев, Д.В. Ольшанский, Л.М. Пономарев,
А. А. Радугин, К. А. Радугин, Н.М. Ракитянский,
Л.Н. Собчик, Е.Б. Шестопал, Т. А. Штукина
и др.
Объект
исследования – лидерство в его историческом
развитии. Предмет исследования – теории лидерства.
Цель работы
– исследовать понятие, источники и теории
лидерства в управленческой мысли. Реализация
этой цели обусловила постановку и решение
следующих задач:
исследовать исторические
аспекты развития понятия лидерства;
охарактеризовать природу и источники лидерства;
исследовать теории
лидерских качеств;
рассмотреть теории
лидерского поведения;
описать ситуационные теории лидерства и новые концепции в теориях лидерства;
предложить рекомендации по применению теорий лидерства
в управленческой деятельности таможенных
органов.
Теоретической и методологической базой
работы послужили учебная и методическая
литература, монографии и другие публикации
по теме исследования.
1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ЛИДЕРСТВА
В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1.1. Исторические
аспекты развития понятия лидерства
Понятие
лидерства изучается различными науками
- психологией, политологией, историей,
социологией, философией, менеджментом
и др. Исследование отдельных аспектов
лидерства наблюдаются в трудах античных
историков и философов. Историки Геродот,
Фукидид, Полибий, Плутарх, Флавий, Ливий,
Тацит, Светоний и др. выделяли и воспевали
деяния выдающихся людей - монархов, полководцев,
правителей. Философы Сократ, Платон,
Аристотель, Сенека, Макиавелли и др. анализировали
роль выдающихся личностей в структуре
общества и государства, их нравственные
качества, ценности и мораль. В таком же
направлении определяли лидерскую роль
выдающихся деятелей и восточные философы
Конфуций, Лао-Цзы и др. [17, c. 18].
Первоначально
лидерство рассматривали с позиции духовно-религиозного
мировоззрения. Аристотель выделял
качества лидера, необходимые для завоевания
доверия своих последователей: практическая
мудрость, добродетельность и благожелательность.
Платон утверждал, что власть идеального
государя представляет собой «как
разумение, так и рассудительность». Конфуций
представлял образ благородного правителя
как совокупность положительных качеств:
идеальный правитель не расточителен,
не гневлив, не алчен; в величии не горд;
вызывает почтение, не жесток. Лао-цзы
считал, что лучший вождь – это тот, который
народом не замечается, второе место принадлежит
обожаемому народом вождю, на третьем
месте стоит вожд, которого боятся, на
четвертом – ненавидимый всеми вождь.
Макиавелли
возвышал образ государя, для которого
личная власть является средством объединения
и усиления государства, умением управлять
людьми. Г. Гегель отмечал, что деятельность
лидеров является исторической необходимостью,
что лидеры являются доверенными лицами
«мирового духа». Ф. Ницше считал, что человек
стремится стать лидером, и это является
естественным его стремлением, соответствующим
человеческой природе, помехой которому
выступает мораль и религия – оружие «слабых»
и «неудачников» [17, c. 18].
Г. Тард
считал, что лидерство и последователи
- главный закон социальной жизни. З. Фрейд
объяснял стремление к лидерству как сублимацию
либидо, компенсацию низкой самооценки
человека. А. Адлер также определял лидерство
как компенсацию чувства неполноценности
человека. М. Вебер объяснял лидерство
наличием харизмы, исключительных способностей.
По мнению Вебера, лидерство возникает
в кризисные моменты истории.
Получалось,
что лидер или имеет набор определенных
врожденных качеств, способствующих его
становлению во главе правления, либо
имеет чувство неполноценности, выливающееся
в стремление быть первым. В дальнейшем
исследование понятия лидерства происходило
путем применения психометрических и
социометрических тестов и методик К.Левина,
Дж. Морено, X. Дженнингса, К. Фидлера и др,
[17, c. 19].
В отечественной
истории исследование понятия лидерства
долгое время проводилось в рамках психологии,
в основном как отношения доминирования
и подчинения. Б. Парыгин (1971) назвал основные
черты лидера: лидерство относится к регуляции
межличностных отношений в группе, руководство
- к официальным отношениям в группе;
лидерство существует в условиях малых
групп; лидерство возникает стихийно,
руковоство - организованно; лидерство
менее стабильно, чем руководство,
на лидерство влияет настроение в группе;
у руководства имеется определенная система
различных санкций, у лидера нет; руководитель
принимает решения под воздействием множества
обстоятельств, лидером принимаются
решения самостоятельно. Лидерство и руководство
притивопоставлялись друг другу. Исследование
проблемы лидерства опирались на деятельностный
подход А.Н.Леонтьева. Здесь лидер, его
стиль и эффективность деятельности
зависят от целей и задач группы. Г. Ашин
(1993) в отличие от психологических теорий
учитывает жизненную среду, в которой
обитает лидер, их окружение, формулирует
теорию о том, что лидерские качества
порождаются воспитанием.
В начале
90-х годов в управленческой мысли предпринимаются
попытки утверждения научно-исследовательского
подхода к изучению понятия лидерства,
преодоления стереотипов. Появляется
интерес и анализируются теории лидерства,
утвердившиеся в западно-европейской
науке, проводятся попытки их классификации
и систематизации.
Среди западных
школ, которые внесли значительный вклад
в исследование лидерства в XX веке, выделим
психоаналитическую школу (З.Фрейд, А.Адлер,
К.Г.Юнг), которая исследовала бессознательные
аспекты лидерства; йельскую школу (Г.Лассуэл,
Б.Скиннер, У.Уайт), которая анализировала
особенности сознания политических лидеров;
франкфуртскую школу (Т.Адорно, Г.Маркузе,
Э.Фромм), которая разработала теорию авторитарной
личности и изучала проблему харизматического
лидерства.(Дж. Берне, Ж.Блондель, Б.Келлерман,
Д.Пейдж, Р.Такер и др. ) [18, c. 11].
К середине
XX в. в основном сложились три основных
направления в науке о лидерстве – подход
с позиций личностных черт, поведенческий
подход и ситуационный анализ. С позиции
личностных черт (Д. Бернард, Е. Богардус,
Д. Гейер и др.) лидером считается человек,
который располагает определенным набором
личностных качеств. С позиции поведенческого
подхода (Р. Стогдилл, Р. Манн, У. Беннис
и др.) лидерство является особой моделью
поведения. С позиции ситуационного подхода
(К. Бланчард, П. Херси, Ф. Фидлер и т.д.) лидерство
и качества лидера зависят от ситуации.
Современные
теории используют различные определения
лидерства: лидерство как свойство группы
– групповая динамика; лидерство как функция
социального окружения - теория среды;
лидерство как способ межличностного
взаимодействия; лидерство как форма
обмена между лидером и его последователями
- теория обмена; лидерство как модель
ситуации в группе – ситуационная теория;
лидерство как инновационная деятельность;
лидерство как условие для обеспечения
свободы и удовлетворения потребностей
членов группы – гуманистическая теория
и т.д.
Ценностный
аспект лидерства связан с работами таких
ученых, как К.Ходжкинсон, Г.Фейрхольм,
Т. Кучмарски и др., которые рассматривают
нравственные аспекты лидерства, ценности
как элемент системы лидерства, разделяют
понятия «лидерство» и «менеджмент», разрабатывают
идеальные модели лидерства XXI в. В основе
ценностного подхода лежат положения
о том, что лидер определяет систему
ценностей и норм организации; лидерству
можно обучиться в процессе деятельности.
Во второй
половине XX в. развиваются интегралистские
теории и подходы - интеракционизм (Ш. Герц,
Ц. Миллз), атрибутивные модели (Ф. Хайдер
и Х. Келли), трансформационные концепции
(Б. Басс, Б. Эволио и т.д.), харизматические
теории (Д. Конгер и т.д.).
С конца
ХХ века продолжаются тенденции к сближению
различных подходов и концепций лидерства.
Развивается системный подход, начало
которому положили работы Дж. Шеннона
и Л. Селигмена. Концепция системного подхода
учитывает все аспекты лидерства: анализ
личности лидера, его происхождение, процесс
социализации, способы выдвижения; задачи;
качества его последователей; взаимоотношения
между лидером и последователями; конкретные
условия и обстоятельства лидерства; результат
взаимодействия между лидером и последователями
в определённых ситуациях. Данный подход,
возможно, станет основой создания единой
теории лидерства XXI века.
Выделим
основные подходы к трактовке понятия
лидерства [2, c. 18]:
- лидерство
является разновидностью власти, специфика
лидерства заключается в направленности
«сверху вниз», лидерство осуществляют
один или несколько человек;
- лидерство
характеризуется особым управленческим
статусом, социальной позицией, связанной
с принятием решений. Такой подход к лидерству
основан на точке зрения, рассматривающе
общество как сложную, иерархически организованную
систему социальных позиций и ролей. Лидерство
- это основано на таком положении
индивида в обществе, для которого характерна
способность управлять поведением
некоторых или всех членов общества;
- лидерство
– это умение влиять на других людей при
условии, что это влияние является постоянным;
распространяется на всю группу (общество,
организацию); характеризуется широтой
влияния; асимметричностью, неравенством
во взаимодействии, однозначной направленностью
воздействия от лидера к членам группы
(общества, оргпгтзации); опирается на
авторитет лидера;
- лидерство
- это неформальное влияние, отличается
от руководства, предполагающего жесткую
и формализованную систему отношений
«господство – подчинение»;
- лидер
выдвигается снизу, преимущественно стихийно
и принимается последователями. По мнению
Р. Л. Кричевского, руководство имеет место
в системе формальных отношений, а лидерство
порождено системой неформальных отношений.
Роль руководителя заранее определена,
определен круг функций руководителя,
а роль лидера возникает стихийно. «Руководство
есть социальный по своей сущности феномен,
а лидерство – психологический» [23, c. 256].
В настоящее
время в отечественной литературе различаются
как минимум два подхода к понятию
лидерства: классический западный
- в котором под организационным лидером
преимущественно понимается руководитель
организации, занимающий определенную
должностную лидерскую позицию с определенными
внутренними документами организации
полномочиями и ответственностью; классический
отечественный - в котором лидерство традиционно
разделяется на формальное и неформальное.
Специфика
большинства отечественных исследований
лидерства заключается в разделении и
противопоставлении понятий «лидерство»
и «руководство». Лидерство − это способность
влиять на группы людей, чтобы побудить
их работать для достижения поставленных
целей. Руководство − это процесс воздействия
на коллективы людей с целью эффективной
координации их действий в производстве.
Таким образом,
анализ подходов к определению лидерства
позволяет сделать вывод о том, что лидерство,
с одной стороны, является положением
личности в группе, а с другой стороны
- это процесс вовлечения последователей
в некоторую деятельность. Исторически
лидерство рассматривается как: 1) совокупность
уникальных качеств личности; 2) форма
социального поведения; 3) производная
социальной ситуации; 4) способ организации
межличностных отношений; 5) процесс организации
деятельности всей группы. Наиболее широкое
распространение получили теория харизматического
лидерства, теория лидерского взаимодействия,
имплицитные, мотивационные и ценностные
теории лидерства. В настоящее время происходит
сближение различных подходов и концепций
лидерства, что приводит к появлению нового,
системного подхода.