Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 19:30, курсовая работа
Цель работы – исследовать понятие, источники и теории лидерства в управленческой мысли. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
исследовать исторические аспекты развития понятия лидерства;
охарактеризовать природу и источники лидерства;
исследовать теории лидерских качеств
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ 5
1.1. Исторические аспекты развития понятия лидерства 5
1.2. Природа и источники лидерства 10
2. ОБЗОР ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА 16
2.1. Теории лидерских качеств 16
2.2. Теории лидерского поведения 19
2.3. Ситуационные теории лидерства. Новые концепции в теориях лидерства 24
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. В связи с этим были разработаны четыре ситуационные модели, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства: ситуационная модель руководства Фидлера, подход Митчела и Хауса «путь - цель», теория жизненного цикла Херси и Бланшара и модель принятия решений руководителем Врума-Иеттона [19, c. 29].
Главная идея ситуационного подхода состоит в том, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ситуационная концепция лидерства предполагает, что лидер обнаруживает свои уникальные качества при определенных сложившихся условиях, причем при разнообразных обстоятельствах он проявляет их по-разному. В ситуационных концепциях лидерства особое внимание уделяют воздействию внешних факторов, оказывающих значительное влияние на способность человека вести за собой коллектив. Некоторым образом модель ситуационного лидерства скорее является моделью менеджмента, а не лидерства. Сравнение моделей ситуационного лидерства приведено в приложении В..
Модель Фидлера сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя: отношения между руководителем и членами коллектива подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей; структура задачи подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность; должностные полномочия - это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.
Фидлер считает, что, хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается в целом постоянным. Поскольку Фидлер исходит из предположения, что человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации, он предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Определив, что ориентированный на задачу стиль руководства будет больше всего соответствовать в наиболее или наименее благоприятных ситуациях и что ориентированный на человека стиль лучше всего проявит себя в умеренно благоприятных ситуациях, Фидлер заложил основу для будущего ситуационного подхода к управлении [27, c. 108].
Еще одна ситуационная модель лидерства, во многом аналогичная модели Фидлера и имеющая много общего с теорией ожидания, относящейся к мотивации, - модель Митчела-Хауса, подход под названием «путь - цель», также указывает руководителям на необходимость применять стиль руководства, наиболее сообразный ситуации. Согласно этому подходу руководитель может побуждать подчиненных к достижении целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей. Приведем некоторые приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей: разъяснение того, что ожидается от подчиненного; оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех; направление усилий подчиненных на достижение цели; создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить; удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.
Модель Херси- Бланшара представляет ситуационную теорию лидерства, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от зрелости исполнителей. Зрелость отдельных лиц и групп подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достичь поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. Согласно теории Херси-Бланшара, понятие зрелости является постоянным качеством не лица иди группы, а скорее конкретной ситуации. Соответственно руководитель может менять и свое поведение в зависимости от относительной зрелости лица или группы. Руководитель определяет эту зрелость, оценивая стремление к достижению, способность нести ответственность за поведение, а также уровень образования и опыт прошлой работы над порученными заданиями. На основании этой субъективной оценки руководитель и определяет сравнительную зрелость конкретного лица или группы. Имеются четыре стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей: «давать указания», «продавать», «участвовать», «делегировать». Как и другие ситуационные модели, модель жизненного цикла Херси-Бланшара рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства [31, c. 118].
Еще одной ситуативной моделью руководства стала модель Врума – Йеттона, которая концентрирует внимание на процессе принятия решений. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений: руководитель сам решает проблему или принимает решение, используя имеющуюся на данный момент информацию; руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и затем сам решает проблему; руководитель излагает проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушивает их идеи и предложения, но не собирает их вместе в одну группу, затем принимает решение, которое отражает или не отражает влияние подчиненных; руководитель излагает проблему группе подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения, затем вы принимается решение, которое отражает или не отражает влияние подчиненных; руководитель излагает проблему группе подчиненных. Все вместе находят и оценивают альтернативы и пытаются достичь согласия относительно выбора альтернативы. Применение каждого из этих стилей зависит от характеристик ситуации или проблемы.
Новые концепции в теориях лидерства пытаются соединить традиционный (личностный и поведенческий) и ситуационные подходы.
Суть концепции атрибутивного лидерства: атрибутивные помехи (приписывание внутренних причин плохой работы подчиненного и недостоверная информация о нем, например лень, низкая ответственность, низкие способности) часто искажают восприятие руководителя и заставляют его быть непоследовательным в своем поведении. В результате не только лидер воздействует на подчиненных, а отношения «лидер - подчиненные» влияют на лидера. Эти отношения могут привести к увольнению работника или к уходу руководителя. Если отношения адекватны ситуации (взгляды и поведение руководителя в работе с подчиненными принимаются ими), то организация функционирует эффективно и происходит обогащение отношений. В обратном случае имеет место обеднение отношении и, как следствие, конфликты. Адекватность отношении и ситуации может достигаться: если подчиненный извлекает уроки из поведения руководителя; если руководитель извлекает уроки из поведения подчиненных.
Концепция харизматического лидерства. Харизматическое влияние - это влияние, основанное не на логике в действиях, а на личных качествах лидера его внешней и внутренней привлекательности, имиджа, манеры и стиля поведения (речь, жесты, позы) и т. д. Харизма дает преимущества лидеру вести за собой людей. Харизма - это источник лидерской власти над подчиненными, власть примера. У харизмы есть позитивная этическая (Сахаров, Мартин Лютер Кинг) и негативная (Сталин, Гитлер) стороны. Современная практика менеджмента убедительно доказывает, что харизма – ключевой элемент бизнеса, однако отмечено, что у харизмы есть и негативная сторона. Она, как правило, связана с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя.
Концепция преобразующего (реформаторского) лидерства. Способности лидера переводить новые видения решения проблем в действия последователей, вызывать их энтузиазм - основа преобразующего лидерства. Лидер-преобразователь вдохновляет не харизмой, а творческим подходом к делу, подкрепленным реальными прошлыми достижениями, а не мифами. Отношения с подчиненными строятся не по принципу «люблю/ненавижу», а по принципу «уважаю/рассчитываю». Последователи при этом вдохновляются не краткосрочными целями (заработок, быстрейшее исполнение работы), а долгосрочной - измениться группой через развитие. К отличительным особенностям лидера-преобразователя относятся: умение привлекать подчиненных к управлению и активно участвовать в деятельности группы; умение постоянно балансировать между соглашательством с группой и подхалимством со стороны подчиненных.
Таким образом, концепция ситуационного лидерства базируется на необходимости сочетания лидерских качеств и поведения в зависимости от конкретной ситуации. Лидер может и должен вести себя по-разному в зависимости от группы последователей, проблемы (ситуации), требующей своего решения, и воздействия внешней среды. Новые концепции в теориях лидерства: концепция атрибутивного лидерства; концепция харизматического лидерства; концепция преобразующего лидерства.
Информация о работе Понятия, источники и теории лидерства в управленческой мысли