1.2. Природа и
источники лидерства
Лидерство присуще самой природе человека
и общества. Так называемое «протолидерство»
встречается в среде животных, ведущих
стадный образ жизни. В стаде животных
всегда выделяется наиболее сильный, умный
и решительный представитель - вожак,
который управляет стадом в соответствии
с биологическими законами.
В коллективной
деятельности людей, общество имеет
наилучшие шансы достижения цели, выступая
как сплоченный монолит. Не зря первобытные
люди боролись с природными стихиями и
охотились на мамонтов сообща, используя,
по существу, традиционный метод животных,
ведущих стадный образ жизни.
Лидеры
играют ключевую роль в развитии коллектива.
Они направляют людей в нужное русло, создают
коллектив для выполнения миссии организации
и побуждают людей к ее достижению. По
мнению И.Кона, один из аспектов лидерства,
а именно определение нужного направления,
не создает планов. Оно создает стратегии
и общее видение бизнеса, технологий и
корпоративной культуры, с точки зрения того, чем
они должны стать на долгое время, и формулирует
возможный путь достижения этих целей
[22, c. 25].
Лидеры формулируют
и определяют то, что до этого было невысказанно
и скрыто; после этого они придумывают
метафоры, картинки и модели, которые позволят
сконцентрировать внимание на новом объекте.
Поступая так, они укрепляют преобладающую
точку зрения или, наоборот, бросают ей
вызов. Иначе говоря, основным фактором
лидерства является способность организовывать
и оказывать влияние на смысл жизни членов
организации.
Лидерство
- это достижение целей через деятельность
людей. Это случается тогда, когда необходимо
выполнить какую-то задачу или достичь
какой-то цели, причем для осуществления
этого требуется не один человек. По определению,
все руководители - лидеры: они могут выполнить
свою работу только при поддержке своей
команды, которую нужно вдохновить или
убедить следовать за ними. Лидерство
состоит в поддержке и вдохновлении работников
и команд на то, чтобы они добивались желаемого
результата самым лучшим способом. Главная
цель лидеров - достижение поставленной
задачи с помощью своих групп.
Лидеры
стремятся заставить людей делать то,
что, по их мысли, необходимо, посредством
добровольной кооперации, а не с помощью
принудительного подчинения. Они создают
мораль своих групп, которая будет выше
тогда, когда члены группы вместе хорошо
и продуктивно работают. Совсем не обязательно
создавать членам группы комфортную обстановку;
на самом деле, они зачастую делают больше,
когда находятся под прессингом, чем, если
бы были предоставлены сами себе. Однако
если они достигают чего-нибудь значимого,
работая вместе, они получают от этого
удовлетворение [13, c. 21].
Эффективные
лидеры концентрируются на небольшом
количестве основных проблем, при этом
они имеют ясное представление о том, что
они хотят сделать, способны издавать
распоряжения и заставлять людей эти распоряжения
выполнять. Успешное лидерство иногда
зависит от наличия надлежащих качеств,
проявляемых в надлежащее время. Какие
же факторы развивают эти качества и влияют
на них? Исследование деятельности исполнительных
директоров, проведенное в Великобритании,
определило следующий список характеристик
(по убывающей значимости), влияющих на
успех дела: способность работать с людьми,
мгновенно возникающая ответственность
за выполнение важных задач, потребность
в достижении результатов, предыдущий
опыт лидерства, большой опыт в различных
областях деятельности, готовность рисковать.
Лидеров можно разделить на основании
присущих им качеств, факторов успеха
и индивидуальных черт.
С позиции теории систем в основе лидерства
лежат определенные потребности сложно
организованных систем. Это потребности
в самоорганизации, упорядочении каждого
отдельного элемента системы для
обеспечения ее жизнеспособности. Такая
упорядоченность достигается путем установления
вертикальных (управление-подчинение)
и горизонтальных (разделение труда
и кооперация) связей, распределению функций
и ролей. Прежде всего выделяется управленческая
функция и устанавливается структура
иерархической, пирамидальной организации,
на вершине которой - лидер.
Сила выражения лидерской позиции зависит
от типа системы и ее взаимоотношений
с окружающей средой. Если для системы
характерны низкая групповая интеграция
и высокая степень автономии и свободы
составляющих ее элементов, уровней
их организации, то позиции лидера
выражены слабо. По мере же усиления организованности
системы, осознания коллективных целей
позиция лидера усиляется. Для малых
групп, в основе которых лежат непосредственные
контакты их членов, на первый план выдвигаются
индивидуальные качества личности, ее
способность объединить группу, повести
ее за собой. По мере укрупнения групп
возрастает роль функциональной дифференциации
и специализации, оперативности управленческих
воздействий, формализации позиций лидера,
наделения лидера большими властными
полномочиями [19, c. 28].
Лидеры
выполняют две основные роли. Они должны: добиваться выполнения
задачи - это то, зачем существуют его команда.
Роль лидера - обеспечить достижение цели
команды. Если этого не произойдет, результатом
будет крушение, дисгармония, критика
и, в конце концов, возможно, распад группы;
поддерживать эффективные взаимоотношения
- между самими лидерами и членами их групп
и внутри самих групп. Эти взаимоотношения
эффективны, если они направлены на достижение
поставленной задачи. Их можно разделить
па те, которые связаны с командой, ее моральным
духом, чувством общности задачи, и те,
которые связаны с отдельными работниками
и их побудительными мотивами.
Тип лидерства
и успех лидера в большой степени зависят
от ситуации, способности ее понимать
и действовать соответственным образом.
Ситуация включает в себя: содержание
поставленной задачи, влияние организации
(ее политики, культуры и окружения), уровень
неопределенности и структуру ситуации,
работающих в группе людей и авторитет
лидера - данного или предполагаемого.
Производительность
группы связана как со стилем лидера, так
и с уровнем возможностей, которые предоставляются
в данной ситуации лидеру для оказания
воздействия. Его исследования показывают,
что ориентировка на поставленную задачу
лучше всего работает на лидера при благоприятных
условиях, когда у лидера имеется сильная,
официально поддерживаемая и хорошо организованная
цель. В этих обстоятельствах группа готова,
чтобы ею управляли и указывали, что делать.
Критическое
положение или кризисные ситуации для
ориентированного на выполнение задачи
лидера, вероятнее всего, более продуктивны,
нежели для внимательного, предупредительного
лидера, который занят межличностными
отношениями. Последний будет лучше работать
в ситуации, до какой-то степени неструктурированной
или неясной, или там, где его власть как
лидера ограничена. Продуктивность лидерства
в большой мере зависит как от организации,
так и от собственных свойств лидера. Ситуация
не только влияет на тип лидерства, но
также создает условия, в которых могут
появиться новые и различающиеся типы
лидеров, которые будут иметь соответствующую
квалификацию для удовлетворения изменившихся
требований.
В человеческом
обществе всегда выдвигались на
первый план личности более сильные,
мужественные, умные, хитрые и жадные,
даже преступные, которым постепенно
передавалось руководство. Еще Н.А. Бердяев
отмечал, что «аристократ не стремится
любыми путями подниматься наверх, он
с самого начала чувствует себя наверху.
Бороться за успех и повышение - неаристократично»
[3, с. 103].
Можно выделить
две группы источников лидерства: власть,
основанная на положении и власть, основанная
на личных качествах.
Рассмотрим
источники лидерства, основанные на положении.
Законная власть лидера основана на убеждении,
что человек имеет общепризнанное право
управлять другими благодаря своему положению
в организации (например, этот человек
– высокопоставленное должностное лицо).
Власть вознаграждения основана на способности
лидера контролировать и распределять
ценные для подчиненных организационные
вознаграждения и ресурсы (например, оплату
труда или информацию). Информационная
власть лидера основана на владении информацией
и определяется той степенью, в которой
человек предоставляет или не предоставляет
информацию. Власть принуждения - угроза
применения лидером своих контролирующих
возможностей в лишении последователя
каких-либо благ или в изменении условий
его жизни и работы. В наиболее грубых
формах принуждения могут использоваться
угрозы физической расправы.
Рассмотрим
источники индивидуальной власти, основанные
на личных качествах лидера. Власть авторитета
основана на убеждении в том, что человек
(лидер) имеет ценный навык или способность
(например, навыки медицинского эксперта).
Референтная власть основана на хороших,
дружеских отношениях между подчиненными
и обладающим властью человеком (например,
начальник дружит с подчиненным). Власть
убеждения - это сознательное аргументированное
воздействие на другого человека или группу
людей, имеющее своей целью изменение
их суждения, отношения, намерения или
решения. Харизматическая власть рассматривается
как результат определенных реакций последователей,
которые обусловлены характеристиками
личности лидера и его поведением в конкретной
ситуации.
Эффективные
лидеры применяют смесь различных типов
власти.
Использование одного источника власти
может влиять на силу другого. Например,
человек может получить большую законную
власть, если его назначат на более высокую
должность. Однако, более активно используя
при этом власть принуждения и становясь
непопулярным, он может потерять часть
своей референтной власти.
В зависимости
от того, какие источники используются,
как они используются, какие уже были установлены отношения
с подчиненными, применение власти приводит
к тем или иным результатам. Исследователями
были выделены несколько вариантов возможных
результатов: приверженность, согласие,
сопротивление.
Приверженность
как результат применения власти, возникает
в тех случаях, когда сотрудники принимают
лидера и разделяют его взгляды. Преданные
делу работники высоко мотивированы и
они будут с энтузиазмом выполнять распоряжения
лидера. Источники, которые с наибольшей
вероятностью будут порождать приверженность
– власть основанная на авторитете, референтная
власть, харизматическая власть [24, c. 180].
Согласие
означает, что сотрудник будет повиноваться
приказам и выполнять инструкции лидера,
но только потому, что это необходимо делать,
чтобы не быть уволенным. Служащие не редко
без энтузиазма относятся к своей работе
и не соглашаются с инструкциями, но выполняют
их потому, что обязаны это сделать. Подобное
взаимодействие между руководителем и
подчиненными скорее всего будет результатом
законной власти и власти принуждения.
Сопротивление
имеет место, когда сотрудники преднамеренно
пытаются избежать выполнения инструкций
и сопротивляются пожеланиям или приказам
лидера. Они могут пренебречь заданием,
лишь бы не выполнить его так как хочет
лидер. Это довольно частая реакция на
власть принуждения.
Законная
власть и власть принуждения могут быть
важны для повседневного управления организацией
и для управления подчиненными в нормальных
обстоятельствах. Однако власть, основанная
на авторитете, и референтная власть наиболее
эффективны для вопросов, выходящих за
рамки повседневного управления организацией,
а также для вопросов, требующих от подчиненных
определенной преданности организации
и человеку, который ими руководит.
Таким образом,
анализ природы лидерства показал, что
лидерство обусловлено определенными
потребностями людей и общества. Суть
лидерского воздействия - это умение оказывать
целенаправленное влияние. Лидер формирует
у людей готовность действовать в определенном
направлении, активизирует их энергию,
вселяет в них веру в значимость тех целей,
которые он обозначает. Источник власти
лидера проявляется вместе с его личностью.
Различают пять источников власти: законность,
вознаграждение, принуждение, качества
эксперта и качества референта. В одних
случаях источником власти является положение
лидера в организации, в других - личные
качества лидера. Более детально природу
лидерства раскрывают его различные теории,
которые пытаются выявить и предсказать,
какие характеристики лидерства оказываются
наиболее эффективными.
2. ОБЗОР ТЕОРИЙ
ЛИДЕРСТВА
2.1. Теории лидерских
качеств
Старейшей
из теорий лидерства является лидерских
качеств. Она создавалась по мере выявления
качеств, присущих идеальным лидерам.
Теория объясняет лидерство выдающимися
качествами человека. Среди черт, присущих
лидеру, обычно называют острый ум, твердую
волю и целеустремленность, кипучую энергию,
незаурядные организаторские способности
и готовность брать на себя ответственность,
компетентность, способность внушать
людям доверие. К чертам лидерства относят
также следующие: физическая и эмоциональная
выносливость; понимание назначения организации
и направления ее деятельности; энтузиазм,
который преобразуется в господство и
влияние; дружелюбие и привязанность;
порядочность [32, c. 81].
Теория лидерских качеств отражает наиболее
ранний подход к изучению и объяснению
лидерства. Первые исследования пытались
выявить качества, отличающие великих
людей в истории от масс. Исследователи
верили, что лидеры имели какой-то уникальный
набор устойчивых и не меняющихся во времени
качеств. Исходя из этого, ученые пытались
определить лидерские качества, научиться
измерять их и использовать для выявления
лидеров. Этот подход базировался на вере
в то, что лидерами рождаются, а не становятся.
Теория лидерских качеств (структурная
теория) ставит перед собой задачу выявить
универсальную структуру личности эффективного
лидера, определив свойственные ей черты
или характеристики.
Множество исследователей пыталось определить
набор качеств, делающий человека лидером.
При этом они, с уровнем развития производства
на рассматриваемом этапе, ставили на
первое место то физическую силу, то интеллект.
Так, исследования российских руководителей
выявили десять основных характеристик,
свойственных современному лидеру: умение
формировать управленческую команду;
стратегическое видение развития бизнеса;
умение управлять стратегическими изменениями
в развитии бизнеса; способность принимать
решения в условиях неопределенности;
фактор самодисциплины и организованности;
умение делегировать полномочия и контролировать
получение необходимых результатов; способность
налаживать конструктивные взаимоотношения
внутри коллектива; умение налаживать
и поддерживать конструктивные отношения
с внешними сторонами; детальное знание
бизнес-процессов и производственной
специфики своего предприятия или отрасли;
способность к ведению переговоров и убеждению
в правоте своей позиции. Последующее
изучение привело к выделению следующих
четырех групп качеств: физиологические,
психологические, интеллектуальные и
личностные. Качества и их характеристики
представлены на рис. 2.1.