Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 19:30, курсовая работа
Цель работы – исследовать понятие, источники и теории лидерства в управленческой мысли. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
исследовать исторические аспекты развития понятия лидерства;
охарактеризовать природу и источники лидерства;
исследовать теории лидерских качеств
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ 5
1.1. Исторические аспекты развития понятия лидерства 5
1.2. Природа и источники лидерства 10
2. ОБЗОР ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА 16
2.1. Теории лидерских качеств 16
2.2. Теории лидерского поведения 19
2.3. Ситуационные теории лидерства. Новые концепции в теориях лидерства 24
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Качества личности | |||||||
Физиологические |
Психологические |
Интеллектуальные |
Личностные | ||||
Приятная внешность (лицо, рост, вес), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность, представительность |
Тип личности: экстраверт, интроверт Темперамент: флегматик, сангвиник, холерик Властность, амбициозность, агрессивность, превосходство, уравновешенность, независимость, смелость, творчество, созидательность, самоутверждение, упорство, мужество |
Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические познания, широта кругозора, проницательность, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, концептуальность, чувство юмора |
Деловые качества: организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, хозяйственность, гибкость, обязательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, рискованность Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность |
Рис. 2.1. Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров [27]
Cтруктурный подход столкнулся с рядом неразрешимых проблем: выделение оптимального набора характеристик оказалось неосуществимым; подход полностью игнорировал групповой контекст, в котором реализуется лидерство; подход не смог вскрыть причинно-следственную связь между лидерством и индивидуально-личностными особенностями (характеризуют ли определенные черты лидера или успешное лидерство формирует специфические черты); в контексте данного подхода индивидуальные черты выступают как статичные образования, лишенные развития; невысокая корреляция личностных черт с поведенческими проявлениями лидерства, строго говоря, не позволяет считать указанные характеристики надежными/
Разочарование в структурной теории привело к выдвижению концепции «лидера без черт». Несмотря на недостатки, структурный подход неизменно вызывает интерес практического менеджмента. Даже неидеальные тесты, построенные на достижениях структурного подхода, дают возможность осуществлять профессиональный отбор лидеров. Тестирование нацелено в основном на выявление пяти характеристик, неизменно демонстрирующих высокую положительную корреляцию с успешным лидерством: интеллект; доминантность; уверенность в себе; высокий активационный (энергетический) уровень; профессиональные знания и навыки, релевантные выполняемой задаче. Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства.
Теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а следовательно, заложить какие-то основы теории. Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего [11, c.26]:
Таким образом, теория лидерских качеств утверждает, что лидеры обладают определенным набором личных качеств, которые позволяют им вести за собой людей (например, интеллект, знания, внешность, инициативность, уверенность). Однако универсального набора лидерских качеств, присущих большинству эффективных руководителей, выделить не удалось. Подход, изучающий лидерские качества, послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.
Активная разработка концепции лидерского поведения началась накануне Второй мировой войны и продолжается до настоящего времени. Важным отличием от концепции лидерских качеств было то, что концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам поведения. Концепция лидерского поведения привлекает внимание руководителей своей простотой, поскольку имеется прямая связь стиля руководства или целевой ориентации лидера (работа или человек) на социальную группу последователей. В однородной по составу группе, при стабильной внешней среде и определенных мотивах к труду, лидер может достаточно долго сохранять вполне определенное влияние на группу и, следовательно, лидерское поведение [17, c. 19].
Однако концепция лидерского поведения не дает гибких решений в случае резкого изменения ситуации в группе и не дает ответа на вопрос о связи лидерства с производительностью коллективного труда социальной группы. Это послужило основой разработки концепции ситуационного лидерства.
Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логическое соотношение между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью - с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.
Информация о работе Понятия, источники и теории лидерства в управленческой мысли