Все вышеперечисленные
рекомендации необходимы для создания
системы эффективного лидерства. Эффективный
лидер: ставит цель, объясняя общую картину;
способствует благоприятному психологическому
климату в коллективе; распределяет задачи,
учитывая индивидуальные потребности;
дает обратную связь по выполнению задачи;
способствует эффективной коммуникации
в своей рабочей группе; объясняет стратегические
задачи организации; оценивает вклад каждого
участника в выполнение общей задачи;
мотивирует людей на выполнение задачи;
видит, когда необходима поддержка и оказывает
ее; выслушивает все мнения и старается
привести людей к консенсусу; видит потенциал
и старается развивать сотрудников; понимает
индивидуальные потребности и интересы
сотрудников; поощряет инициативу и новаторство.
Таким образом,
организационное лидерство в таможенных
органах – это способность руководителя
оказывать влияние на отдельных сотрудников
и группы в их деятельности для достижения
целей организации. В теориях лидерства
исследователи с разных точек зрения пытаются
определить набор специфических свойств
и стилей поведения, необходимых лидеру
в различных организационных ситуациях.
В таможенных органах для создания и дальнейшего
поддержания системы эффективного лидерства
можно применить следующие рекомендации:
сформулировать четкие критерии лидерства,
на основе которых новые руководители
будут приниматься на службу; .ввести
систему ежегодной оценки работающих
руководителей с точки зрения эффективного
лидерства; при анализе стиля лидерства
использовать тесты, сформулированные
на основе поведенческих и ситуационных
концепций, т.к. они дают более полное представление
об эффективности лидерства в данных конкретных
условиях; организовать деятельность
руководителей таким образом, чтобы у
них были возможности для развития наиболее
важных сторон эмоционального интеллекта.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ
подходов к определению лидерства
позволяет сделать вывод о том, что лидерство,
с одной стороны, является положением
личности в группе, а с другой стороны
- это процесс вовлечения последователей
в некоторую деятельность. Исторически
лидерство рассматривается как: 1) совокупность
уникальных качеств личности; 2) форма
социального поведения; 3) производная
социальной ситуации; 4) способ организации
межличностных отношений; 5) процесс
организации деятельности всей группы.
Наиболее широкое распространение получили
теория харизматического лидерства, теория
лидерского взаимодействия, имплицитные,
мотивационные и ценностные теории лидерства.
В настоящее время происходит сближение
различных подходов и концепций лидерства,
что приводит к появлению нового, системного
подхода.
Анализ
природы лидерства показал, что лидерство
обусловлено определенными потребностями
людей и общества. Суть лидерского воздействия
- это умение оказывать целенаправленное
влияние. Лидер формирует у людей готовность
действовать в определенном направлении,
активизирует их энергию, вселяет в них
веру в значимость тех целей, которые он
обозначает. Источник власти лидера
проявляется вместе с его личностью. Различают
пять источников власти: законность, вознаграждение,
принуждение, качества эксперта и качества
референта. В одних случаях источником
власти является положение лидера
в организации, в других - личные качества
лидера. Более детально природу лидерства
раскрывают его различные теории, которые
пытаются выявить и предсказать, какие
характеристики лидерства оказываются
наиболее эффективными и почему.
Теория лидерских качеств утверждает,
что лидеры обладают определенным
набором личных качеств, которые позволяют
им вести за собой людей (например, интеллект,
знания, внешность, инициативность, уверенность).
Однако универсального набора лидерских
качеств, присущих большинству эффективных
руководителей, выделить не удалось. Подход,
изучающий лидерские качества, послужил
толчком к появлению и развитию других
концепций лидерства и оказался надежным
сдерживающим средством в переоценке
поведенческих и ситуационных основ лидерства.
Теория
лидерского поведения утверждает, что
эффективность лидера определяется его
манерой поведения и стилем руководства
по отношению к подчиненным, возможностью
психологического воздействия на людей
с целью координации их действий и достижений
целей. Стиль руководства - это способ,
которым руководитель управляет подчиненными
ему сотрудниками, а также независимый
от конкретной ситуации управления образец
поведения руководителя. Поведение зависит
от ориентации лидера на интерес к производству,
работе, стилю руководства и взаимоотношений
с подчиненными.
Концепция ситуационного лидерства базируется
на необходимости сочетания лидерских
качеств и поведения в зависимости от
конкретной ситуации. Лидер может и должен
вести себя по-разному в зависимости от
группы последователей, проблемы (ситуации),
требующей своего решения, и воздействия
внешней среды. Новые концепции в теориях
лидерства: концепция атрибутивного лидерства;
концепция харизматического лидерства; концепция
преобразующего лидерства.
В таможенных
органах для создания и дальнейшего поддержания
системы эффективного лидерства можно
применить следующие рекомендации: сформулировать
четкие критерии лидерства, на основе
которых новые руководители будут приниматься
на службу; .ввести систему ежегодной
оценки работающих руководителей с точки
зрения эффективного лидерства; при анализе
стиля лидерства использовать тесты, сформулированные
на основе поведенческих и ситуационных
концепций, т.к. они дают более полное представление
об эффективности лидерства в данных конкретных
условиях; организовать деятельность
руководителей таким образом, чтобы у
них были возможности для развития наиболее
важных сторон эмоционального интеллекта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абчук В.А. Менеджмент: Учебное пособие.–
СПб: Издательство Михайлова В.А., 2011.
Аллаярова Ж.С. Концептуализация природы лидерства
как феномена // Известия ТПУ .- 2010. - №6.
– С. 15-20.
Андриянченко Е. Г. Теоретический анализ
проблемы лидерства в зарубежной социальной
психологии // Молодой ученый. - 2012. -
№10. - С. 256-261
Аникин Б.А.. Высший менеджмент для руководителей.
– М.: ИНФРА-М, 2010.
- Бабушкин
Н.И. Основы менеджмента. - М.: Владос, 2009.
- Баркан
Д. И. Управление организацией. – М.: Прогресс,
2010.
Басманова
Э. Этикет служебного поведения // Работа
& зарплата.- № 25 – 2012.
Виханский О.С., Наумов А.И.. Менеджмент.
– М.: Экономистъ, 2011.
Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощённый менеджер / пер. с англ.
- М.: Дело, 2008.
Грошева И.А. Модальная личность: портрет
с отклонениями // Социол. исслед. - 2009. -
№ 3. -
C.82-88.
Дебольский М. Психология и этика делового
общения. – М.: Владос, 2012.
- Джуэлл
Л. Индустриально-организационная психология.
- СПб: Питер, 2011.
- Евтихов
О. В. Сущностные характеристики лидерства
как социально-психологического феномена
// Психопедагогика в правоохранительных
органах. - 2011. - № 1 (44). - С. 21–24.
- Евтихов
О.В. Антилогова Л.Н. Организационное лидерство
как позиция и социально-психологический
феномен // Психопедагогика в правоохранительных
органах . - 2012. - № 1 (48). - С.10-13.
Замедлина Е.А. Этика и психология делового
общения. - М.: ПРИОР, 2012
Кабаченко Т.С. Психология управления.
– М.: Прогресс, 2012.
Клейменова А. Историческое развитие изучения феномена
лидерства // Аналитика культурологии
. - 2014. - №28. - С.17-22
Клейменова А. Концептуальное обоснование понятия
лидерство // Аналитика культурологии
. - 2014. - №28. - С.23-29.
- Клейменова А.Е. Историческое развитие изучения
феномена лидерства // Аналитика культурологии . - 2014.- №
29. - С.202-209.
Климентьев Д.С. Социология управления.
- М.: Гардарики, 2008.
Комаров М. А. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ,
2012.
- Кон И.О. Социальная
структура личности // Социс. - 2012. - №12.- С. 25
- Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2008.
Кузес Д.М. Вызов лидерства / пер. с англ.
- М.: Юрайт, 2009.
- Латфуллин
Г.Р., Райченко А.В. Теория организации:
Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2009.
Лебедев В.И. Психология и управление. – М.: Прогресс,
2011.
- Макрусев
В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент.
– М.: РИО РТА, 2009.
Мень М.А. К философии лидерства // Личность.
Культура. Общество. - 2013. - № 77. - С. 173-181.
- Мильнер
Б.З. Теория организации. - М: Инфра - М, 2010.
Оганесян И.А. Управление персоналом
организации: - М.: Амалфея, 2012.
Семенов А. К. Психология и этика, менеджмент
и бизнес. - М: Приор, 2010.
- Сергеева В.Б.,
Токарева А. А. Лидерство в менеджменте
// Вестник НГИЭИ . - 2012. - № 9. - С.81-102.
Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.В. Гапоненко,
А.П. Панкрутина. – М.: Изд-во РАГС, 2011.
- Урбанович
А. А. Психология управления. - Мн.: Харвест,
2008.
- Шипунов
В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой
деятельности. -М.: Академия, 2011.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Источники власти в организации
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Стили руководства
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Сравнение моделей ситуационного лидерства
Модели лидерства |
Лидерские стили |
Что делает эффективный лидер |
Фидлера |
Лидер ориентирован на отношения
Лидер ориентирован на работу |
Стремится адаптировать работу и отношения
под свой индивиуальный стиль.
Эффективность означает успех
в этом направлении |
Херсея −Бланшара |
Указывающий
Убеждающий
Участвующий |
По мере «взросления» последователей
лидер переходит от одного стиля к другому
Эффективность отражает совпадение ситуации
и стиля |
Митчелла-Хауза |
Директивный
Поддерживающий
Участвующий |
Используя соответствующий стиль и технику
мотивирования, лидер «расчищает» путь
последователям к наивысшей эффективности |
Врума −Иеттойна –Яго |
Автократический
Консультативный
Групповой |
Определяет критические ситуационные
факторы и адаптирует к ним свой стиль
руководства |