Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:15, реферат
В свою очередь, управление – это деятельность управляющей подсистемы, что заключена в выработке воздействия на управление, его осуществлении для реализации целей деятельности всей системы в целом. Основное, для чего осуществляется управление – цель деятельности. Можно сказать, что такая целенаправленная и сознательная деятельность как управление, свойственна только организационным системам (системы, элементами которых являются коллективы и отдельные индивиды) и человеку. Организация в управлении – это группа людей, взаимодействующих для достижения одной или нескольких общих целей и использующих принцип кооперации и разделения труда.
Понятия «менеджмент» и «управление» часто используют как синонимы, но они различаются между собой. Управление – это всеобщая человеческая деятельность, а менеджмент специфическая область управления, которая включает в себя деятельность специалистов для обеспечения успешной деятельности какой-либо организации.
Слово «менеджмент» чаще употребляется по отношению к организациям, коллективам и отдельным людям: управление организацией и есть ее менеджмент.
У понятия «менеджмент» есть два основных смысла:
1) группа людей, что осуществляет управление;
2) процесс управления.
Исследователи пришли к выводу, что объектом менеджмента можно назвать своеобразные отношения, которые складываются внутри коллектива в организациях и которые отражают всю специфику этих организаций. Это сложный и неоднозначный процесс, поскольку и отношения между людьми – понятие непростое и до сих пор изучаемое.
В свою очередь, управление – это деятельность управляющей подсистемы, что заключена в выработке воздействия на управление, его осуществлении для реализации целей деятельности всей системы в целом. Основное, для чего осуществляется управление – цель деятельности. Можно сказать, что такая целенаправленная и сознательная деятельность как управление, свойственна только организационным системам (системы, элементами которых являются коллективы и отдельные индивиды) и человеку. Организация в управлении – это группа людей, взаимодействующих для достижения одной или нескольких общих целей и использующих принцип кооперации и разделения труда.
Понятия менеджмент и управление исследуются и соотносятся уже долгие годы учеными различных направлений для того, чтобы сделать деятельность каждого предприятия максимально успешным. От эффективности управления будет зависеть окончательный результат. При этом у любой организации есть только лишь ограниченные ресурсы, а менеджмент способен обеспечить их наиболее эффективное использование.
Содержание процесса управления
Управление — это
В системе производства продукции управление занимает определяющее место
Характер и эффективность
Получение и обработка информации о состоянии объекта. Процесс управления начинается с получения и обработки информации о состоянии управляемого объекта. Информация — это передача сведений о состоянии управляемой системы объекта. Совокупность таких сведений может быть представлена в виде количественных значений переменных, характеризующих систему. Для оптимального использования обработанной информации необходимо знать конкретные цели и задачи. Первое правило эффективного руководства: «Хорошо обдумайте цели и задачи, стоящие перед предприятием». Однако прежде чем определять конкретные цели, необходимо сформулировать принципы хозяйствования и выявить хозяйственные ориентиры.
Определение хозяйственных принципов и ориентиров, целей и задач. Принцип хозяйствования — это основополагающее, кардинальное направление деятельности предприятия. Принципам хозяйствования обычно свойственны стабильность и постоянство, однако они при необходимости могут подлежать корректировке и пересмотру. Современные принципы хозяйствования существенно отличаются от традиционных (табл. 3.1). Это связано с принципиально иными подходами к пониманию целей производственной деятельности, осознанию важности учета социальной составляющей менеджмента, сохранению окружающей природной среды и др.
Влияние принципов хозяйствования на производственно-хозяйственную деятельность предприятия можно проследить на классическом примере работы компании Ford Motor Company ( 3.3). Из приведенной информации видно, что грамотный и в то же время нестандартный подход владельца компании Г. Форда к формулированию основополагающих хозяйственных принципов позволил ему добиться решающего преимущества в конкурентной борьбе с другими производителями автомобилей.
Цели, задачи, принципы менеджмента.
К основным общим целям
менеджмента относятся прогнози
Следовательно, главная цель менеджмента — это управление, ориентированное
на успешную деятельность, присущее каждой
организации и отдельно взятому человеку.
Но для разных людей и организаций успех
может интерпретироваться по-разному,
например, перечисляя компании, фирмы,
организации, которые можно назвать успешными,
мы вспоминаем наименования крупных, хорошо
известных фирм. Как показывает практика,
размер компании и ее прибыльность не
всегда могут считаться критериями успеха.
Как правило, любая организация существует
для реализации определенных целей, и
потому если достижение огромного размера
не является одной из ее целей, то тогда
и организация малого бизнеса может считаться
столь же успешной, как и крупная. Например,
братья МакДональд продали права на использование
своего имени и своей системы Рею Кроку.
Причиной тому были в основном небольшие
амбиции и то, что они не захотели приносить
себя в жертву, как это обычно бывает при
расширении предприятия. Добившись от
жизни всего, что им хотелось и заработав
при этом миллионы, МакДональды едва ли
могут рассматриваться как неудачники,
даже если принять во внимание то, что
объем продажи существующей сегодня корпорации
«МакДональд» вырос в тысячи раз. Организацию
можно считаться добившейся успеха, если
она достигла своей цели, а достижение
успеха и есть цель менеджмента.
Некоторые организации прекращают свою
деятельность после достижения ими ряда
заранее намеченных целей. Примером такой
организации может служить любой правительственный
орган, создаваемый для выполнения определенной
цели. Но наряду с этим существуют и такие
организации, которые заинтересованы
в том, чтобы как можно дольше продержаться
на рынке. Это может длиться бесконечно,
поскольку любая организация имеет потенциал
существовать бесконечно.
Следующая по иерархии
цель менеджмента — это выживание организации,
сохранение своего места на рынке в течение
длительного времени.
Менеджер определяет, какими должны быть
цели в области повышения производительности,
эффективности и результативности организаций,
методы и способы получения продукции,
принимает решение о том, какие формы стимулирования
будут применяться в организации для того,
чтобы заинтересовать работников в увеличении
производительности труда. Посредством
разработанной политики организации,
через личный пример руководитель задает
тон в деятельности организации, определяет,
будет ли организация ориентироваться
на качество и на потребителей или останется
к ним равнодушной.
Не менее важной коммерческой
целью менеджмента является достижение намеченных
результатов, т.е. обеспечение определенного
уровня прибыли. Прибыльность компании
в некоторой степени свидетельствует
об эффективности ее производственно-сбытовой
деятельности, которая может быть достигнута
посредством минимизации затрат на сырье,
материалы, энергию, оплату труда, финансирование,
временных затрат и так далее, а также
максимизации доходов от результатов
производства, т. е. выпуска продукции
и оказание услуг.
В то же время менеджмент призван создавать
условия, необходимые для успешного функционирования
организации исходя из того, что прибыль
не является целью существования фирмы,
а результат ее деятельности, который
в конечном итоге определяется рынком.
Прибыль создает определенные гарантии
дальнейшей деятельности предприятия,
поскольку только доходы и их накопление
в виде различных фондов позволяют сократить
вероятность рисков, связанных с реализацией
товаров, с неустойчивой внешней средой.
Ситуация на рынке, как известно, постоянно
меняется, происходят изменения в положении
на рынке конкурентов, в условиях и формах
финансирования, состоянии хозяйственной
конъюнктуры в отраслях или в стране в
целом, в условиях торговли на мировых
товарных рынках, а отсюда постоянное
наличие риска.
Целью менеджмента
в условиях нестабильности является постоянное преодоление риска
или рисковых ситуаций не только в настоящем,
но и в будущем, для чего требуются определенные
резервные денежные средства и предоставление
менеджерам определенной степени свободы
и самостоятельности в хозяйственной
деятельности в целях быстрого и своевременного
реагирования и адаптации к изменяющимся
условиям.
В рамках целей формулируются задачи менеджмента,
необходимые для их достижения. Задачами менеджмента как науки
являются разработка, экспериментальная
проверка и применение на практике научных
подходов, принципов и методов, обеспечивающих
устойчивую, надежную, перспективную и
эффективную работу коллектива или же
индивидуума, путем выпуска конкурентоспособного
товара.
Одной из важнейших
задач менеджмента, позволяющей обеспечить
прибыльность предприятию, является организация
производства товаров и услуг с учетом
потребностей потребителей на основе
имеющихся материальных и человеческих
ресурсов. Это будет способствовать не
только обеспечению рентабельности деятельности
предприятия, но и созданию и сохранению
его стабильного положения на рынке. Также
в условиях современной рыночной экономики актуальной задачей менеджмента
является систематический поиск
и освоение новых каналов рынка.
Задачи менеджмента непрерывно усложняются
по мере роста масштабов производства,
требующего обеспечения все возрастающими
объемами ресурсов — материальных, финансовых,
человеческих и т. д. Кроме того, в зависимости
от специфики (вида) менеджмента, цели
и задачи имеют различное значение.
Основными задачами
менеджмента являются следующие:
— организация производства товаров и
услуг с учетом спроса потребителей на
основе имеющихся ресурсов;
— переход к использованию работников,
обладающих высокой квалификацией;
— стимулирование сотрудников организации
путем создания для них соответствующих
условий труда и системы его оплаты;
— определение необходимых ресурсов и
источников их обеспечения;
— разработка стратегии развития организации
и реализация;
— определение целей развития организации;
— выработка системы мероприятий для
достижения намеченных целей;
— осуществление контроля за эффективностью
деятельности организации, за выполнением
поставленных задач.
Эффективно функционирующий менеджмент
призван обеспечить единство всех форм
и стадий процесса управления в качестве
целостной системы экономического, организационно-технического
и социально-психологического управления.
Отсюда следует, что главный принцип менеджмента — это эффективная деятельность
предприятия на рынке. Управление путем
постановки и реализации целей осуществляется
в своей основе с учетом оценки потенциальных
возможностей организации, ее обеспеченности
необходимыми ресурсами, а также условий
конкурентной борьбы.
Виды менеджмента
Общие функции менеджмента приобретают конкретную специфику, по-своему реализуясь на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каждой сфере (основная деятельность, персонал, финансы, рынок, снабжение и сбыт, обеспечение информацией, нововведения и пр.)
В соответствии с этим выделяют следующие разновидности менеджмента: