Понятия менеджмент и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:15, реферат

Описание работы

В свою очередь, управление – это деятельность управляющей подсистемы, что заключена в выработке воздействия на управление, его осуществлении для реализации целей деятельности всей системы в целом. Основное, для чего осуществляется управление – цель деятельности. Можно сказать, что такая целенаправленная и сознательная деятельность как управление, свойственна только организационным системам (системы, элементами которых являются коллективы и отдельные индивиды) и человеку. Организация в управлении – это группа людей, взаимодействующих для достижения одной или нескольких общих целей и использующих принцип кооперации и разделения труда.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 24.94 Кб (Скачать файл)

                                          Понятия менеджмент и управление.

Понятия «менеджмент» и «управление» часто используют как синонимы, но они различаются между собой. Управление – это всеобщая человеческая деятельность, а менеджмент специфическая область управления, которая включает в себя деятельность специалистов для обеспечения успешной деятельности какой-либо организации.

Слово «менеджмент» чаще употребляется по отношению к организациям, коллективам и отдельным людям: управление организацией и есть ее менеджмент.

У понятия «менеджмент» есть два основных смысла:

1) группа людей, что  осуществляет управление;

2) процесс управления.

Исследователи пришли к выводу, что объектом менеджмента можно  назвать своеобразные отношения, которые  складываются внутри коллектива в организациях и которые отражают всю специфику  этих организаций. Это сложный и  неоднозначный процесс, поскольку  и отношения между людьми –  понятие непростое и до сих  пор изучаемое.

В свою очередь, управление – это деятельность управляющей  подсистемы, что заключена в выработке  воздействия на управление, его осуществлении  для реализации целей деятельности всей системы в целом. Основное, для  чего осуществляется управление –  цель деятельности. Можно сказать, что  такая целенаправленная и сознательная деятельность как управление, свойственна  только организационным системам (системы, элементами которых являются коллективы и отдельные индивиды) и человеку. Организация в управлении – это  группа людей, взаимодействующих для  достижения одной или нескольких общих целей и использующих принцип  кооперации и разделения труда.

Понятия менеджмент и управление исследуются и соотносятся уже долгие годы учеными различных направлений для того, чтобы сделать деятельность каждого предприятия максимально успешным. От эффективности управления будет зависеть окончательный результат. При этом у любой организации есть только лишь ограниченные ресурсы, а менеджмент способен обеспечить их наиболее эффективное использование.

 

 

Содержание  процесса управления

Управление — это регулирование  процессов вложения и обработки  ресурсов, производства и реализации продукции.

В системе производства продукции  управление занимает определяющее место

Характер и эффективность процесса производства товаров или услуг  обуславливается уровнем организации  его управления. Оно неотделимо от процесса производства, является его  составной частью, необходимым элементом. Основные задачи управления — обеспечение  наиболее эффективного использования  материальных, трудовых, финансовых и  информационных ресурсов, создание предпосылок  для всемерного повышения эффективности  производства. Сложность и динамичность современных технологических процессов, информационных потоков,производственных и хозяйственных связей, значительный объем работ по сбору и обработке информации — все это обуславливает повышение требований к организации управления предприятием. Функциональное назначение управления — обеспечить единство, соответствие и согласованность всех звеньев производства, для того, чтобы производственно-хозяйственная деятельность осуществлялась бесперебойно и способствовала достижению плановых целей при наименьших затратах ресурсов. Схематически процесс управления можно представить следующим образом

Получение и обработка информации о состоянии объекта. Процесс  управления начинается с получения  и обработки информации о состоянии  управляемого объекта. Информация —  это передача сведений о состоянии  управляемой системы объекта. Совокупность таких сведений может быть представлена в виде количественных значений переменных, характеризующих систему. Для оптимального использования обработанной информации необходимо знать конкретные цели и  задачи. Первое правило эффективного руководства: «Хорошо обдумайте  цели и задачи, стоящие перед предприятием». Однако прежде чем определять конкретные цели, необходимо сформулировать принципы хозяйствования и выявить хозяйственные  ориентиры.

Определение хозяйственных принципов  и ориентиров, целей и задач. Принцип  хозяйствования — это основополагающее, кардинальное направление деятельности предприятия. Принципам хозяйствования обычно свойственны стабильность и  постоянство, однако они при необходимости  могут подлежать корректировке  и пересмотру. Современные принципы хозяйствования существенно отличаются от традиционных (табл. 3.1). Это связано с принципиально иными подходами к пониманию целей производственной деятельности, осознанию важности учета социальной составляющей менеджмента, сохранению окружающей природной среды и др.

Влияние принципов хозяйствования на производственно-хозяйственную  деятельность предприятия можно  проследить на классическом примере  работы компании Ford Motor Company ( 3.3). Из приведенной информации видно, что грамотный и в то же время нестандартный подход владельца компании Г. Форда к формулированию основополагающих хозяйственных принципов позволил ему добиться решающего преимущества в конкурентной борьбе с другими производителями автомобилей.

 

 

 

                       Цели, задачи, принципы менеджмента.

К основным общим целям  менеджмента относятся прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия. Конечная цель состоит в обеспечении прибыльности (экономической целесообразности) функционирования той или иной организации. Это может быть достигнуто посредством создания рациональной организации производственного процесса. Не менее важными целями менеджмента являютсяуправление производством, совершенствование научно-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала, повышение его квалификации и стимулирование. 
Следовательно, главная цель менеджмента — это управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Но для разных людей и организаций успех может интерпретироваться по-разному, например, перечисляя компании, фирмы, организации, которые можно назвать успешными, мы вспоминаем наименования крупных, хорошо известных фирм. Как показывает практика, размер компании и ее прибыльность не всегда могут считаться критериями успеха. Как правило, любая организация существует для реализации определенных целей, и потому если достижение огромного размера не является одной из ее целей, то тогда и организация малого бизнеса может считаться столь же успешной, как и крупная. Например, братья МакДональд продали права на использование своего имени и своей системы Рею Кроку. Причиной тому были в основном небольшие амбиции и то, что они не захотели приносить себя в жертву, как это обычно бывает при расширении предприятия. Добившись от жизни всего, что им хотелось и заработав при этом миллионы, МакДональды едва ли могут рассматриваться как неудачники, даже если принять во внимание то, что объем продажи существующей сегодня корпорации «МакДональд» вырос в тысячи раз. Организацию можно считаться добившейся успеха, если она достигла своей цели, а достижение успеха и есть цель менеджмента. 
Некоторые организации прекращают свою деятельность после достижения ими ряда заранее намеченных целей. Примером такой организации может служить любой правительственный орган, создаваемый для выполнения определенной цели. Но наряду с этим существуют и такие организации, которые заинтересованы в том, чтобы как можно дольше продержаться на рынке. Это может длиться бесконечно, поскольку любая организация имеет потенциал существовать бесконечно. 
Следующая по иерархии цель менеджмента — это выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. 
Менеджер определяет, какими должны быть цели в области повышения производительности, эффективности и результативности организаций, методы и способы получения продукции, принимает решение о том, какие формы стимулирования будут применяться в организации для того, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности труда. Посредством разработанной политики организации, через личный пример руководитель задает тон в деятельности организации, определяет, будет ли организация ориентироваться на качество и на потребителей или останется к ним равнодушной. 
Не менее важной коммерческой целью менеджмента является достижение намеченных результатов, т.е. обеспечение определенного уровня прибыли. Прибыльность компании в некоторой степени свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая может быть достигнута посредством минимизации затрат на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование, временных затрат и так далее, а также максимизации доходов от результатов производства, т. е. выпуска продукции и оказание услуг. 
В то же время менеджмент призван создавать условия, необходимые для успешного функционирования организации исходя из того, что прибыль не является целью существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшей деятельности предприятия, поскольку только доходы и их накопление в виде различных фондов позволяют сократить вероятность рисков, связанных с реализацией товаров, с неустойчивой внешней средой. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отраслях или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках, а отсюда постоянное наличие риска. 
Целью менеджмента в условиях нестабильности является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого и своевременного реагирования и адаптации к изменяющимся условиям. 
В рамках целей формулируются задачи менеджмента, необходимые для их достижения. Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума, путем выпуска конкурентоспособного товара. 
Одной из важнейших задач менеджмента, позволяющей обеспечить прибыльность предприятию, является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и человеческих ресурсов. Это будет способствовать не только обеспечению рентабельности деятельности предприятия, но и созданию и сохранению его стабильного положения на рынке. Также в условиях современной рыночной экономики актуальной задачей менеджмента является систематический поиск и освоение новых каналов рынка. 
Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов — материальных, финансовых, человеческих и т. д. Кроме того, в зависимости от специфики (вида) менеджмента, цели и задачи имеют различное значение. 
Основными задачами менеджмента являются следующие: 
— организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов; 
— переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; 
— стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты; 
— определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; 
— разработка стратегии развития организации и реализация; 
— определение целей развития организации; 
— выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей; 
— осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач. 
Эффективно функционирующий менеджмент призван обеспечить единство всех форм и стадий процесса управления в качестве целостной системы экономического, организационно-технического и социально-психологического управления. Отсюда следует, что главный принцип менеджмента — это эффективная деятельность предприятия на рынке. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется в своей основе с учетом оценки потенциальных возможностей организации, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, а также условий конкурентной борьбы.

 

Виды менеджмента

Общие функции менеджмента приобретают конкретную специфику, по-своему реализуясь на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каждой сфере (основная деятельность, персонал, финансы, рынок, снабжение и сбыт, обеспечение информацией, нововведения и пр.)

В соответствии с этим выделяют следующие  разновидности менеджмента:

 

  1. производственный менеджмент решает задачи определения оптимального объема и структуры выпуска продукции, применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановки людей; устранения сбоев и неполадок; текущего контроля; руководства персоналом, разрешения конфликтов и т.п.;

 

  1. снабженческо-сбытовой менеджмент ориентирован на организацию заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, хранение и отправку готовой продукции покупателям;

 

  1. инновационный менеджмент имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство;

 

  1. менеджмент персонала решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников; выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата и помощи в разрешении трудовых споров и конфликтов; улучшения условий труда и быта работников;

 

  1. финансовый менеджмент связан с составление бюджета и финансового плана организации, формированием и распределением ее денежных ресурсов, оценкой текущего и перспективного финансового состояния, принятием необходимых мер по их укреплению;

 

  1. эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнения с исходными и плановыми показателями, результатами других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.

 

 

 

 


Информация о работе Понятия менеджмент и управление