Порядок сертификации интегрированных систем менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Чтобы соответствовать законодательным и рыночным требованиям, большинство крупнейших компании в мире в настоящее время активно внедряют одновременно несколько систем менеджмента на основе международных стандартов ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001, которые получили наименование: интегрированные системы менеджмента (ИСМ). ИСМ базируются, как правило, на наиболее существенных разделах этих стандартов, наиболее важных для данного конкретного вида предприятий.

Содержание работы

Введение_______________________________________________________3-5
Глава 1. Общее понятие интегрированной системы менеджмента качества
1.1.Понятие интегрированной системы менеджмента качества_________6-11
Глава 2. Интегрированные системы менеджмента или ИСМ
Сертификат ISO 9000. Система менеджмента качества_________12-14
Сертификат ISO 14000. Система экологического менеджмента__15-16
Сертификат OHSAS 18000. Система менеджмента здоровья и безопасности на производстве______________________________17-18
Глава 3. Порядок сертификации интегрированной системы менеджмента качества
3.1. Сертификация и подготовка к ней____________________________19-44
3.2. 3 этапа сертификации интегрированных систем менеджмента качества_____________________________________________________45-46
Заключение__________________________________________________47
Список использованной литературы_____________________________48-49

Файлы: 1 файл

Марина Михайловна-курсовая.docx

— 106.81 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

 

 

 

 

 

Кафедра управления качеством  и конкурентоспособностью

Факультет управления и психологии

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Сертификация систем качества»

на тему «Порядок сертификации интегрированных систем менеджмента качества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы ЗУП-51-08                                   Тарасова И. Г.

Проверила:                                                                                   Митюгина М. М.

                                                             

 

 

                                                          

 

 

                                                     2013 г.

Содержание

Введение_______________________________________________________3-5

Глава 1. Общее понятие интегрированной  системы менеджмента качества

1.1.Понятие интегрированной системы менеджмента качества_________6-11

Глава 2. Интегрированные  системы менеджмента или ИСМ

    1. Сертификат ISO  9000. Система менеджмента качества_________12-14
    2. Сертификат ISO 14000. Система экологического менеджмента__15-16
    3. Сертификат OHSAS 18000. Система менеджмента здоровья и безопасности на производстве______________________________17-18

Глава 3. Порядок сертификации интегрированной системы менеджмента  качества

3.1. Сертификация и подготовка  к ней____________________________19-44

3.2. 3 этапа сертификации  интегрированных систем менеджмента  качества_____________________________________________________45-46

Заключение__________________________________________________47

Список использованной литературы_____________________________48-49

 

 

Введение

       Чтобы соответствовать законодательным и рыночным требованиям, большинство крупнейших компании в мире в настоящее время активно внедряют одновременно несколько систем менеджмента на основе международных стандартов ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001, которые получили наименование: интегрированные системы менеджмента (ИСМ). ИСМ базируются, как правило, на наиболее существенных разделах этих стандартов, наиболее важных для данного конкретного вида предприятий.

        Ведущие специалисты в области качества, экологии и охраны труда выбрали путь создания интегрированной системы менеджмента, как наиболее оптимально позволяющей выполнить требования по повышению уровня качества, экологии и безопасности. Мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что внедрению на предприятии систем качества по стандартам ISO серии 9000 должно предшествовать внедрение других корпоративных систем управления, только тогда оно будет успешным.

         Подход, положенный в основу стандарта ИСО-9001, предусматривает рассмотрение деятельности предприятия с точки зрения процессов управления качеством. Анализ экологических аспектов деятельности и уровень ее воздействия на окружающую среду позволил выделить элементы системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями ИСО-14001, интегрирование которых необходимо в первую очередь. Такими элементами были политика в сфере экологического менеджмента, готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них, анализ со стороны руководства, корректирующие и предупреждающие действия и другое. Принятый подход дает возможность последовательно учесть требования международных стандартов 9001, 14001, 18001 при разработке документов ИСМ. Процедура сертификации аналогична процедуре сертификации СМК.

          Международный опыт показывает, что только те предприятия, которые сумели внедрить эффективные интегрированные системы менеджмента, достигают устойчивых успехов на мировом рынке.

 Создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) стало предметом заинтересованного обсуждения в конце 90-х годов прошлого столетия в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов (как официальных, так и ставших таковыми де-факто) на системы менеджмента — MSS (Management System Standards). К таковым относятся: стандарты ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества, серии 14000 на системы экологического менеджмента, стандарты OHSAS (Occupational Health and Safety Assessment Series) серии 18000 на системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда, стандарт SA (Social Accountability ) 8000 на системы социального и этического менеджмента. К числу MSS (табл. 1) относят также стандарты, разработанные на основе ИСО серии 9000 для применения в конкретных отраслях, а также стандарты на системы управления, базирующиеся на принципах ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков и критические контрольные точки) и на принципах GMP (Good Manufacturing Practice — надлежащая производственная практика), и стандарты на системы, базирующиеся на принципах FSC (Forest Stewardship Council — Лесной попечительский совет).

Таблица 1. Международные стандарты менеджмента, предназначенные для различных отраслей интегрированной системы менеджмента (ИСМ) представляют собой совокупность двух и более систем менеджмента, функционирующих как единое целое.

Отрасль промышленности  

 

  

 

 

 

 

Автомобильная

ИСОУТУ 16949:2002 (QS 9000)

Аэрокосмическая

AS 9100:2001

Телекоммуникационного оборудования

TL 9000:2001

Пищевая

ИСО 15161:2001 (стандарты НАССР1 и GMP)

Медицинского оборудования

ИСО 13485:1996, ИСО 13488:1996

Фармакологическая

Стандарты GMP

Лесная

Стандарты FSC


 

        По данным «Бюллетеня ИСО» (январь, 2003), начата разработка стандарта ИСО 22000 «Системы менеджмента безопасности продуктов питания. Требования», уровень которого не уступает МС ИСО серии 9000 и МС ИСО серии 14000

       Отражая мировую тенденцию к стандартизации менеджмента, MSS устанавливают требования к тому, что необходимо сделать для достижения целей в различных областях общего менеджмента. Определяющим достоинством стандартов MSS является систематизация требований к деятельности организации в конкретных областях менеджмента и создание предпосылок для продвижения этих систем к деловому совершенству.

       Инфраструктура международных стандартов, используемых при создании интегрированных систем менеджмента, может быть значительно расширена за счет получивших мировое признание стандартов на типовые компьютерные системы планирования и управления производством и моделирования процессов (MRP, MRP II, ERP, CSRP, CALS, ARIS, IDEF и др.). Однако эти стандарты, хотя и направлены на повышение эффективности менеджмента организации, являются инструментами для решения сугубо технических задач менеджмента и поэтому могут рассматриваться лишь в роли вспомогательных. Их использование целесообразно только после приведения всех идентифицированных в интегрированных системах процессов в соответствие с требованиями MSS.

 

Глава 1. Общее  понятие интегрированной системы  менеджмента качества

    1. Понятие интегрированной системы менеджмента качества

       Итак, под интегрированной системой менеджмента надо понимать часть системы общего менеджмента организации, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующую как единое целое. Совершенно очевидно, что ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации. В этом плане понятие «интегрированная система менеджмента » носит ограниченный характер, хотя и является более комплексным, чем понятие о каждой из тех отдельных систем менеджмента (система менеджмента качества, система экологического менеджмента и пр.), которые объединены в ИСМ. Даже при внедрении в организации всех действующих в настоящее время MSS интегрированная система менеджмента не будет тождественна системе общего менеджмента организации, так как область ее распространения пока еще не включает финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, менеджмент ценных бумаг и др.

       О тождественности понятий «интегрированная система менеджмента » и «система общего менеджмента » можно будет говорить лишь после того, как будут разработаны стандарты на все области, охватываемые общим менеджментом организации. Исходя из этого, логично предположить, что создание ИСМ будет происходить до тех пор, пока не будут стандартизированы все области общего менеджмента, а это может оказаться неопределенно длительным процессом.

        Между тем данный процесс, видимо, может быть ускорен путем разработки универсального международного стандарта на систему общего менеджмента организации. Постановка такой проблемы представляется достаточно обоснованной и реальной, если обратиться к отечественному опыту создания еще в начале 80-х годов прошлого века комплекса государственных стандартов серии 24525 на управление производственным объединением и промышленным предприятием. По принятой в этом комплексе методологии общая система управления организацией должна охватывать все аспекты ее деятельности и состоять из шести целевых подсистем по управлению: выполнением плана производства и поставок продукции, ресурсами, техническим развитием производства, социальным развитием коллектива и окружающей средой. Нетрудно установить, что многие элементы из этой системы в настоящее время полностью или частично регламентируются MSS. В связи с этим полагаем, что Госстандарт России мог бы инициировать в рамках ИСОДК 176 разработку международного стандарта на систему общего менеджмента организации.

      Целесообразность создания максимально интегрированных систем менеджмента не вызывает сомнений. К числу явных достоинств таких систем можно отнести:

- интегрированная система  обеспечивает большую согласованность  действий внутри организации,  усиливая тем самым синергетический  эффект , заключающийся в том,  что общий результат от согласованных  действий выше, чем простая сумма  отдельных результатов (когда,  согласно парадоксу Аристотеля, «один плюс один больше двух»);

- интегрированная система  минимизирует функциональную разобщенность  в организации, возникающую при  разработке автономных систем менеджмента;

- создание интегрированной  системы, как правило, значительно  менее трудоемко, чем нескольких  параллельных систем;

- число внутренних и  внешних связей в интегрированной  системе меньше, чем суммарное  число этих связей в нескольких  системах; объем документов в  интегрированной системе значительно  меньше, чем суммарный объем документов  в нескольких параллельных системах;

- в интегрированной системе  достигается более высокая степень  вовлеченности персонала в улучшение  деятельности организации; 

- способность интегрированной  системы учитывать баланс интересов  внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных  систем;

- затраты на разработку, функционирование и сертификацию  интегрированной системы ниже, чем  суммарные затраты при нескольких системах менеджмента.

       Организационно-методическим фундаментом для создания интегрированных систем должны служить стандарты ИСО серии 9000. Это обусловлено тем, что базовые понятия и принципы, сформулированные в этих стандартах, в наибольшей мере соответствуют понятиям и принципам общего менеджмента. При этом особую значимость представляет процессный подход, который не опосредованно (как это имеет место при функциональном подходе), а непосредственно отражает реальные процессы, осуществляемые в современном бизнесе. Немаловажно и то, что введение в действие стандартов ИСО серии 9000 в исторической ретроспективе предшествовало введению в действие других международных стандартов на системы менеджмента и во многом предопределило методологию их построения. Из табл. 2 видно большое совпадение структуры и состава объектов стандартизации в стандартах ИСО 9001, ИСО 14001 и OHSAS 18001, а также частичное совпадение с SA 8000. Общим для ИСО 9001, ИСО 14001 и OHSAS 18001 стало использование цикла управления PDCA (Plan — Do — Check — Action), установленного в теории качества.

      Как показал  анализ, практическое создание интегрированных систем менеджмента осуществляется по одному из следующих вариантов:

- создание аддитивных (от  лат. additio— прибавление) моделей  ИСМ, когда к системе менеджмента  качества (СМК), выполняющей роль  базовой системы и в необходимых  случаях использующей требования  ХАССП,GMP или FSC, последовательно  добавляются система экологического  менеджмента (СЭМ), система OHSAS (рис.  а). При применении данного варианта  разрыв между началом работ  по внедрению одной системы  и началом внедрения следующей  может составлять от полугода  до нескольких лет; 

- создание полностью  интегрированных моделей, когда  все системы менеджмента объединяются  в единый |комплекс одновременно. Несмотря на неоспоримые организационные и экономические преимущества второго варианта создания ИСМ, он встречается еще крайне редко, что обусловлено сложностью работ по данному варианту и тем, что появление MSS происходило на протяжении длительного периода времени: стандарты ИСО серии 9000 были введены в действие в 1987 г., принципы ХАССП и GMP — в начале 90-х годов, стандарты ИСО 14000 — в 1996 г., стандарты OHSAS, ISA и FSC — в конце 90-х годов.

Информация о работе Порядок сертификации интегрированных систем менеджмента качества