Построение организационных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
- исследование механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
- обоснование важности и оценка эффективности организационной структуры, выявление рекомендаций по ее совершенствованию

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….1
Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур управления…………………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и сущность организационной структуры........................................5
1.2. Факторы, влияющие на формирование организационной структуры………7
1.3. Типы организационных структур…………………………………………………..12
Глава 2. Аналитическая основа оптимизации структуры управления…………..27
2.1. Характеристика компании торговый дом "Элит-Галанд"…………………...27
2.2. Анализ существующей структуры управления………………………………..….29
Глава 3. Совершенствование структуры управления организации……………....33
3.1. Определение нормы управляемости и расчет ее сменности руководителей и исполнителей в подразделениях…………………………………………………………….33
3.2. Разработка предложений по оптимизации структуры управления………..35
3.3. Разработка проектного варианта организационной структуры………………38
Заключение……………………………………………………………………………………...39
Список используемой литературы…………………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

menedzhment.docx

— 201.02 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Кафедра «Экономики, менеджмента и маркетинга»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Теория менеджмента»

(теория организации  и организационное поведение)

 

Вариант № 5

«Построение организационных структур»

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк 2013 
Содержание

Введение…………………………………………………………………………….1

Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур управления…………………………………………………………………………………5

1.1. Понятие и сущность организационной структуры........................................5

1.2. Факторы, влияющие на формирование организационной структуры………7

1.3. Типы организационных структур…………………………………………………..12

Глава 2. Аналитическая основа оптимизации структуры управления…………..27

2.1. Характеристика  компании  торговый дом "Элит-Галанд"…………………...27

2.2. Анализ существующей  структуры управления………………………………..….29

Глава 3. Совершенствование структуры управления организации……………....33

3.1. Определение нормы управляемости и расчет ее сменности руководителей и исполнителей в подразделениях…………………………………………………………….33

3.2. Разработка предложений по оптимизации структуры управления………..35

3.3. Разработка проектного варианта организационной структуры………………38

Заключение……………………………………………………………………………………...39

Список используемой литературы…………………………………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

Введение

Структура управления организацией, или организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики является проблема в области работы с персоналом. Результаты деятельности многих предприятий и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников.

Несмотря на это, не выделяют однозначно прогрессивных, так же как и однозначно отсталых организационных структур. Каждая из них имеет как свои достоинства, так и недостатки. И каждая покажет себя с лучшей стороны только в конкретном, именно ей подходящем, случае.

 

Целью данной курсовой работы является:

- исследование механизма  формирования и развития организационной  структуры управления предприятием.

- обоснование важности  и оценка эффективности организационной  структуры, выявление рекомендаций по ее совершенствованию

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие и принципы построения организационной структуры управления.
  2. Определить выбор и принципы формирования структур управления.
  1. Рассмотреть основные типы и виды организационных структур.

  1. Выявить преимущества и недостатки различных типов организационных структур.

Объектом исследования является изучение теории управления организацией, предметом – структура управления, как совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления, теоретические и практические аспекты формирования и развития организационной структуры управления предприятием. 
Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур управления

    1. Понятие и сущность организационной структуры

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.

Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.

Организационная структура – это схема, состоящая из подразделений и отдельных должностных лиц компании, расположенных по уровням значимости и ответственности, содержащая взаимосвязи между ними и порядок подчиненности.

В зависимости от стадии развития компании (становление, развитие, стабилизация, кризис) требуются разные подходы к построению организационной структуры. Особенно важно контролировать ситуацию на этапе перехода от одной стадии к другой и на этапе активного роста и развития компании.

Грамотно построенная организационная структура дает возможность оптимизировать численность персонала и количество подразделений, упростить взаимодействие подразделений, равномерно распределять нагрузку на персонал, избежать дублирования функций и их «провисание», устранить двойное и тройное подчинение, разграничить сферу деятельности руководителей, определить их полномочия и зону ответственности, повысить производительность труда. Организационная структура является основой построения эффективной системы управления .

Построение организационной структуры включает следующие этапы:

1) Анализ функционирования  компании (вид деятельности, стадия  развития, основные бизнес-процессы, стратегические и тактические  цели, прибыльность, система управления);

2) Оценка существующей  системы распределения функций:

- анализ штатного расписания  и принципа выделения структурных  подразделений;

- анализ основных функций, полномочий и показателей эффективности  работы руководителей высшего и среднего звена;

- анализ основных функций, задач и показателей эффективности  работы структурных подразделений  и исполнителей (по должностям);

- выявление отклонений  в распределении функций и  подчиненности

3) Выработка рекомендаций  по оптимизации численности персонала;

4)Построение организационной  структуры;

5) Разработка плана внедрения  организационной структуры и  изменений в работе персонала;

6) Проведение для персонала  информационных мероприятий .

Важнейшими принципами формирования организационной структуры предприятия являются:

1) принцип целевой совместимости  и сосредоточения, который заключается  в создании целенаправленной  системы управления, ориентированной  на решение общей задачи - организации  производства той продукции, в  которой в данное время нуждается  потребитель;

2) принцип непрерывности  и надежности, который означает  создание таких условий производства, при которых достигается стабильность  и непрерывность заданного режима  производственного процесса;

3) принцип планомерности, пропорциональности и динамизма, который нацеливает систему управления на решение не только текущих, но и долговременных задач развития предприятия с помощью долгосрочного, текущего и оперативного планирования;

4) демократический принцип  распределения функций управления, основанный на методах и правилах общественного разделения труда, согласно которым за каждым функциональным подразделением предприятия закрепляется определенная часть управленческой работы. При этом обязательно соблюдение следующих требований: подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию возлагается на ту службу, которая лучше всего осведомлена о состоянии дел на соответствующем объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности принятого решения;

5) принцип научной обоснованности  управления, исходящий из того, что  средства и методы управления  должны быть научно обоснованы  и выверены на практике. Его  соблюдение возможно только на  основе непрерывного сбора, переработки  и анализа различной информации: научно-технической, экономической, правовой и др. с использованием новейшей техники и математических методов;

6) принцип эффективности  управления, предполагающий рациональное  и эффективное использование  ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной продукции;

7) принцип совместимости  личных, коллективных и государственных  интересов, который определяется общественным характером производства;

8) принцип контроля и  проверки исполнения принятых  решений, предполагающий разработку конкретных мероприятий по вскрытию недостатков, мешающих выполнению производственных заданий .

    1. Организационная структура, в идеале, видит, прежде всего, установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах. 
      Факторы, влияющие на формирование организационной структуры

Предприятие имеет право на существование как организационная структура в том случае, если оно находит более эффективный, чем купля на рынке, способ получения необходимой потребителю продукции, т.е. технологию производства и управления. Но при этом функционирование предприятия происходит во взаимодействии с внешней для него средой - рынками сбыта и ресурсов всех видов. Таким образом, формирование организационной структуры происходит как результат взаимовлияния стратегического замысла собственника и внешних условий. Первым делом необходимо выяснить, чем руководствуется предприятие, принимая решение о выпуске определенной продукции.

Стратегии можно разделить по мотивам практикующих их предпринимателей:

- Сохранение производительной способности имущества (во введении фигурировала как выживание);

- Социальные факторы предпринимательской деятельности (рост имущества, получение и максимизация дохода в краткосрочном и долгосрочном аспектах, рост социального статуса и т.п.); индивидуальная привязанность к деятельности определенного рода.

Безусловно, при формировании организационной структуры любого предприятия должны учитываться и потребности их трудового коллектива. Впрочем, данная составляющая формирования организационной структуры в России в настоящее время принимается во внимание даже излишне часто, что идет только во вред функционированию большинства предприятий.

В той мере, в какой предприятие практикует второй тип стратегии, характеристики выпускаемой продукции зависит от рыночных тенденций. Т.е. важнейшим фактором организационной структуры предприятия являются потребительские предпочтения потенциальных клиентов.

 Продукция, выпускаемая  предприятием, может быть предназначена для людей узкого круга со специфическими, отличными от других потребностями или для удовлетворения потребностей обычных, повседневных, или для удовлетворения быстро (в результате смены общественных веяний) изменяющихся потребностей.

Существенное влияние на формирование организационной структуры могут оказывать и внешние инвесторы. Более того, здесь очень крепка и обратная связь, то есть не только мотивы внешних инвесторов сказываются на производственной деятельности, но и состояние организационной структуры оказывает воздействие на поведение внешних инвесторов. Особенно большую роль данный фактор играет при наличии взаимоотношений с зарубежными инвесторами, для которых состояние организационной структуры является едва ли не основным залогом успешного осуществления инвестиционных проектов .

Информация о работе Построение организационных структур