Построение организационных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
- исследование механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
- обоснование важности и оценка эффективности организационной структуры, выявление рекомендаций по ее совершенствованию

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….1
Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур управления…………………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и сущность организационной структуры........................................5
1.2. Факторы, влияющие на формирование организационной структуры………7
1.3. Типы организационных структур…………………………………………………..12
Глава 2. Аналитическая основа оптимизации структуры управления…………..27
2.1. Характеристика компании торговый дом "Элит-Галанд"…………………...27
2.2. Анализ существующей структуры управления………………………………..….29
Глава 3. Совершенствование структуры управления организации……………....33
3.1. Определение нормы управляемости и расчет ее сменности руководителей и исполнителей в подразделениях…………………………………………………………….33
3.2. Разработка предложений по оптимизации структуры управления………..35
3.3. Разработка проектного варианта организационной структуры………………38
Заключение……………………………………………………………………………………...39
Список используемой литературы…………………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

menedzhment.docx

— 201.02 Кб (Скачать файл)

Рис.4 Дивизионная структура управления

 

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы). Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация. В нашей стране аналогичные структуры управления широко внедрялись, начиная с 60-х годов в форме создания производственных объединений.

Преимущества дивизионной структуры:

  1. она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;

  1. обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;

  1. при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышении эффективности и качества производства;

  1. более тесная связь производства с потребителями.

Недостатки дивизионной структуры:

  1. большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более;

  1. разобщенность штабных структур отделений от штабов компании;

  1. основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений и т. д.;

  1. дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры;

  1. в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостатками.

 

Органический тип организационных структур

Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур. При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть отрицательными.

 

Бригадная (кросс - функциональная) структура управления

Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам). Форма бригадной организации работ - достаточно древняя организационная форма, достаточно вспомнить рабочие артели, но только с 80-х годов началось ее активное применение как структуры управления организацией, во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются:

  • автономная работа рабочих групп (бригад);

  • самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;

  • замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;

  • привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.

Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные системы со своими целевыми установками и интересами.

В организации, построенной по этим принципам, могут как сохраняться функциональные подразделения ( см. рис.5), так отсутствовать (см. рис.6). В первом случае работники находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят). Такая форма организации называется кросс-функциональной, во многом она близка к матричной. Во втором случае функциональные подразделения как таковые отсутствуют, ее мы будем назвать собственно бригадной. Такая форма достаточно широко применяется в организации управления по проектам.

 

Рис.5 Кросс - функциональная организационная структура

 

Рис.6 Структура организационной структуры, состоящей из рабочих групп (бригадная)

 

Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры:

  1. сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;

  1. гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;

  1. работа в группах создает условия для самосовершенствования;

  1. возможность применения эффективных методов планирования и управления;

  1. сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

Недостатки бригадной (кросс-функциональной) структуры:

  1. усложнение взаимодействия (в особенности для кросс-функциональной структуры);

  1. сложность в координации работ отдельных бригад;

  1. высокая квалификация и ответственность персонала;

  1. высокие требования к коммуникациям.

 

Проектная структура управления

Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе). По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.

Преимущества структуры управления по проектам:

  1. высокая гибкость;

  1. сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.

Недостатки структуры управления по проектам:

  1. очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании;

  1. дробление ресурсов между проектами;

  1. сложность взаимодействия большого числа проектов в компании;

  1. усложнение процесса развития организации как единого целого .

 

Матричная (программно - целевая) структура управления

Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать.

Преимущества матричной структуры:

  1. лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;

  1. более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;

  1. более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;

  1. относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков;

  1. улучшение контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы;

  1. любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо - "хозяин" процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы;

  1. сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.

Недостатки матричных структур:

  1. трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);

  1. необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам;

  1. высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения;

  1. частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ;

  1. возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений .

 

Многомерная организационная структура

Любая организация представляет собой целеустремленную систему. В такой системе существует функциональное разделение труда между ее индивидами (или элементами) целеустремленность которых связана с выбором целей, или желательных исходов, и средств (линий поведения). Та или иная линия поведения предусматривает использование определенных ресурсов (входных величин) для производства товаров и предоставления услуг (выходные величины), которые для потребителя должны иметь большую ценность, чем используемые ресурсы. Потребляемые ресурсы включают рабочую силу, материалы, энергию, производственные мощности и денежные средства. Это в равной мере относится к государственным и частным организациям.

Информация о работе Построение организационных структур