Поведенческие аспекты стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика является сложной системой, в которой тесными связями переплетены ее элементы. Предприятие, один из таких элементов, подвергается влиянию со стороны других элементов рыночной экономики. Это делает управление предприятием сложной задачей. Возникает потребность в формировании некого стержня, который будет координировать связь предприятия с внешней и внутренней средой. Таким стержнем является стратегия предприятия. В стратегии предприятия обозначаются приоритетные направления деятельности предприятия, цели его развития, взаимоотношения с элементами рыночной экономики.

Содержание работы

Введение 2
1 Поведенческие аспекты стратегического менеджмента 4
2 Общая характеристика предприятия 19
2.1 Тип производства 19
2.2 Основные технико-экономические показатели 22
2.3 Анализ системы управления 23
3 Анализ поставщиков и потребителей 27
3.1 Поставщики 27
3.2 Потребители и конкурентоспособность 30
4 Выбор и управление реализацией стратегии 40
Заключение 43
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 482.50 Кб (Скачать файл)



Содержание

Введение                                                                                                2

1 Поведенческие аспекты стратегического менеджмента                  4

2 Общая характеристика предприятия                                                19

2.1 Тип производства                                                                            19

2.2 Основные технико-экономические  показатели                               22

2.3 Анализ системы управления                                                           23

3 Анализ поставщиков и  потребителей                                                27

3.1 Поставщики                                                                                     27

3.2 Потребители и конкурентоспособность                                         30

4 Выбор и управление  реализацией стратегии                                  40

Заключение                                                                                            43

Список использованной литературы                                                   44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная рыночная экономика является сложной системой, в которой тесными связями переплетены ее элементы. Предприятие, один из таких элементов, подвергается влиянию со стороны других элементов рыночной экономики. Это делает управление предприятием сложной задачей. Возникает потребность в формировании некого стержня, который будет координировать связь предприятия с внешней и внутренней средой. Таким стержнем является стратегия предприятия. В стратегии предприятия обозначаются приоритетные направления деятельности предприятия, цели его развития, взаимоотношения с элементами рыночной экономики.

Выбор «той самой» стратегии, которая наиболее оптимально подойдет предприятию в сложившихся рыночных условиях, задача не из легких, так как ошибка повлечет за собой серьезные последствия, которые отразятся на эффективности деятельности предприятия.

Одним из критериев правильного выбора стратегии развития предприятия является качественно проведенный маркетинговый анализ рынка. Именно он определяет направления деятельности предприятия, на основе исследования элементов внешней и внутренней среды предприятия (конкурентов, потребителей, спроса, предложения, собственных возможностей предприятия). Проведенный по полной программе маркетинговый анализ рынка - залог верного выбора наиболее подходящей для предприятия стратегии, а это, в свою очередь, ведет к росту эффективности деятельности предприятия.

Целью данного проекта является разработка стратегии развития предприятия на основе использования прогрессивных технологий ее формирования.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

    1. изучение теоретических аспектов разработки стратегии развития предприятия и, конкретно, методики маркетингового анализа рынка;
    2. проведение анализа технико-экономических показателей деятельности предприятия;
    3. маркетинговый анализ рынка железобетонных изделий;
    4. формирование рыночной стратегии предприятия;
    5. разработка и экономическое обоснование мероприятий по реализации стратегии;
    6. определение влияния разработанной стратегии на конечные результаты деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Поведенческие аспекты  стратегического менеджмента

Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.

Функция управления – вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления. Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Выделяют три основные группы функций управления: 

  1. общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность); 
  2. управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация); 
  3. конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Все функции управления разделяются на общие и конкретные.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления.

  1. прогнозирование и планирование;
  2. организация работы;
  3. мотивация;
  4. координация и регулирование;
  5. контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

  1. перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
  2. организация работ по стандартизации;
  3. учет и отчетность;
  4. экономический анализ;
  5. техническая подготовка производства;
  6. организация производства;
  7. управление технологическими процессами;
  8. оперативное управление производством;
  9. метрологическое обеспечение;
  10. технологический контроль и испытания;
  11. сбыт продукции;
  12. организация работы с кадрами;
  13. организация труда и заработной платы;
  14. материально-техническое снабжение;
  15. капитальное строительство;
  16. финансовая деятельность.

Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис.1).

 

Рисунок 1- Объем управления

Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное  и непосредственное воздействие  на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направить свои усилия на достижение целей организации.

К сожалению, хотя большинство  менеджеров хорошо знают о том, что процесс контроля может быть использован для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля.

Контроль часто оказывает  сильное влияние на поведение  системы. Неудачно спроектированные системы  контроля могут сделать поведение  работников ориентированным на них, т.е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Такие воздействия могут также привести к выдаче неверной информации.

Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно  избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.

Характеристики эффективного контроля

Поведение людей, естественно, не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

Конечная цель контроля состоит  не  в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерений и оповещений об их результатах важно только как средство достижения цели.

В итоге контроль можно  назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает  желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание  в будущем.

Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому  виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно. Неподходящий механизм контроля может скорее маскировать, а не собирать критически важную информацию.

Для того чтобы контроль был  эффективным, он должен быть своевременным. Своевременность контроля заключается  не в исключительно высокой скорости или частоте его  поведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.

Помимо этой важнейшей  целью контроля остается устранение отклонений прежде, чем они примут серьезные размеры. Таким образом, система эффективного контроля –  это система, которая дает нужную информацию нужным людям до того, как разовьется кризис.

Если нечто непредвиденное можно спрогнозировать, то контроль становится ненужным.  Контроль, как и план, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают, сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе контроля.

Как правило, наиболее эффективный  контроль-это простейший контроль с  точки зрения тех целей, для которых  он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньше усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что, если система контроля слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней, не понимают и не поддерживают её, такая система контроля не может быть эффективной. Избыточная сложность ведёт к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих её.

Очень редко стремятся достичь при помощи контроля полного совершенства в работе организации, поскольку прогрессирующие усовершенствования и улучшения на последних этапах требуют непропорционально больших затрат усилий и средств.

Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности.

Контроль на международном  масштабе является особенно трудным  делом из-за большого организации  и за границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих  ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят.

Формы и функции управленческого  контроля.

Выполнение функций маркетинга и планирования связано непосредственно  с функцией контроля, без которого не могут реализовать себя в полной мере другие функции централизованного управления. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы.

В функцию контроля входят сбор, обработка, анализ информации и фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.

Важной функцией контроля является разработка стандартной системы  отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам  хозяйственной деятельности фирмы  в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля отражается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые производственные показатели деятельности и проведения их анализа.

Фирма широко использует различные  формы контроля: финансовый (как основа общего управленческого контроля), качества продукции, ценообразования, административный.

Информация о работе Поведенческие аспекты стратегического менеджмента