Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:09, курсовая работа
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
- исследование поведения личности, как основы организационной культуры организации,
- исследование организационной культуры организации,
- исследование и анализ организационной культуры в ООО «Маркет» и влияние на эффективность управления персоналом.
- осознание фактора времени, отношение к нему, его использование (степень точности и относительности учета фактора времени у работников; соблюдение временного распорядка, поощрение за это);
- характер взаимоотношений между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, пути и способы разрешения конфликтов);
- вера, оптимистичное отношение к жизни (вера в руководителя, успех, собственные силы, профессионализм, во взаимопомощь, в справедливость), этичное поведение (отношение к коллегам, клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии, религии и морали и т.д.);
- процесс развития работников, их обучение и переобучение (формальное или творческое выполнение работы, способы и приемы получения знаний, навыков, умений и опыта деятельности; процедуры информирования работников; подходы к объяснению причин и пр.);
- трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность за ее качество; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; привычки, связанные с работой; оценка работы и вознаграждение; индивидуальная или групповая работа; продвижение по службе и т.п.);
- чем и как питаются люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников — наличие или отсутствие таковых мест в организации, люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация на питание; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т.п.) [17].
Разделяя сформировавшуюся организационную культуру, персонал организации вырабатывает язык общения, совершает адекватно воспринимаемые другими действия, проявляет понимаемые всеми чувства и эмоции. Поведение людей и групп в организации связано нормами, вытекающими из этих разделяемых верований, ожиданий и действий. Модель отношений между содержанием организационной культуры, ее проявлением и интерпретацией работниками организации представлена на рис. 3 [5].
Важным аспектом организационной культуры является то, что она разделяется на ряд частных культур. В одной организации может быть много субкультур (уровней, подразделений; профессиональных, региональных, национальных, возрастных и других трупп).
Рис. 3. Содержание отношений организационной культуры
Одна или несколько культур в организации могут по своей природе находиться в одном и том же измерении, что и доминирующая в организации культура, или создавать как бы второе измерение в ней. В первом случае это будет некий анклав, в котором приверженность ключевым ценностям доминирующей культуры проявляется в большей мере, чем в других частях организации (обычно это субкультура центрального аппарата или системы органов управления организацией). Во втором случае ключевые ценности доминирующей в организации культуры принимаются членами какой-нибудь из групп одновременно с набором других, часто неконфликтующих ценностей для себя (это можно наблюдать на периферии организации или в территориальных уровнях управления). Таким путем может идти приспособление к специфике деятельности (функциональные службы) или местным условиям (территориальные отделения) [4].
В организации может существовать третий тип субкультур (которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть) — контркультуры, среди которых могут быть выделены следующие виды: прямая оппозиция ценностям доминирующей организационной культуры; оппозиция структуре власти; оппозиция к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых доминирующей культурой. Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения. Некоторые «контркультурные» группы могут стать достаточно влиятельными в ходе крупномасштабных трансформаций организации, значительно ослабляя ее культуру в целом. Главной задачей руководства в этом случае является согласование субкультур с основной культурой организации с тем, чтобы избежать отрицательных последствий для организации.
2.4. Внешняя адаптация и внутренняя интеграция в организационной культуре
Организационная культура формируется в процессе преодоления совместно работающими людьми трудностей внешней адаптации и внутренней интеграции.
К трудностям внешней адаптации относится все, что связано с выживанием организации во внешнем окружении: определение своей рыночной ниши, установление контактов с партнерами, потребителями, выстраивание отношений с властями, победа над конкурентами и т.д. Преодолевая трудности внешней адаптации, организации учатся выживать. Результатом становятся согласованные представления о миссии и стратегии организации; целях, отражающих миссию организации; средствах достижения целей; критериях оценки результатов деятельности; стратегии корректировки направлений развития, если цели по разным причинам недостижимы.
К задачам, с которыми сталкивается любая организация в плане внутренней интеграции, можно отнести распределение власти, делегирование полномочий и ответственности, преодоление конфликтов, «притирку» стилей деятельности, поведения, коммуникации и пр. Преодолевая трудности, связанные с объединением отдельных людей в единые коллективы, организации приобретают знания о том, как следует работать вместе. Формируются общие для всех язык общения и концептуальные категории; критерии членства в организации и ее группах (критерии определения того, кто «наш», а кто «не наш»); критерии и правила распределения власти и статуса; правила неформальных отношений внутри организации; критерии распределения поощрений и наказаний; внутренняя идеология.
Организационная культура может быть оценена, проконтролирована, управляема. Критериями анализа организационной культуры являются следующие показатели [12]:
«толщина» организационной культуры — относительная величина, показывающая удельный вес определяющей организационной культуры предприятия в общем количестве признаваемых членами организации культур;
«разделяемость взглядов» — показатель, характеризующий количество основных положений, норм, ценностных ориентаций, традиций и т.д., абсолютно принимаемых всеми членами организации;
«широта» организационной
конфликт организационных
«сила» организационной
Как объект изучения и управления организационная культура характеризуется следующим: (а) она социальна, так как на ее становление оказывают влияние многие сотрудники организации; (б) регулирует поведение членов коллектива, оказывая тем самым влияние на отношение между сослуживцами; (в) создается людьми, т.е. она является результатами человеческих действий, мыслей, желаний; (г) осознанно или неосознанно воспринимается всеми сотрудниками; (д) полна традиций, так как проходит определенный исторический процесс развития; (е) познаваема; (ж) способна изменяться; (з) осознаваема и неосознаваема; (и) ее нельзя постичь с помощью какого-либо одного подхода, поскольку она многогранна и в зависимости от применяемого метода исследования может раскрываться по-разному; (к) есть результат и процесс, она находится в постоянном развитии.
Анализ организационной
Выделенные типы культур характеризуются следующим:
в праксиологической культуре определение целей, выбор направлений деятельности рассматривается как средство повышения экономической эффективности, увеличения прибыли;
в предпринимательской культуре предпринимательская деятельность является средством привлечения ресурсов для дальнейшего развития;
в опекунской (патриархальной) культуре средством достижения единства является обсуждение, консенсус;
в бюрократической культуре единство обеспечивается за счет разработки формальных процедур принятия решений, оценки, контроля и т.д.
Базовые описания типов организационных культур, приведенные в табл. 1, исходят из определяющих эту культуру показателей: типа совместной деятельности, типа личности, ценности, формы собственности, механизма распределения, управленческой роли, механизма управления, вида оценки результатов деятельности. Особенности выделенных типов культур и их взаимосвязь с элементами системы управления персоналом представлены в табл. 2 [18].
Таблица 1
Описание основных типов организационных культур
Признак организационной культуры
|
Тип организационной культуры | |||
Опекунская |
Предпринимательская |
Бюрократическая |
Праксиологическая | |
Тип совместной деятельности |
Совместно-взаимодействующий |
Совместно-индивидуальный |
Совместно-последовательный |
Совместно-творческий |
Тип личности |
«Послушный» |
«Пассионарный» |
«Технологически дисциплинированный» |
«Профессиональный» |
Ценности |
Коллективные ценности |
Индивидуальные ценности |
Ценности диктуются технологией и специализацией |
Ценности профессионального роста |
Форма собственности |
Коллективная |
Частная |
Государственная |
Кооперативная |
Механизм распределения |
Очередь |
Аукцион |
Рационирование |
По вкладу |
Впервые появившаяся управленческая роль |
Руководитель |
Администратор |
Организатор |
Управленец |
Механизм управления |
Сценирование |
Планирование |
Оргпроектирование |
Программирование |
Оценка результатов |
Ритуал, традиции |
Прибыль |
Мнение руководителя |
Достижение целей |
Таблица 2.
Характеристика основных типов организационных культур
Характеристика организации |
Тип организационной культуры | |||
Опекунская |
Предпринимательская |
Бюрократическая |
Праксиологическая | |
Организация направляется |
согласием с общей идеей развития предприятия |
свободной инициативой членов коллектива |
сильным руководством со стороны администрации |
всесторонним коллективным обсуждением |
Возникающие проблемы решаются на основе |
исходного согласования большинства целей и задач предприятия |
индивидуального творчества отдельных членов коллектива |
ясной формулировки со стороны руководства |
активного взаимодействия и сотрудничества руководства и членов коллектива |
Лидерство основывается на |
разделяемых взглядах о направлениях развития организации |
наличии авторитета и признания |
административной власти и служебного положения |
содействии контакту и сотрудничеству |
Повседневная работа |
осуществляется при минимальном вмешательстве со стороны руководства |
выполняется и видоизменяется каждым по-своему |
зависит от неизменности курса и активности руководства |
постоянно перепроверяется для большего совершенства |
Рабочие обязанности и ответственность |
реализуются с автоматической точностью |
получаются такими, какими их делают люди |
предписываются и закрепляются документально |
разделяются и сменяются по необходимости |
Желания и интересы отдельных работников |
оцениваются по степени их согласованности с целями организации |
считаются более важными, чем интересы предприятия в целом |
подчиняются интересам организации |
согласовываются с интересами организации путем договоренностей |
Руководство |
задает направление и цели работы, сводя к минимуму вмешательство в рабочий процесс |
дает специалистам выполнять работу так, как они считают нужным |
определяет лидеров и возможные направления развития предприятия |
поощряет групповое взаимодействие и сотрудничество в решении производственных задач |
Разногласия и конфликты |
отражают факт расхождения индивидуальных мнений с общими целями и задачами |
являются продуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий сотрудников |
угрожают стабильности и мешают работе коллектива |
считаются необходимыми, для эффективного решения проблемы, ее-' ли только они не затягиваются |
Тип лидера, существующий в организации |
лидер, который несет в коллектив миссию, видит будущее, которому доверяют члены коллектива |
лидер, который организует эффективные коммуникации внутри коллектива |
лидер, который держит в функциональной и эмоциональной зависимости членов коллектива |
лидер, положение которого определяется профессионализмом и компетентностью |
Информация о работе Поведения личности, как составляющая организационной культуры организации