Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:09, курсовая работа
Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции предприятия. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
§ теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
§ определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
§ анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
§ определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции.
Введение………………………………………………………….………………3
1. Конкурентоспособность продукции как экономическая категория…….…5
2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг……….8
3. Критерии и показатели конкурентоспособности……………………...……12
4. Методы оценки конкурентоспособности продукции………………………17
5. Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия……...21
Заключение.............................................................................................................25
Список использованных источников..…………………………………………..27
Следующий фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность товаров и услуг – это уровень квалификации персонала.
Наличие квалифицированных
рабочих позволяет постоянно
поддерживать высокое качество продукции
при минимальных расходах на материалы.
Большинство товаров не может
быть произведено без
Немаловажным фактором, определяющим
конкурентоспособность
В последние годы большое
значение в обеспечении
Во всех странах мира преобладающим
становится экологический тип
Можно отметить основную возможность,
открывающуюся на экологическом
рынке – это улучшение
Более жесткие экологические стандарты, возрастающие требования к качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации и удаления отходов.
3.
Критерии и показатели
конкурентоспособности
Показатели
Любой товар обладает набором свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. В этом случае можно ожидать, что оценка, данная своему товару предприятием, совпадает с мнением покупателя. Следовательно, необходимо выделить те критерии, которые потребитель считает важными.
Среди критериев, характеризующих
конкурентоспособность
§ технические (назначение, нормативные, эргономические, эстетические и другие критерии);
§ экономические (цена потребления);
§ организационные (скидки, условия платежа и поставок, сроки и условия гарантии и т. д.).
Такое разделение критериев можно использовать в оценке конкурентоспособности любой продукции независимо от отрасли.
Число критериев
Экономические критерии конкурентоспособности
характеризуют суммарные
Состав и структура
экономических показателей
От правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности товара зависит и точность самой оценки. При этом критерии должны быть выбраны на основании детального изучения покупательского спроса, то есть проведения маркетинговых исследований.
Для определения
Качественные показатели
конкурентоспособности
По характеризуемым свойствам выделяют следующие виды показателей качества товара:
1. Показатели назначения
товара - характеризуют его отдачу,
использование на конкретные
цели. К ним можно отнести
2. Показатели надежности товара - отражают сохранение его свойств с течением времени, долговечность товара. Это такие показатели, как срок службы и срок реализации. Следует отметить, что по некоторым изделиям этот показатель не считается.
3. Показатели экологичности и безопасности применения товара - оценивают уровень вредного воздействия объекта на окружающую среду, а также возможность безопасно утилизировать отходы.
4. Показатели
5. Показатели эргономичности
товара - используются при определении
соответствия объекта
6. Показатели технологичности
товара - характеризуют уровень
7. Показатели эстетичности
товара - оценивают влияние на
чувственное восприятие
8. Показатели стандартизации
и унификации - используются для
оценки уровня конструктивной
унификации, как самого товара, так
и его отдельных элементов,
то есть удельного веса
9. Показатели безопасности
- характеризуют особенности
10. Показатели ремонтопригодности
– используются для товаров
технического, бытового или производственно-
В
отдельную группу можно
Качественные показатели можно разделить на две категории параметров: «жесткие» и «мягкие».
"Жесткие параметры" описывают важнейшие функции товара и связанные с ним характеристики, заданные конструкторскими принципами изделия. Они имеют определенную величину, выраженную в тех или иных единицах (например, мощность, размер, температура и т.д.). Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры, которые включают показатели назначения и показатели эргономичности. Для сельскохозяйственной продукции это могут быть параметры безопасности, сохранности, вкусовые параметры.
Особую группу «жестких»
параметров составляют параметры соответствия
международным и национальным стандартам,
нормативам, законодательным актам.
Для производителя этот аспект чрезвычайно
важен, так как, прежде всего, необходимо
оценить возможность реализации
производимого товара на рынке с
позиции соответствия характеристик
товара нормативным параметрам, регламентируемым
нормативными стандартами и нормами.
Если не все параметры производимого
изделия соответствуют
«Мягкие» параметры
характеризуют эстетические
Для сопоставления величины
различных показателей, характеризующих
конкурентоспособность товара на разных
стадиях его жизненного цикла, они
были разделены на две большие
группы: стоимостные (себестоимость, выручка,
инвестиции) и качественные (послепродажное
обслуживание товара, уровень известности,
реклама). При этом по совокупности
критериев самый высокий
4.
Методы оценки конкурентоспособности продукции
Обеспечение конкурентоспособности
продукции на требуемом уровне предполагает
необходимость её количественной оценки.
Без такой оценки конкурентоспособности
все предусматриваемые
Оценка конкурентоспособности производится путём сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения обычно принимается аналогичный товар, уже имеющийся на рынке и имеющий максимальный объем продаж и лучшие перспективы на будущее; или потребность покупателя.
Для оценки конкурентоспособности продукции используется 2 метода:
1. Дифференциальный
2. Комплексный.
Дифференциальный метод оценки основан на использовании единичных показателей, характеризующих техническое совершенство продукции.
При этом проверяют, достигнут ли уровень исследуемого образца в целом, по каким показателям он не достигнут, какие показатели наиболее сильно отличаются от эталонных (базовых) значений.
При дифференциальном методе рассчитывают относительные значения показателей по формулам:
(i = 1, 2, 3,...,n),
или
(i = 1, 2, 3,...,n),
Pi - значение i-го параметра технического совершенства анализируемой продукции;
Piо – базовое (эталонное) значение i-го параметра;
n - количество выбранных показателей.
Из приведенных формул
следует использовать ту, при которой
увеличение относительного значения означает
повышение технического уровня (качества)
и конкурентоспособности
При этом если технические параметры продукции не имеют физической меры (например: комфортность, внешний вид, соответствие моде), то для придания этим параметрам количественных характеристик необходимо использовать экспертные методы оценки в баллах.
Дифференциальный метод
позволяет лишь констатировать факт
конкурентоспособности
Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции фирмы