Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:09, курсовая работа
Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции предприятия. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
§ теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
§ определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
§ анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
§ определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции.
Введение………………………………………………………….………………3
1. Конкурентоспособность продукции как экономическая категория…….…5
2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг……….8
3. Критерии и показатели конкурентоспособности……………………...……12
4. Методы оценки конкурентоспособности продукции………………………17
5. Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия……...21
Заключение.............................................................................................................25
Список использованных источников..…………………………………………..27
Комплексный метод оценки
конкурентоспособности
Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:
,
где Iнп - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;
qнi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитывается по формуле (4.1);
n - число нормативных параметров, подлежащих оценке.
Если хотя бы один из единичных
показателей равен 0 (то есть продукция
по какому-либо параметру не соответствует
обязательной норме), то групповой показатель
также равен 0, что говорит о
неконкурентоспособности
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:
,
,
где К - интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу;
Iтп - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
Iэп - групповой показатель по экономическим параметрам;
qi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру, рассчитывается по формулам (2.1), (2.2), (2.3);
ai - весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;
З, Зо - полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.
n - число параметров, участвующих в оценке
По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.
Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.
Смешанный метод оценки представляет
собой сочетание
5.
Пути повышения
Производитель, создавая конкурентоспособную продукцию, применяет различные конкурентные стратегии. Он, например, может:
§ Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
§ Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;
§ Отыскать новое применение выпускаемым товарам;
§ Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;
§ Найти выход на новые рынки;
§ Осуществлять модификацию
выпускаемых товаров в
§ Регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.
Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.
В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.
Чем обширнее ассортимент товаров, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают электрочайники одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга вместимостью, скоростью кипячения, цветовой гаммой. Каждому потребителю с учетом его вкуса и финансовых возможностей необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых чайников, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.
Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители.
Исходя из оценки конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:
§ Продолжать ли производство данного товара и его сбыт;
§ Провести ли модернизацию производства;
§ Снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;
§ Приступить ли к поиску нового рынка сбыта.
Также должен изучаться вопрос
со стороны организации о
В настоящее
время большую роль в
При выборе путей повышения
конкурентоспособности товара нередко
бывает своевременным решение не
о запуске нового, а о модификации
товара. Решение о модификации
товара принимается в целях
Бесспорным является и
развитие такого направления повышения
конкурентоспособности товара, как
своевременное сервисное или
послепродажное обслуживание. При умелой
организации сервис является важным
фактором повышения
В решении задач повышения
конкурентоспособности
Таким образом, в результате
оценки конкурентоспособности
§ изменение
состава, структуры применяемых
материалов (сырья, полуфабрикатов),
комплектующих изделий или
§ изменение технологии изготовления продукции;
§ изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;
§ изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;
§ стимулирование сбыта продукции
Остановимся подробнее на стимулировании продаж. Данный метод позволяет:
1. Увеличить число покупателей
2. Увеличить количество товара, приобретенного одним покупателем
3. Создать товару положительный имидж, сделать товар легко узнаваемым
Выбор тех или иных средств стимулирования зависит от поставленных целей. Их можно объединить в три большие группы:
• временное снижение цены (продажа по сниженным ценам, льготные купоны, талоны, дающие право на скидку);
• предложение дополнительного количества товара (бесплатное предоставление пробных частей, образцов товара);
• активное предложение (конкурсы покупателей, игры, лотереи).
Опыт показывает, что при
комплексном подходе к
В конечном результате необходимо нацелить предприятия на:
1) внедрение в производство
новых, более совершенных
2) сокращение всех видов
затрат на производство
3) повышение качества продукции.
Эти мероприятия должны в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе.
Заключение
Таким образом, конкурентоспособность продукции — это комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка, адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.
Потребителя продукции интересует
не природа продукта, а то, что
он обладает потребительной стоимостью.
Акт купли-продажи товара является
свидетельством того, что данный товар
соответствует условиям рынка. Чем
больше покупателей подтверждают данное
соответствие, тем выше конкурентоспособность
товара. Поэтому проблемы качества
и конкурентоспособности
Именно качество и конкурентоспособность
продукции являются основой выживаемости
в условиях жесткой конкуренции.
Данный подход к определению
Всякий товар обладает
комплексом свойств,
Среди критериев, характеризующих
конкурентоспособность
Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки, которая может быть получена различными методами. Так как использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности, при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод.
С целью повышения
В результате оценки конкурентоспособности продукции производителем могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:
§ изменение
состава, структуры применяемых
материалов (сырья, полуфабрикатов),
комплектующих изделий или
§ изменение технологии изготовления продукции;
§ изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;
§ изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;
§ стимулирование продаж.
Главным подходом при этом является выпуск как можно большего количества новой, пользующейся повышенным спросом продукции, цены на которую будут ниже, чем у конкурентов, а качественные характеристики – выше.
Список использованных источников
1. Чечевицына Л.Н. Экономика фирмы: учебное пособие для студентов вузов / Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 400 с.
2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Инфра-М, 2000. – 312 с.
Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции фирмы