Повышение конкурентоспособности продукции (на примере деревообрабатывающего производства ФГУП УЭМЗ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:51, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ.
Задачи:
изучить теоретические аспекты по повышению конкурентоспособности продукции;
проанализировать процесс повышения конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ;
разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 6
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции 6
1.2 Цена. Понятие цены, виды цен 20
1.3 Качество как фактор конкурентоспособности 25
1.4 Изучение рынка 28
1.5 Определение показателей по техническим и экономическим параметрам 32
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 36
2.1 Характеристика предприятия 36
2.2 Оценка рынка 40
2.3 Оценка показателей изделия по выбранным параметрам 42
2.4 Разработка системы управления качеством и ее реализация 44
2.5 Экономическая оценка затрат связанных с повышением качества 48
3 РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Файлы: 1 файл

1.doc

— 2.39 Мб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  ИНСТИТУТ

Факультет менеджмента

Кафедра «Менеджмента»

 

Допустить к защите:

Зав. кафедрой

_______ д.т.н., проф. *****

_______________________________

Декан факультета

_______________ к.х.н.  ***** 

_______________________________

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Повышение конкурентоспособности продукции (на примере деревообрабатывающего производства ФГУП УЭМЗ)

Выполнена студенткой:

******, группа М-401 сф.- з.

Специальность 080507 «Менеджмент  организации»

Специализация  «Предпринимательство»

Научный руководитель

_____________________ ст. преп. ********

Рецензент __________________________________

ГОСТ контроль _______________ *******

Решение экспертной комиссии УрГИ

Протокол № ___ от «__»_________________ 2008 г.

____________________________________________

 

Екатеринбург

2008

 

 
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выпуск конкурентоспособной  продукции, ее реализация позволяет  предприятию выполнять обязательства  перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Актуальность данной темы для ФГУП УЭМЗ заключается в том, что в рамках развития рыночной экономики большому предприятию очень сложно выжить в окружении более мелких конкурентов, подвижность и чувствительность к изменениям которых очень высока. Поэтому выпуск продукции, которая сможет составить жесткую конкуренцию на рынке позволит предприятию занять свою нишу в данном сегменте рынка и иметь возможность развиваться, используя собственные средства, полученные от продажи продукции.

Объект исследования - повышение конкурентоспособности.

Предметом исследования является повышение конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ.

Цель работы: разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ.

Задачи:

  1. изучить теоретические аспекты по повышению конкурентоспособности продукции;
  2. проанализировать процесс повышения конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ;
  3. разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ.

Гипотеза: если мы повысим конкурентоспособность продукции, то повысится конкурентоспособность предприятия.

 

Новизна: усовершенствована система управления качеством при производстве продукции.

Степень и уровень  разработанности проблемы: проблема повышения конкурентоспособности раскрыта в наше время достаточно широко, но постоянное изменение рыночных условий показывает, что эту проблему нужно решать в течение всего времени существования предприятия.

Методология: методологической основой исследования является международный стандарт ISO 9000, энциклопедия ФГУП УЭМЗ, стандарты предприятия, использованная литература.

Методы: исторические, метод сравнительного анализа, экономические  (расчет экономической эффективности).

Теоретическая значимость работы. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в теоретическом курсе по предметам «Управление качеством», «Маркетинг».

Практическая  значимость работы. Результаты настоящего исследования могут быть использованы предприятием при производстве продукции для повышения ее конкурентоспособности на рынке.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

    1. Понятие конкурентоспособности продукции

 

Промышленные предприятия  производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую  запросам потребителя, а также обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту  готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.

Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости  рынка, определение доли предприятия  в общем объеме продажи продукции  данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений [4, с.239].

В рыночной экономике  решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

В силу многоаспектности применения данной категории в различных  отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.

Так, Качалина Л.Н. предлагает следующее определение конкурентоспособности: «...под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов» [21, с.464].

Словари дают следующие  толкования этого слова:

1) «...конкурентоспособность товара — совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию» [9, с.146];

2) «...конкурентоспособность товара — способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам» [12, с.265].

По нашему мнению, все  эти определения имеют один общий  недостаток, представляя конкурентоспособность  как совокупность, то есть сумму, всех свойств товара и не учитывая того, что потребителя больше интересует соотношение: качество/цена потребления.

Данное в [14, с.231] определение, а именно: «...конкурентоспособность  означает способность данного предмета (потенциальную и/или реальную) выдержать  конкуренцию», — более точно отражает сущность данной категории, но не объясняет, за счет чего может возникнуть эта способность.

Конкурентоспособность — более высокое по сравнению  с товарами-заменителями соотношение  совокупности качественных характеристик  товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его  определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Товар с низким качеством  может быть конкурентоспособен при соответствующей цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность вообще. Например, отсутствие вспышки у фотоаппарата практически невозможно скомпенсировать снижением цены [16, с.135].

Помимо требований к  товару, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами; национальными зарубежными и отечественными стандартами; действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции; стандартами фирм—изготовителей данной продукции; патентной документацией [43, с.269].

Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то товар не может  быть выведен на рынок.

При положительном результате анализа нормативных параметров переходят к анализу конкурентоспособности  товара на конкретных рынках.

Существует несколько  методов расчета показателя конкурентоспособности.

Однако прежде чем  рассчитывать количественное значение показателя конкурентоспособности, необходимо провести ряд дополнительных исследований.

На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара, включая и те, которые можно выявить только в процессе его эксплуатации.

На второй — определяются цели оценки конкурентоспособности, которые  зависят от стадии жизненного цикла  товара, от стратегии и планов развития фирмы и т.д. Перед тем как вывести новый товар на рынок, нужно удостовериться, что он по своим показателям не уступает конкурентам и может привлечь внимание покупателей. Со временем конкурентоспособность товара может либо повышаться, либо снижаться в связи с изменением предпочтений потребителей, появлением новых или уходом с рынка старых конкурентов и т.д.

На третьей — методами маркетинга проводятся сегментация  рынка и обоснование целевого сегмента [6, с.368].

Параметры   конкурентоспособности  товара

Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень  предпочтения данного товара на конкретном рынке в определенный период времени.

Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим)

[23, с.231].

Потребительные параметры  характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в  том числе, с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и функциями, которые она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении, т.е. показывают степень комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством.

Экономические параметры  формируют цену потребления, куда входит цена продажи.

Организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.

Одним из основных факторов конкурентоспособности является качество продукции. В настоящее время  различают четыре уровня качества:

1) соответствие стандарту, т.е. нормативным требованиям;

2) соответствие использованию,  когда товар должен отвечать  не только требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям;

3) соответствие фактическим  требованиям рынка, выражающееся  в высоком качестве и низкой цене товара;

4) соответствие латентным  (скрытым, неочевидным) потребностям, в результате удовлетворения  которых товар будет пользоваться  предпочтением [37, с.387].

Отождествлять такие понятия, как  «конкурентоспособность» и «уровень качества» нельзя, поскольку «конкурентоспособность» является более широким понятием, чем «качество», хотя последнее чаще всего составляет основу конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара определяется совокупностью его свойств, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют его потребности. Поскольку товары ориентированы на определенные сегменты покупателей, используют такие характеристики товара, которыми руководствуется большинство покупателей конкретного сегмента при совершении покупки [40, с.287].

Перечень значимых составляющих конкурентоспособности и степень  их важности для разных покупателей  могут различаться даже на одном  рынке, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выделять свои составляющие. Значение составляющих и отношение к ним потребителя в разные периоды времени могут меняться даже для одного и того же товара, поэтому определение набора составляющих конкурентоспособности является одним из ключевых моментов ее оценки [46, с.228].

Под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатели, выражающие такое различие, определяют конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом. Один из основных показателей — уровень конкурентоспособности.

На практике конкурентоспособность  оценивают чаще всего с помощью  товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к  общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждого критерия может определяться с помощью экспертных и социологических методов [13, с.398].

Некоторые специалисты  разграничивают составляющие конкурентоспособности  на условно жесткие, которые легко поддаются измерению (например, уровень качества, цена), и условно мягкие, которые связаны с особенностями восприятия товара покупателем и не всегда легко измеримы (например, имидж товара) [27, с.127].

Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции (на примере деревообрабатывающего производства ФГУП УЭМЗ)