Повышение конкурентоспособности продукции (на примере деревообрабатывающего производства ФГУП УЭМЗ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:51, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ.
Задачи:
изучить теоретические аспекты по повышению конкурентоспособности продукции;
проанализировать процесс повышения конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ;
разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 6
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции 6
1.2 Цена. Понятие цены, виды цен 20
1.3 Качество как фактор конкурентоспособности 25
1.4 Изучение рынка 28
1.5 Определение показателей по техническим и экономическим параметрам 32
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 36
2.1 Характеристика предприятия 36
2.2 Оценка рынка 40
2.3 Оценка показателей изделия по выбранным параметрам 42
2.4 Разработка системы управления качеством и ее реализация 44
2.5 Экономическая оценка затрат связанных с повышением качества 48
3 РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Файлы: 1 файл

1.doc

— 2.39 Мб (Скачать файл)

 Качество развивалось  по мере того, как развивались,  разнообразились и множились  общественные потребности и возрастали  возможности производства по их удовлетворению. Особенно динамично процесс развития и изменения сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялись само понятие качества, требования и подходы к нему [47, с.231]. Наиболее интенсивно этот процесс протекал в Японии, ставшей в 70—80-е годы фактически мировым лидером в определении уровня качества по многим видам товаров как представлено на рисунке 1.

 

1-й

уровень

 

2-й

уровень

 

3-й

уровень

 

4-й

уровень

1950г.

 

 

1960г.

 

 

 

1970г.

 

 

 

 

 

1980г.


Рисунок 1 - Динамика развития уровней качества в Японии в послевоенный период

 

Первый уровень —  «соответствие стандарту». Качество оценивается как соответствующее  либо нет требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукта — технические условия, договор и т.п.).

Второй уровень —  «соответствие использованию». Продукт  должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом  на рынке.

Третий уровень — «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара.

Четвертый уровень —  «соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям». Предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнение к другим потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, малоосознаваемый ими характер [52, с.189].

Сертификация - совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что продукт (или услуга) соответствует определенным стандартам или техническим условиям. В зависимости от того, кто ее проводит, сертификация бывает трех видов:

  • самосертификация (проводимая самим изготовителем);
  • сертификация, осуществляемая потребителем;

сертификация, проводимая третьей стороной (специализированной организацией, независимой от изготовителя или потребителя). Наибольшим доверием в международной и отечественной практике пользуется сертификация третьей стороной.

В США до недавнего  времени старались не применять  стандарты ИСО и других международных  организаций, если они не соответствовали  национальной практике. Недавние исследования показали, что на момент их проведения только немногим более 20 % стандартов США соответствуют международным стандартам, 33 — соответствуют частично, а 45%— вообще не соответствуют стандартам ИСО. А в Японии в целях создания конкурентных преимуществ национальным субъектам хозяйствования обеспечивается соответствие национальных стандартов международным в тех областях, в которых велики экспортные возможности страны.

1.4 Изучение  рынка

 

Рынок создается вокруг различных объектов  представляющих какую-нибудь ценность. В этом плане  говорят о рынке потребительских товаров, рынке труда и т.д.

Существуют следующие  типы рынков: потребительский рынок  и рынок организаций или организационные  рынки. Последние подразделяются на рынки продукции производственно-технического назначения, рынки перепродажи и рынки государственных учреждений.

Существует рынок продавца и рынок покупателя. Он бывает потенциальный, доступный, квалифицированный доступный, целевой, косвенный.

При проведении сегментации  рынка надо принимать в расчет те или иные его особенности, учитывать своеобразие продуктов, реализуемых на различных рынках [53, с.235].

В основе выбора целевых  рынков лежит изучение такого базового показателя, как рыночный спрос. Рыночный спрос - общий объем продаж на определенном рынке (частом или совокупном) определенной марки товара или совокупности марок товаров за определенный период времени [29, с.80].

На величину спроса оказывают  влияние, как неконтролируемые факторы  внешней среды, так и факторы, представляющие собой совокупность усилий, прилагаемых на рынке конкурирующими фирмами.

Целью проведения исследования позиций организации в конкурентной борьбе и конкурентоспособности  её определенных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой  для выбора конкурентных стратегий. Выбор последних определяется результатами исследований следующих двух кругов проблем.

Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли  в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции  организации и ее продуктов по сравнению с другими организациями данной отрасли [19, с.458].

 

 

 

Выделяют 5 конкурентных сил, определяющих привлекательность  отрасли и  данной организации, а  конкурентной борьбе в этой отрасли, что отражено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Модель М. Портера


 

С точки зрения организации  деятельности организаций-конкурентов  на рынке и завоевание ими таких  сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие  изучения:

  • имидж фирмы;
  • концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы;
  • качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов, сравнительных тестов и расчетов);
  • уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов;
  • суммарная рыночная доля главных видов бизнеса;
  • мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов  (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР);
  • мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска основной продукции (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и  эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и освоенности выпуска;
  • стабильность финансово-экономического положения. Финансы как собственные, так и привлеченные со стороны;
  • рыночная цена с учетом возможных скидок и наценок;
  • частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет;
  • предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности организации привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей;
  • эффективность сбыта с точки зрения использования товароведения;
  • уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей);
  • уровень рекламной деятельности;
  • уровень после продажного обслуживания.

В данном вопроснике указаны только важнейшие исследования деятельности организаций-конкурентов, перечень вопросов модно детализировать и дополнять за счет за счет вопросов по изучению конкурентоспособности [5, с.320].

Остро стоит проблема сбора информации о конкурентах. Эта проблема для разных отраслей и видов деятельности решается с разной степенью сложности. Так, для предприятий, входящих в состав отраслей, тяготеющих к монополистическим или олигополистическим структурам, легче получать информацию из вторичных источников (объемы и ассортимент выпускаемой продукции, цены, объемы продаж на разных рынках, финансовое положение предприятий и т.д.), чем для предприятий, входящих в состав сильно дисперсных отраслей. В данном случае возрастает роль первичной информации, собираемой от потребителей, посредников и других источников. Особенно сложно это делать фирмам, представляющим не массовые услуги специфического характера [17, с.227].

Велика роль неформальных методов сбора данных, осуществляемого, зачастую, путем проведения технической и коммерческой разведки.

Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов  используются для определения, с  кем не стоит ввязываться в  конкурентную борьбу, служат целям  выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.

Ещё одно важное понятие – сегментация рынка. Это классификация потребителей на группы, отличающиеся относительной однородностью спроса, вкусов и предпочтений. Сегментируют рынки потому, что понимают – нельзя делать продукт для всех.

Организация должна решать, какие из проанализированных рыночных сегментов она должна выбрать и рассматривать в качестве целевых рынков.

В ходе анализа конкретных сторон деятельности конкурентов часто  возникают вопросы и проблемы общего характера, связанные с необходимостью объяснения мотивов тех или иных действий. Если ограничится при их анализе только внутренними особенностями и условиями деятельности предприятий, многие вопросы останутся без ответов [32, с.159].

Конкурентная среда  предприятия часто отождествляется  с маркетинговой средой, включающей совокупность субъектов и факторов рынка, влияющих на отношение между производителями и потребителями продукции. Особенности конкурентной среды предприятия определяются типом конкуренции на рассматриваемом рынке [28, с.248].

1.5 Определение показателей по техническим и экономическим параметрам

 

Технические параметры:

1.Показатели назначения товара, характеризующие его отдачу, использование по назначению на конкретном рынке.

2.Надежность товара – сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости свойств и долговечности товара.

Безотказность – свойство надежности товара сохранять работоспособность в течение некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов. К показателям безотказности относится вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов, гарантийная наработка.

Сохраняемость (стабильность) свойств качества объекта характеризует долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности,  экологичности, эстетичности (дизайна), патентоспособности по мере использования объекта. Каждый показатель имеет свою функцию и, соответственно, долю снижения первоначальных показателей.

Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. К показателям долговечности объекта относят нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта и др. показатели.

3. Экологичность и  безопасность применения товара

Показатели экологичности  товара – одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества. К ним относятся показатели, оказывающие  вредное воздействие объекта  на воздушный бассейн, почву, воду, природу, здоровье человека и животного мира.

 4. Показатели эргономичности товара

Эргономические показатели качества используются при определении  соответствия объекта эргономическим требованиям, предъявляемым, например, к размерам, форме, цвету изделия и элементам его конкуренции. Эргономические показатели качества охватывают всю область факторов, влияющих на работающего человека и эксплуатируемые изделия.

5. Показатели технологичности  товара

Технологичность – свойство, показывающее насколько близко конструкция учитывает требования существующей технологии и организации освоения, производства, транспортирования и технологического обслуживания объекта. Технологичная конструкция обеспечивает минимизацию продолжительности работ и затрат ресурсов на всех стадиях жизненного цикла объекта.

К основным показателям  технологичности конструкции относятся  следующие: коэффициент межпроектной унификации (заимствования) компонентов  конструкции, коэффициент унификации (заимствования) технологических процессов, удельный вес деталей с механической обработкой, коэффициент прогрессивности технологических процессов.

6. Эстетичность товара

Эстетичность – комплексное  свойство, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком  всего изделия в целом с  точки зрения его внешнего вида.

7. Показатели стандартизации  и совместимости объекта

Стандартизация предусматривает  рациональное сокращение количества типоразмеров составных частей в проектируемых  и изготавливаемых объектах.

8. Патентно-правовые показатели  объекта

Патентно-правовой уровень промышленного изделия оценивается при помощи двух безразмерных показателей: показателя патентной защиты (или патентоспособности) и показателя патентной чистоты.

Показатель патентной  защиты характеризует количество и  весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии, то есть характеризует степень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами в стране и патентами за рубежом с учетом значимости отдельных технических решений. Показатель патентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации товара на внутреннем и внешних рынках [25, с.341].

Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции (на примере деревообрабатывающего производства ФГУП УЭМЗ)