Повышение конкурентоспособности продукции (на примере деревообрабатывающего производства ФГУП УЭМЗ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:51, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ.
Задачи:
изучить теоретические аспекты по повышению конкурентоспособности продукции;
проанализировать процесс повышения конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ;
разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 6
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции 6
1.2 Цена. Понятие цены, виды цен 20
1.3 Качество как фактор конкурентоспособности 25
1.4 Изучение рынка 28
1.5 Определение показателей по техническим и экономическим параметрам 32
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 36
2.1 Характеристика предприятия 36
2.2 Оценка рынка 40
2.3 Оценка показателей изделия по выбранным параметрам 42
2.4 Разработка системы управления качеством и ее реализация 44
2.5 Экономическая оценка затрат связанных с повышением качества 48
3 РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Файлы: 1 файл

1.doc

— 2.39 Мб (Скачать файл)



  • 2.4 Разработка системы управления качеством и ее реализация

  •  

    На основании ГОСТ Р ИСО9001-2001 на предприятии разработана  система менеджмента качества (СМК) в которой прописаны принципы функционирования этой системы на предприятии.

    СМК производства функционирует  на базе комплексной автоматизированной системы управления качеством продукции.

    В СМК заложены следующие  принципы:

    • участие всего персонала в решении проблем качества;
    • концентрация внимания не на выявление, а на предупреждение несоответствий;
    • отношение к обеспечению качества как к непрерывному совершенствованию процессов, когда качество продукции является следствием достижения качества процессов ее жизненного цикла.

    Высшее руководство, учитывая главную цель, формирует конкретные измеримые цели и задачи в области качества.

    При разработке целей  учитывают:

    • текущие и перспективные потребности предприятия;
    • результаты анализа показателей качества продукции и показателей функционирования процессов;
    • уровень удовлетворенности, как внешних, так и внутренних потребителей;
    • ресурсы, необходимые для достижения целей.

    Цели в области качества определяет генеральный директор, утверждая  политику в области качества.

    Измерение целей осуществляют постоянно, реализацию целей контролируют при проведении анализа СМК.

    Для достижения целей в области качества ежегодно разрабатывать план поддержания требуемого уровня качества продукции.

    Ответственность, полномочия и взаимодействие персонала руководящего, выполняющего и контролирующего  работу, влияющую на качество, определены РУМ подразделений, ИСК подразделений, должностными инструкциями.

    Высшее руководство  определяет и обеспечивает ресурсы, необходимые для внедрения и  поддержания в рабочем состоянии  СМК, а также удовлетворения требований потребителей.

    В СМК проводится менеджмент следующих ресурсов:

    • персонала (человеческих ресурсов). Осуществляется обучение персонала, повышение квалификации, осуществляется подбор кадров, соответствующего уровня, оценивается компетентность специалистов, аттестация руководителей и специалистов;
    • инфраструктуры и производственной среды. Контроль соответствия производственных помещений требованиям техники безопасности, требованиям производственной санитарии. Обеспечение норм экологической безопасности производства. Контроль утилизации продукции, обеспечения подразделений инструкциями по охране труда, работ по обеспечению техники безопасности. Аттестация рабочих мест;
    • информации и интеллектуальной собственности;
    • энергоресурсов;
    • финансовых ресурсов.

    Планирование процессов  жизненного цикла продукции.

    Схема взаимодействия процессов ЖЦП приведена на рисунке. Характеристики процессов ЖЦП и критерии их оценки в процессе деятельности ежегодно корректируются в зависимости от сложности и важности возникающих проблем. Все мероприятия в соответствии со стандартами предприятия.

    Процессы, связанные с потребителями.

    Требования к продукции устанавливают:

    • потребители (заказчики) в контрактах;
    • ФГУП УЭМЗ – в ТД, стандартах предприятия, инструкциях, положениях, распоряжениях, приказах и других документах, разработанных на основании требований технических регламентов, государственных стандартов, законодательных актов, руководящих документов, правил устанавливающих порядок выполнения работ по изготовлению и контролю продукции в соответствии с требованиями потребителя (заказчика).

    Закупки.

    Закупки МТР осуществляют с целью планомерного обеспечения производства материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, технологическим оборудованием, технологической оснасткой.

    Процедура закупок состоит  из следующих этапов:

    • определение потребности;
    • оценка и выбор поставщика;
    • заключение договоров;
    • контроль качества закупаемой продукции;
    • претензионная работа с поставщиками.

    При выборе поставщика отдается предпочтение имеющим сертификат соответствия СМК и требованиям ГОСТ РВ 15.002 (ГОСТ Р ИСО9001), программы обеспечения  качества изделий, сертификаты, лицензии.

    Планово-диспетчерский  отдел осуществляет оперативное  управление производством посредством  выдачи подразделениям и исполнителям конкретных заданий, разработанных  на основе плана производства и технологического процесса, и контролирует их выполнение.

    Статистические методы применяют при анализе данных по качеству изготовления продукции  с последующим предоставлением  результатов анализа высшему  руководству для принятия управленческих решений. Методические материалы по применению статистических методов предоставляет отдел менеджмента качества.

    Выбор и применение статистических методов на этапах производства, контроля и испытаний продукции осуществляют руководители подразделений.

    На предприятии учитывают  и анализируют затраты на устранение несоответствий как внутренних, возникающих в процессе производства, так и внешних, возникающих в процессе эксплуатации.

    Высшее руководство  осуществляет контроль и анализ затрат на устранение несоответствий в целях:

    • оценки эффективности СМК;
    • определения и корректировки задач подразделений в области качества;
    • улучшения экономического положения предприятия.

    Используя результаты анализа  функционирования процессов СМК, политику в области качества, результаты аудитов, корректирующие и предупреждающие  действия, проводить работу по улучшению и совершенствованию СМК [1, с.84].

     

  • 2.5 Экономическая оценка затрат связанных с повышением качества

  •  

    Экономический эффект от улучшения качества может быть выражен  формулой:

    Е=Р-З=Р - (Зде),       (1)

    где Е – экономический  эффект,

    З – затраты,

    Зд – затраты на достижение экономического эффекта,

    Зе – затраты на эксплуатацию.

    Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объемов реализации, но это возможно, только если качество продукции растет быстрее, чем темпы снижения объемов производства и реализации.

    Для определения экономической  эффективности от улучшения качества продукции, необходимо учитывать:

    1. Для улучшения качества необходимы дополнительные текущие и одноразовые затраты.
    2. Экономический эффект от улучшения качества продукции получает потребитель.
    3. Предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации продукции, увеличения цены реализации, увеличения экспорта.

    В результате эти факторы  проявляются в получении дополнительной прибыли, которая определяется по формуле:

    ,      (2)

    где - дополнительная прибыль, полученная от увеличения объема производства и реализации.

    - дополнительная прибыль, полученная  от роста цены реализации.

    Сд- дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции.

    Сбр- величина снижения затрат на производство в связи с сокращением количества брака.

    Годовой экономический  эффект от улучшения качества продукции  определяется по формуле:

           (3)

    где Еп – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений

    К- дополнительные капиталовложения, необходимые для улучшения качества продукции [15, с.364].  

    Таким образом рассчитаем дополнительную прибыль по формуле 2:

    ΔП=576000000+12165000-(22367088+91485)=565706427 руб.

    И годовой экономический эффект от улучшения качества по формуле 3:

    Е=565706427-0,2 22367088=561233009,4 руб.

    Широкое распространение  получил метод учета и исчисления прибыли, принятия решений, базирующийся на понятии «маржинальный доход» (МД). Экономическое содержание МД представлено на рисунке 3.

     

    Выручка

    Затраты

    Прибыль

    Переменные затраты

    Постоянные затраты

    Маржинальный доход


    Рисунок 3 - Маржинальный доход

    Оперативное управление прибылью по показателю «уровня маржинального  дохода».

    Оперативное управление прибылью предлагает ежедневный контроль величины полученной прибыли без всяких финансовых расчетов.

    Оперативное управление осуществляется с помощью показателей рентабельности исходя из уровня МД:

    1. уровень МД реализованной продукции:

    Умд =

    100% =
    100%    (4)

    где, Умд - уровень маржинального  дохода, %;

    Врп- выручка от реализации, р.;

    1. уровень МД i-го вида продукции:

    Умд =

    100%,       (5)

    где Цi - отпускная цена единицы i-го вида продукции, р.

    Кроме коэффициента рентабельности используется показатель, характеризующий  вклад  i-го вида продукции в общий доход предприятия. Он рассчитывается как отношение МД i-го изделия к общей сумме МД от реализации продукции. Одним из наиболее существенных практических результатов использования категории МД является анализ безубыточности.

    Расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности.

    Цель анализа безубыточности - установить, как изменится финансовый результат от реализации, если изменится  достигнутый уровень объема производства. Определить критический объем выпуска (продаж), при котором не будет ни прибыли, ни убытков, т.е. точку безубыточности.

    Точка безубыточности (критический  объем производства) - это такой  объем производства, при котором  выручка от реализации продукции равна сумме затрат.

    Объем производства (продаж), соответствующий точке безубыточности, носит название критического.

    Знание критического объема продаж позволяет контролировать ежедневно величину полученной предприятием прибыли, а также избежать попадания предприятия в зону нерентабельных.

    Точку критического объема можно снизить, прежде всего, за счет уменьшения постоянных расходов или  путем увеличения уровня МД.

    Снижение величины переменных расходов на единицу отдельных изделий  дает в данном случае менее заметный эффект.

    Идеальным для бизнеса  является сочетание низких постоянных затрат с высоким уровнем МД. Такое  сочетание всегда дает «низкую» точку  критического объема и повышает запас  финансовой прочности.

    Методику расчета точки  безубыточности рассмотрим на примере в таблице 4.

    Таблица 4 - Расчет точки  безубыточности и запаса финансовой прочности

    Показатель

    Условное обозначе

    ние

    Значение показателя

    Из

    менения

    отчетный год

    планируемый

    1.Объем продаж (выручка  от реализации-оптовая стоимость) тыс.руб.

    Вр-н

    1710

    1830

    120

    2.Переменные расходы  (затраты) в себестоимости и  реализованной продукции, тыс.руб.

    ПР З

    120

    168

    48

    3.Маржинальный доход,  тыс.руб.

    МД

    1590

    1662

    72

    4.Уровень маржинального  дохода, %х100

    Умд

    92,98

    90,82

    2,16

    5.Постоянные (фиксированные) расходы в себестоимости продукции, тыс.руб.

    ФР

    1006

    897

    -109

    6.Критический объем  продаж (точка безубыточности, порог  рентабельности), х100, тыс.руб.

    Vкр

    1082

    988

    -94

    7.Запас финансовой  прочности

    ЗФП

    36,7

    46,0

    9,3

    8.Планируемая прибыль, тыс.руб

    ПР

    1590-1006=584

    1662-987=675

    91


     

    Порог рентабельности п/г = =1082 т.р.

    Порог рентабельности отчет = =987,7 т.р.

    Охарактеризуем влияние  основных факторов на изменение порога рентабельности.

    При увеличении объема продаж  увеличились переменные расходы (расходные материалы, покупка технологического оборудования и др).

    Критический объем продаж или порог рентабельности уменьшился с 1082 т.р. до 987,7 т.р., то есть если в прошлом  году предприятие начинало получать прибыль 0 достигнув объема валового дохода в 1082 т.р., то в планируемом году этот порог уменьшился до 987,7 т.р., уменьшение произошло за счет увеличения доли переменных затрат и гораздо большего снижения постоянных затрат.

    Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции (на примере деревообрабатывающего производства ФГУП УЭМЗ)