Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:51, дипломная работа
Цель работы: разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ.
Задачи:
изучить теоретические аспекты по повышению конкурентоспособности продукции;
проанализировать процесс повышения конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ;
разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции ФГУП УЭМЗ.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 6
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции 6
1.2 Цена. Понятие цены, виды цен 20
1.3 Качество как фактор конкурентоспособности 25
1.4 Изучение рынка 28
1.5 Определение показателей по техническим и экономическим параметрам 32
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 36
2.1 Характеристика предприятия 36
2.2 Оценка рынка 40
2.3 Оценка показателей изделия по выбранным параметрам 42
2.4 Разработка системы управления качеством и ее реализация 44
2.5 Экономическая оценка затрат связанных с повышением качества 48
3 РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
На основании ГОСТ Р ИСО9001-2001 на предприятии разработана система менеджмента качества (СМК) в которой прописаны принципы функционирования этой системы на предприятии.
СМК производства функционирует на базе комплексной автоматизированной системы управления качеством продукции.
В СМК заложены следующие принципы:
Высшее руководство, учитывая главную цель, формирует конкретные измеримые цели и задачи в области качества.
При разработке целей учитывают:
Цели в области качества определяет генеральный директор, утверждая политику в области качества.
Измерение целей осуществляют постоянно, реализацию целей контролируют при проведении анализа СМК.
Для достижения целей в области качества ежегодно разрабатывать план поддержания требуемого уровня качества продукции.
Ответственность, полномочия и взаимодействие персонала руководящего, выполняющего и контролирующего работу, влияющую на качество, определены РУМ подразделений, ИСК подразделений, должностными инструкциями.
Высшее руководство
определяет и обеспечивает ресурсы,
необходимые для внедрения и
поддержания в рабочем
В СМК проводится менеджмент следующих ресурсов:
Планирование процессов жизненного цикла продукции.
Схема взаимодействия процессов ЖЦП приведена на рисунке. Характеристики процессов ЖЦП и критерии их оценки в процессе деятельности ежегодно корректируются в зависимости от сложности и важности возникающих проблем. Все мероприятия в соответствии со стандартами предприятия.
Процессы, связанные с потребителями.
Требования к продукции
Закупки.
Закупки МТР осуществляют с целью планомерного обеспечения производства материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, технологическим оборудованием, технологической оснасткой.
Процедура закупок состоит из следующих этапов:
При выборе поставщика отдается предпочтение имеющим сертификат соответствия СМК и требованиям ГОСТ РВ 15.002 (ГОСТ Р ИСО9001), программы обеспечения качества изделий, сертификаты, лицензии.
Планово-диспетчерский отдел осуществляет оперативное управление производством посредством выдачи подразделениям и исполнителям конкретных заданий, разработанных на основе плана производства и технологического процесса, и контролирует их выполнение.
Статистические методы применяют при анализе данных по качеству изготовления продукции с последующим предоставлением результатов анализа высшему руководству для принятия управленческих решений. Методические материалы по применению статистических методов предоставляет отдел менеджмента качества.
Выбор и применение статистических
методов на этапах производства, контроля
и испытаний продукции
На предприятии учитывают и анализируют затраты на устранение несоответствий как внутренних, возникающих в процессе производства, так и внешних, возникающих в процессе эксплуатации.
Высшее руководство осуществляет контроль и анализ затрат на устранение несоответствий в целях:
Используя результаты анализа функционирования процессов СМК, политику в области качества, результаты аудитов, корректирующие и предупреждающие действия, проводить работу по улучшению и совершенствованию СМК [1, с.84].
Экономический эффект от улучшения качества может быть выражен формулой:
Е=Р-З=Р - (Зд+Зе), (1)
где Е – экономический эффект,
З – затраты,
Зд – затраты на достижение экономического эффекта,
Зе – затраты на эксплуатацию.
Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объемов реализации, но это возможно, только если качество продукции растет быстрее, чем темпы снижения объемов производства и реализации.
Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции, необходимо учитывать:
В результате эти факторы проявляются в получении дополнительной прибыли, которая определяется по формуле:
где - дополнительная прибыль, полученная от увеличения объема производства и реализации.
- дополнительная прибыль,
Сд- дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции.
Сбр- величина снижения затрат на производство в связи с сокращением количества брака.
Годовой экономический эффект от улучшения качества продукции определяется по формуле:
где Еп – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений
К- дополнительные капиталовложения,
необходимые для улучшения
Таким образом рассчитаем дополнительную прибыль по формуле 2:
ΔП=576000000+12165000-(
И годовой экономический эффект от улучшения качества по формуле 3:
Е=565706427-0,2 22367088=561233009,4 руб.
Широкое распространение
получил метод учета и
Затраты |
Прибыль | |
Переменные затраты |
Постоянные затраты | |
Маржинальный доход |
Рисунок 3 - Маржинальный доход
Оперативное управление прибылью по показателю «уровня маржинального дохода».
Оперативное управление прибылью предлагает ежедневный контроль величины полученной прибыли без всяких финансовых расчетов.
Оперативное управление осуществляется
с помощью показателей
Умд =
где, Умд - уровень маржинального дохода, %;
Врп- выручка от реализации, р.;
Умд =
где Цi - отпускная цена единицы i-го вида продукции, р.
Кроме коэффициента рентабельности используется показатель, характеризующий вклад i-го вида продукции в общий доход предприятия. Он рассчитывается как отношение МД i-го изделия к общей сумме МД от реализации продукции. Одним из наиболее существенных практических результатов использования категории МД является анализ безубыточности.
Расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности.
Цель анализа безубыточности - установить, как изменится финансовый результат от реализации, если изменится достигнутый уровень объема производства. Определить критический объем выпуска (продаж), при котором не будет ни прибыли, ни убытков, т.е. точку безубыточности.
Точка безубыточности (критический объем производства) - это такой объем производства, при котором выручка от реализации продукции равна сумме затрат.
Объем производства (продаж),
соответствующий точке
Знание критического объема продаж позволяет контролировать ежедневно величину полученной предприятием прибыли, а также избежать попадания предприятия в зону нерентабельных.
Точку критического объема можно снизить, прежде всего, за счет уменьшения постоянных расходов или путем увеличения уровня МД.
Снижение величины переменных расходов на единицу отдельных изделий дает в данном случае менее заметный эффект.
Идеальным для бизнеса является сочетание низких постоянных затрат с высоким уровнем МД. Такое сочетание всегда дает «низкую» точку критического объема и повышает запас финансовой прочности.
Методику расчета точки безубыточности рассмотрим на примере в таблице 4.
Таблица 4 - Расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности
Показатель |
Условное обозначе ние |
Значение показателя |
Из менения | |
отчетный год |
планируемый | |||
1.Объем продаж (выручка от реализации-оптовая стоимость) тыс.руб. |
Вр-н |
1710 |
1830 |
120 |
2.Переменные расходы
(затраты) в себестоимости и
реализованной продукции, тыс. |
ПР З |
120 |
168 |
48 |
3.Маржинальный доход, тыс.руб. |
МД |
1590 |
1662 |
72 |
4.Уровень маржинального дохода, %х100 |
Умд |
92,98 |
90,82 |
2,16 |
5.Постоянные (фиксированные) расходы в себестоимости продукции, тыс.руб. |
ФР |
1006 |
897 |
-109 |
6.Критический объем продаж (точка безубыточности, порог рентабельности), х100, тыс.руб. |
Vкр |
1082 |
988 |
-94 |
7.Запас финансовой прочности |
ЗФП |
36,7 |
46,0 |
9,3 |
8.Планируемая прибыль, тыс.руб |
ПР |
1590-1006=584 |
1662-987=675 |
91 |
Порог рентабельности п/г = =1082 т.р.
Порог рентабельности отчет = =987,7 т.р.
Охарактеризуем влияние основных факторов на изменение порога рентабельности.
При увеличении объема продаж увеличились переменные расходы (расходные материалы, покупка технологического оборудования и др).
Критический объем продаж или порог рентабельности уменьшился с 1082 т.р. до 987,7 т.р., то есть если в прошлом году предприятие начинало получать прибыль 0 достигнув объема валового дохода в 1082 т.р., то в планируемом году этот порог уменьшился до 987,7 т.р., уменьшение произошло за счет увеличения доли переменных затрат и гораздо большего снижения постоянных затрат.