Повышение квалификации библиотечных кадров: традиционные и инновационные аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Изучение кадровой проблемы библиотек, ее значения и роли в развитии библиотек России представляет собой актуальную тему в ситуации современного преобразования российской действительности. Изменения общественных отношений, с одной стороны, и социально-экономических условий с другой, предъявляют к руководителям всех уровней ряд новых требований. Возникает необходимость не только умело управлять сотрудниками и влиять на эффективность их трудовых усилий, но и учитывать у субъектов управления специфических личностных потребностей, желаний, мотивов, создающих предпосылки успешной реализации ими трудовых умений и способностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...………...….3 Глава 1. Повышение квалификации библиотечных кадров в структуре непрерывного библиотечного образования………………………….......….8
1.1 Повышение квалификации: понятие, формы, основные направления.……………………………………………………………...….....8
1.2 Организация работы по повышению квалификации в библиотечно-информационной сфере………………………………………………….....…14
Глава 2. Реализация системы повышения квалификации и переподготовки кадров в библиотечно-информационной сфере …………………………….19
2.1 Традиционные и инновационные аспекты повышения квалификации библиотечных кадров ………………...……………….....….19
2.2 Система повышения квалификации и переподготовки кадровна примере АКУНБ им. В. Я. Шишкова……………………………....….…......29
Заключение………………………………………………………….......…….….39
Список литературы………………………………………....…….…….………..41
Приложение……………………………………………………...…….……...….44

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 75.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Алтайская государственная  академия культуры и искусств»

 

Факультет информационных ресурсов и дизайна

Кафедра менеджмента информационных ресурсов и библиосоциальной работы

 

 

 

 

 

 

 

Повышение квалификации библиотечных кадров: традиционные и инновационные  аспекты

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2012

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………...………...….3 Глава 1.   Повышение квалификации библиотечных кадров в структуре непрерывного библиотечного образования………………………….......….8

1.1 Повышение квалификации: понятие, формы, основные направления.……………………………………………………………...….....8

1.2 Организация работы по повышению квалификации в библиотечно-информационной сфере………………………………………………….....…14

Глава 2.   Реализация системы повышения квалификации и переподготовки кадров в библиотечно-информационной сфере …………………………….19

2.1   Традиционные и инновационные аспекты повышения квалификации библиотечных кадров ………………...……………….....….19

2.2   Система повышения квалификации  и переподготовки кадровна примере  АКУНБ им. В. Я. Шишкова……………………………....….…......29

Заключение………………………………………………………….......…….….39

Список литературы………………………………………....…….…….………..41

Приложение……………………………………………………...…….……...….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Актуальность. Изучение кадровой проблемы библиотек, ее значения и роли в развитии библиотек России представляет собой актуальную тему в ситуации современного преобразования российской действительности. Изменения общественных отношений, с одной стороны, и социально-экономических условий с другой, предъявляют к руководителям всех уровней ряд новых требований. Возникает необходимость не только умело управлять сотрудниками и влиять на эффективность их трудовых усилий, но и учитывать у субъектов управления специфических личностных потребностей, желаний, мотивов, создающих предпосылки успешной реализации ими трудовых умений и способностей.

За последние годы кадровая проблема, накопив многочисленные теоретические  и экспериментальные наработки  в психологии и менеджменте, в  рамках отечественного библиотековедения  рассматривалась недостаточно. Руководители библиотек имеют нечеткое представление  о факторах, влияющих на трудовое поведение  сотрудников, не владеют знаниями, позволяющими вести грамотную кадровую политику.

Поскольку библиотека, как  социокультурный институт, играет важную роль в обществе, способствуя реализации прав граждан на информацию, обеспечивая  непрерывное образование на всех уровнях, оказывая социально-психологическую  поддержку населению и т. д., то встает вопрос о закреплении в  библиотеках высококвалифицированных  кадров, обеспечивающие выполнение ею перечисленных функций. Реальное положением дел с персоналом в библиотеках  страны, характеризуемое оттоком  высококвалифицированных работников из библиотек, возрастанием среднего возраста персонала, увеличением количества сотрудников без специальной  подготовки, также обуславливает  актуальность исследования кадровой проблемы в библиотеках страны.

О своевременности обращения  к теме нехватки квалифицированных  кадров свидетельствуют предпринимаемые  в настоящее время библиотеками попытки разработки программ мотивации персонала, которые представляют собой отдельные мероприятия, что скорее демотивирует персонал.

     Объект  –  повышение квалификации  библиотечных кадров.

     Предмет  – традиционные и инновационные  аспекты повышения квалификации  библиотечных кадров.

     Цель  – проанализировать традиционные  и инновационные аспекты повышения  квалификации библиотечных кадров.

     Задачи:

1. Изучить основные  понятия повышения квалификации, переподготовки кадров библиотечных  специалистов;

2. Проанализировать  организацию повышения квалификации  в библиотеке и трудности, возникающие  при ней;

3. Выявить  и сопоставить  традиционные и инновационные  методы повышения квалификации  в библиотечно-информационной сфере;

4. Рассмотреть систему  повышения квалификации библиотечного  учреждения на примере АКУНБ  им. В. Я. Шишкова.

Изученность.

Методологическими источниками  работы стали труды Э. Р. Сукиасяна [19, 20, 21], А. Н. Ванеева [3],Е. И. Оруджевой[16], С. И. Головко [4].

Первая глава  опирается на работы Э. Р. Сукиасяна [19], Л. Трапезниковой [23],  Ю. П. Дрешер [7],  М. В. Филатовой [14].

В труде Э. Р. Сукиасяна «Повышение квалификации сотрудников библиотеки: практические советы руководителю» [19] всесторонне рассматриваются цели, задачи, направления, формы и методы работы по повышению квалификации сотрудников библиотек (с учетом различных категорий работников), а также организационные вопросы, которые вошли в основу второго параграфа первой главы.

В статьях Ю. П. Дрешер и  М. В. Филатовой отражены особенности повышения квалификации и переподготовки кадров.

Суслова И. М. в монографии «Менеджер библиотеки: требования к  профессии и личности» [22] переосмысливает  идеи менеджмента к организации  управленческой деятельности современного руководителя, этику и психологию деловых взаимоотношений и методику проведения совещаний, бесед, подготовки выступлений и докладов.

Э. Р. Сукиасян в статье «Управление персоналом в библиотеке: российские реалии»[21] анализирует отечественный опыт в области библиотечного образования и управления персоналом, а также трудности, возникающие при организации повышения квалификации в библиотеке.

Т. Я. Кузнецова  описывает опыт реформирования системы  непрерывного повышения квалификации работников библиотек России в условиях ее перехода к рыночной экономике  и информатизации общества.

В основе второй главы лежат труды А. Н. Ванеева «Повышение квалификации и переподготовки библиотечных кадров» [3], C. И. Головко «Специалист: образование, компетентность, новаторство» [4], C. А. Шароновой «Деловые игры» [24], В. А. Корниенко «Система повышения квалификации в помощь самообразованию персонала» [9], М. Я. Дворкиной  «Библиотечное обслуживание : новая реальность» [5], Л. А. Куминовой [12], Е. И. Оруджевой «Формы и методы обучения персонала» [16].

С. И. Головко [4] проанализировал теоретические аспекты и опыт профессиональной подготовки  специалистов  библиотечной отрасли в условиях непрерывного  образования, описаны продуктивные технологии применения активно-диалоговых, интерактивных и иных современных способов и приемов обучения  в системе поствузовского образования.

А. Н. Ванеев рассмотрел основные формы повышения квалификации, используемые в библиотеке.

В сборнике C. А. Шароновой «Деловые игры» [24]выводятся специфические особенности развития социальной игровой технологии, подробно рассматриваются организация и структура деловой игры.

В. А. Корниенко [9] четко обозначила проблему включения учащегося в самостоятельную исследовательскую деятельность, а также значимость определила значимость самообразования для персонала организации.

ДворкинаМ.  Я.  рассмотрелаизменение социальной роли и философии библиотечного обслуживания под влиянием современных социальных, экономических, культурных обстоятельств, показано появление новых типов пользователей, новых видов и форм библиотечных услуг.

В труде «Формы и методы обучения персонала» Е. И. Оруджевой  [16] даны методики подготовки и проведения активных методов обучения. Многие из них пришли в практику из бизнес-обучения  и получили развитие  на библиотечной почве.

На основе научно-практического  сборника «Алтай библиотечный» [1] и  Отчета за 2011 год АКУНБ им. В. Я. Шишкова [17]  рассмотрена деятельность АКУНБ  по повышению квалификации своих  специалистов.

Источники представлены разного  рода материалами: научные публикации представленные монографиями, статьи в сборниках научных трудов, материалы  из периодической печати.

Метод исследования: анализ опубликованных документов.

Структура.  Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Во введении прописываются  основные элементы исследований: определена актуальность, объект и предмет, метод  исследования, поставлена цель, выдвинуты  задачи, охарактеризована степень изученности  проблемы.

Глава первая содержит общие  сведения о повышении квалификации в библиотеке, ее значении и организации  работы по ее проведению.

Глава вторая посвящена традиционным и инновационным аспектам повышения  квалификации библиотечных кадров, рассмотрена  система повышения квалификации АКУНБ им. В. Я. Шишкова.

В заключении сформулированы основные выводы по теме курсовой работы.

Приложение наглядно показывает содержание программы кадровой политики АКУНБ им. В. Я. Шишкова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.   Повышение  квалификации библиотечных кадров в  структуре непрерывного библиотечного  образования

1.1.Повышение квалификации: понятие, формы, основные направления.

Успешное выполнение задач, стоящих перед библиотеками, требует  постоянного совершенствования  квалификации библиотекарей. Поэтому  забота о профессиональном росте  библиотечных кадров является одним  из важнейших направлений методического  обеспечения библиотечной деятельности[14].

На первый взгляд термин повышение квалификации кажется настолько понятным (в силу очевидности), что определять его не требуется. Однако, если задуматься о смысле слов, то повышению квалификации предшествует приобретение квалификации. Поэтому говорить о «повышении» уместно в том случае, если хоть какая-нибудь квалификация у сотрудника есть. В процессе профессионального обучения (на уровне среднего специального или высшего учебного заведения) приобретается и соответствующая квалификация. [19, с. 18]

Сам термин «повышение квалификации», используемый в профессиональной терминологии, трактуемый как «совершенствование профессиональных знаний и умений, повышение общеобразовательного уровня библиотекарей», сегодня представляется не совсем точным, так как в рамках системы повышения квалификации осуществляется и переподготовка сотрудников  для работы в условиях информационных и коммуникационных технологий [7].

Непрерывное профессиональное библиотечное образование  осуществляется в России преимущественно  в следующих формах:

– повышение  квалификации – проблемное или функционально- ориентированное обучение с целью обновления теоретических и практических знаний в соответствии с новыми требованиями к уровню профессиональной квалификации и необходимостью решения новых производственных задач (краткосрочные и среднесрочные семинары и школы-семинары, творческие лаборатории и мастерские, мастер-классы, тренинги, практикумы и др.); объем учебных программ – от 15 до 120 академических часов;

– профессиональная переподготовка – долгосрочное профессионально-ориентированное обучение в очно-заочной форме для лиц, пришедших на работу в библиотеки и не имеющих специального библиотечного образования. Обучение осуществляется по лицензированным и аккредитованным Министерством науки и образования РФ программам объемом от 500 до 1500 академических часов. Прошедшие обучение по данным программам получают дипломы государственного образца, дающие им право на выполнение нового вида профессиональной деятельности в рамках утвержденной на государственном уровне номенклатуры библиотечных специализаций. В настоящее время в России реализуются следующие программы профессиональной переподготовки: «Библиотекарь-библиограф», «Менеджер библиотечного дела», «Менеджер-хранитель библиотечного фонда», «Библиограф-аналитик».

– стажировка – закрепление на практике знаний, полученных в результате теоретической подготовки, ознакомления с библиотечным инновационным опытом;

– оперативная актуализация знаний по неформальным образовательным каналам (конференции, семинары, совещания, ярмарки идей, круглые столы, деловые игры, фокус-группы, кон-курсы, международные образовательные и профессионально-ознакомительные туры и т.д.)[11].

Повышение квалификации имеет  целью расширение и углубление профессиональных знаний библиотекаря в соответствии с занимаемой им должностью и функциональными  обязанностями.

Переподготовка преследует цель освоения новых профессиональных знаний при переходе; на другую должность, на другой участок библиотечной работы, в связи с внедрением новых  автоматизированных библиотечных технологий и т.п.

Информация о работе Повышение квалификации библиотечных кадров: традиционные и инновационные аспекты