Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:17, курсовая работа
Изучение кадровой проблемы библиотек, ее значения и роли в развитии библиотек России представляет собой актуальную тему в ситуации современного преобразования российской действительности. Изменения общественных отношений, с одной стороны, и социально-экономических условий с другой, предъявляют к руководителям всех уровней ряд новых требований. Возникает необходимость не только умело управлять сотрудниками и влиять на эффективность их трудовых усилий, но и учитывать у субъектов управления специфических личностных потребностей, желаний, мотивов, создающих предпосылки успешной реализации ими трудовых умений и способностей.
Введение…………………………………………………………...………...….3 Глава 1. Повышение квалификации библиотечных кадров в структуре непрерывного библиотечного образования………………………….......….8
1.1 Повышение квалификации: понятие, формы, основные направления.……………………………………………………………...….....8
1.2 Организация работы по повышению квалификации в библиотечно-информационной сфере………………………………………………….....…14
Глава 2. Реализация системы повышения квалификации и переподготовки кадров в библиотечно-информационной сфере …………………………….19
2.1 Традиционные и инновационные аспекты повышения квалификации библиотечных кадров ………………...……………….....….19
2.2 Система повышения квалификации и переподготовки кадровна примере АКУНБ им. В. Я. Шишкова……………………………....….…......29
Заключение………………………………………………………….......…….….39
Список литературы………………………………………....…….…….………..41
Приложение……………………………………………………...…….……...….44
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«Алтайская государственная академия культуры и искусств»
Факультет информационных ресурсов и дизайна
Кафедра менеджмента информационных ресурсов и библиосоциальной работы
Повышение квалификации библиотечных кадров: традиционные и инновационные аспекты
Курсовая работа
Барнаул, 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.1 Повышение квалификации:
понятие, формы, основные направления.………………………………………………
1.2 Организация работы по повышению квалификации
в библиотечно-информационной сфере………………………………………………….....…
Глава 2. Реализация системы повышения квалификации и переподготовки кадров в библиотечно-информационной сфере …………………………….19
2.1 Традиционные и инновационные аспекты повышения квалификации библиотечных кадров ………………...……………….....….19
2.2 Система повышения
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность. Изучение кадровой проблемы библиотек, ее значения и роли в развитии библиотек России представляет собой актуальную тему в ситуации современного преобразования российской действительности. Изменения общественных отношений, с одной стороны, и социально-экономических условий с другой, предъявляют к руководителям всех уровней ряд новых требований. Возникает необходимость не только умело управлять сотрудниками и влиять на эффективность их трудовых усилий, но и учитывать у субъектов управления специфических личностных потребностей, желаний, мотивов, создающих предпосылки успешной реализации ими трудовых умений и способностей.
За последние годы кадровая проблема, накопив многочисленные теоретические и экспериментальные наработки в психологии и менеджменте, в рамках отечественного библиотековедения рассматривалась недостаточно. Руководители библиотек имеют нечеткое представление о факторах, влияющих на трудовое поведение сотрудников, не владеют знаниями, позволяющими вести грамотную кадровую политику.
Поскольку библиотека, как
социокультурный институт, играет важную
роль в обществе, способствуя реализации
прав граждан на информацию, обеспечивая
непрерывное образование на всех
уровнях, оказывая социально-психологическую
поддержку населению и т. д., то
встает вопрос о закреплении в
библиотеках
О своевременности обращения
к теме нехватки квалифицированных
кадров свидетельствуют
Объект – повышение квалификации библиотечных кадров.
Предмет
– традиционные и
Цель
– проанализировать
Задачи:
1. Изучить основные
понятия повышения
2. Проанализировать
организацию повышения
3. Выявить и сопоставить
традиционные и инновационные
методы повышения квалификации
в библиотечно-информационной
4. Рассмотреть систему
повышения квалификации
Изученность.
Методологическими источниками работы стали труды Э. Р. Сукиасяна [19, 20, 21], А. Н. Ванеева [3],Е. И. Оруджевой[16], С. И. Головко [4].
Первая глава опирается на работы Э. Р. Сукиасяна [19], Л. Трапезниковой [23], Ю. П. Дрешер [7], М. В. Филатовой [14].
В труде Э. Р. Сукиасяна «Повышение квалификации сотрудников библиотеки: практические советы руководителю» [19] всесторонне рассматриваются цели, задачи, направления, формы и методы работы по повышению квалификации сотрудников библиотек (с учетом различных категорий работников), а также организационные вопросы, которые вошли в основу второго параграфа первой главы.
В статьях Ю. П. Дрешер и М. В. Филатовой отражены особенности повышения квалификации и переподготовки кадров.
Суслова И. М. в монографии «Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности» [22] переосмысливает идеи менеджмента к организации управленческой деятельности современного руководителя, этику и психологию деловых взаимоотношений и методику проведения совещаний, бесед, подготовки выступлений и докладов.
Э. Р. Сукиасян в статье «Управление персоналом в библиотеке: российские реалии»[21] анализирует отечественный опыт в области библиотечного образования и управления персоналом, а также трудности, возникающие при организации повышения квалификации в библиотеке.
Т. Я. Кузнецова описывает опыт реформирования системы непрерывного повышения квалификации работников библиотек России в условиях ее перехода к рыночной экономике и информатизации общества.
В основе второй главы лежат труды А. Н. Ванеева «Повышение квалификации и переподготовки библиотечных кадров» [3], C. И. Головко «Специалист: образование, компетентность, новаторство» [4], C. А. Шароновой «Деловые игры» [24], В. А. Корниенко «Система повышения квалификации в помощь самообразованию персонала» [9], М. Я. Дворкиной «Библиотечное обслуживание : новая реальность» [5], Л. А. Куминовой [12], Е. И. Оруджевой «Формы и методы обучения персонала» [16].
С. И. Головко [4] проанализировал
теоретические аспекты и опыт профессиональной
подготовки специалистов
А. Н. Ванеев рассмотрел основные формы повышения квалификации, используемые в библиотеке.
В сборнике C. А. Шароновой «Деловые игры» [24]выводятся специфические особенности развития социальной игровой технологии, подробно рассматриваются организация и структура деловой игры.
В. А. Корниенко [9] четко обозначила проблему включения учащегося в самостоятельную исследовательскую деятельность, а также значимость определила значимость самообразования для персонала организации.
ДворкинаМ. Я. рассмотрелаизменение социальной роли и философии библиотечного обслуживания под влиянием современных социальных, экономических, культурных обстоятельств, показано появление новых типов пользователей, новых видов и форм библиотечных услуг.
В труде «Формы и методы обучения персонала» Е. И. Оруджевой [16] даны методики подготовки и проведения активных методов обучения. Многие из них пришли в практику из бизнес-обучения и получили развитие на библиотечной почве.
На основе научно-практического сборника «Алтай библиотечный» [1] и Отчета за 2011 год АКУНБ им. В. Я. Шишкова [17] рассмотрена деятельность АКУНБ по повышению квалификации своих специалистов.
Источники представлены разного рода материалами: научные публикации представленные монографиями, статьи в сборниках научных трудов, материалы из периодической печати.
Метод исследования: анализ опубликованных документов.
Структура. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении прописываются основные элементы исследований: определена актуальность, объект и предмет, метод исследования, поставлена цель, выдвинуты задачи, охарактеризована степень изученности проблемы.
Глава первая содержит общие сведения о повышении квалификации в библиотеке, ее значении и организации работы по ее проведению.
Глава вторая посвящена традиционным и инновационным аспектам повышения квалификации библиотечных кадров, рассмотрена система повышения квалификации АКУНБ им. В. Я. Шишкова.
В заключении сформулированы основные выводы по теме курсовой работы.
Приложение наглядно показывает содержание программы кадровой политики АКУНБ им. В. Я. Шишкова.
Глава 1. Повышение квалификации библиотечных кадров в структуре непрерывного библиотечного образования
1.1.Повышение квалификации: понятие, формы, основные направления.
Успешное выполнение задач,
стоящих перед библиотеками, требует
постоянного совершенствования
квалификации библиотекарей. Поэтому
забота о профессиональном росте
библиотечных кадров является одним
из важнейших направлений
На первый взгляд термин повышение квалификации кажется настолько понятным (в силу очевидности), что определять его не требуется. Однако, если задуматься о смысле слов, то повышению квалификации предшествует приобретение квалификации. Поэтому говорить о «повышении» уместно в том случае, если хоть какая-нибудь квалификация у сотрудника есть. В процессе профессионального обучения (на уровне среднего специального или высшего учебного заведения) приобретается и соответствующая квалификация. [19, с. 18]
Сам термин «повышение квалификации», используемый в профессиональной терминологии, трактуемый как «совершенствование профессиональных знаний и умений, повышение общеобразовательного уровня библиотекарей», сегодня представляется не совсем точным, так как в рамках системы повышения квалификации осуществляется и переподготовка сотрудников для работы в условиях информационных и коммуникационных технологий [7].
Непрерывное профессиональное библиотечное образование осуществляется в России преимущественно в следующих формах:
– повышение квалификации – проблемное или функционально- ориентированное обучение с целью обновления теоретических и практических знаний в соответствии с новыми требованиями к уровню профессиональной квалификации и необходимостью решения новых производственных задач (краткосрочные и среднесрочные семинары и школы-семинары, творческие лаборатории и мастерские, мастер-классы, тренинги, практикумы и др.); объем учебных программ – от 15 до 120 академических часов;
– профессиональная переподготовка
– долгосрочное профессионально-
– стажировка – закрепление на практике знаний, полученных в результате теоретической подготовки, ознакомления с библиотечным инновационным опытом;
– оперативная актуализация
знаний по неформальным образовательным
каналам (конференции, семинары, совещания,
ярмарки идей, круглые столы, деловые игры,
фокус-группы, кон-курсы, международные
образовательные и профессионально-
Повышение квалификации имеет целью расширение и углубление профессиональных знаний библиотекаря в соответствии с занимаемой им должностью и функциональными обязанностями.
Переподготовка преследует цель освоения новых профессиональных знаний при переходе; на другую должность, на другой участок библиотечной работы, в связи с внедрением новых автоматизированных библиотечных технологий и т.п.
Информация о работе Повышение квалификации библиотечных кадров: традиционные и инновационные аспекты