Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:17, курсовая работа
Изучение кадровой проблемы библиотек, ее значения и роли в развитии библиотек России представляет собой актуальную тему в ситуации современного преобразования российской действительности. Изменения общественных отношений, с одной стороны, и социально-экономических условий с другой, предъявляют к руководителям всех уровней ряд новых требований. Возникает необходимость не только умело управлять сотрудниками и влиять на эффективность их трудовых усилий, но и учитывать у субъектов управления специфических личностных потребностей, желаний, мотивов, создающих предпосылки успешной реализации ими трудовых умений и способностей.
Введение…………………………………………………………...………...….3 Глава 1. Повышение квалификации библиотечных кадров в структуре непрерывного библиотечного образования………………………….......….8
1.1 Повышение квалификации: понятие, формы, основные направления.……………………………………………………………...….....8
1.2 Организация работы по повышению квалификации в библиотечно-информационной сфере………………………………………………….....…14
Глава 2. Реализация системы повышения квалификации и переподготовки кадров в библиотечно-информационной сфере …………………………….19
2.1 Традиционные и инновационные аспекты повышения квалификации библиотечных кадров ………………...……………….....….19
2.2 Система повышения квалификации и переподготовки кадровна примере АКУНБ им. В. Я. Шишкова……………………………....….…......29
Заключение………………………………………………………….......…….….39
Список литературы………………………………………....…….…….………..41
Приложение……………………………………………………...…….……...….44
Повышение квалификации и переподготовка библиотекарей являются важными звеньями методической работы в коллективе библиотеки и методической помощи библиотекам и преследуют следующие задачи:
Если на работу принимают нового сотрудника с полным средним образованием, то приходится решать задачу приобретения квалификации. Как правило, это делается индивидуально в процессе обучения на рабочем месте. В больших коллективах проводятся по особой программе курсы для новых сотрудников со средним образованием (аналогичные, но по более усложненной программе, для новых сотрудников с высшим образованием). Такие курсы правильнее относить к мероприятиям, связанным с адаптацией новых сотрудников.
Профессиональное обучение проводится в средних и высших учебных заведениях. Соответствующие факультеты и отделения осуществляют обучение на дневном, вечернем и заочном отделениях. Вечернее и заочноеобучение предполагает, что учащийся, студент работает по специальности в библиотеке.
Когда речь идет о дополнительном образовании, имеется в виду, что библиотечный работник получает второе образование (второй диплом). Дополнительное образование в нашей стране дают, например, ВБК (обучение дневное), функционирующие в РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН. Без отрыва от производства можно получить второй диплом в АПРИКТе, в некоторых вузах страны.
В литературе очень часто дополнительное образование приравнивается к профессиональной переподготовке, многие специалисты считают, что это — синонимы. Если принимают на обучение библиотечного работника — историка, юриста, филолога, педагога, специалиста любой другой специальности и учат его библиотечному делу, это, без сомнения, дополнительное образование. В каких же случаях закономерно говорить о переподготовке? Можно рассмотреть несколько примеров: 1) Офицер после увольнения в запас поступает на факультет муниципального управления, и из него готовят квалифицированного менеджера для системы муниципальных органов. 2) Повар в связи с заболеванием вынужден уйти из сферы общественного питания, поступает на курсы и становится бухгалтером. В приведенных примерах нет элемента дополнительного образования, налицо переподготовка. Но нужна ли в структуре библиотечного непрерывного образования переподготовка? Ведь речь ведь идет об обучении кадров, уже работающих в библиотеках. Зачем же их «переподготавливать»? Кто и почему принял на работу специалиста с дипломом, которого придется «переподготавливать»? В библиотеке пригодятся специалисты самых разных специальностей. Нельзя их «переподготавливать», напротив, надо постараться максимально использовать их знания и опыт по первой специальности (например, в библиографической работе или индексировании) [19, 21].
В стратегическом плане вся система повышения квалификации должна быть направлена на то, чтобы каждая личность раскрылась в практической библиотечной работе на все 100% своих возможностей. Хорошая библиотека работает так же, как большой симфонический оркестр, в котором каждый исполнитель является мастером, а если нужно — становится солистом. Сначала, конечно, предполагается обучение, затем — многолетняя совместная работа в коллективе, плечом к плечу. Без сильного руководителя ничего не получится. Лучшие наши библиотеки работают именно так. Когда в оркестре с самого начала все отрегулировано, даже смена дирижера проходит безболезненно[19, с. 22].
Для более эффективной работы каждый сотрудник библиотеки должен осознавать, в каком направлении он развивается, на какой ступеньке (на каком этапе) непрерывного образования находится сейчас, что было сделано, что предстоит сделать в следующем году. Он также должен сам думать о повышении своей квалификации. Тот, кто отвечает в библиотеке за это направление, занимается лишь организационными вопросами повышения квалификации и решает задачу полного понимания в коллективе самой концепции непрерывного образования.
В основном библиотеки используют несколько направлений, по которым идет повышение квалификации и переподготовка библиотечных кадров. К ним относятся:
Разнообразные формы обучения
библиотекарей составляют в совокупности
систему повышения квалификации
и переподготовки библиотекарей, к
которой предъявляется ряд
Среди них следует выделить, прежде всего, требование полного охвата учебой всех групп и категорий библиотекарей без исключения. Система должна быть построена таким образом, чтобы каждый библиотекарь через определенный временной интервал (3-5 лет) имел возможность повысить свою квалификацию на курсах, путем стажировки в другой библиотеке и т.п. Другое важное требование к системе повышения квалификации основывается на дифференцированном подходе к различным группам и категориям библиотекарей в зависимости от типа и вида библиотеки, занимаемой должности и функциональной специализации библиотекаря, его образования, производственного стажа и опыта библиотечной работы. Как правило, конкретные формы обучения библиотекарей рассчитаны на определенный тип или вид библиотек, на определенную функциональную специализацию библиотекарей.
Очень важным требованием к повышению квалификации является его систематичность и последовательность. Это требование означает, что повышение квалификации осуществляется не эпизодически, а постоянно и должно быть нацелено на расширение и углубление профессиональных знаний. Выполнение этого требования тесно связано с разработкой учебных планов, программ и долгосрочных планов повышения квалификации, с переходом от более простых к более сложным формам производственной учебы [23].
Таким образом, можно констатировать, что в существующей структуре представлены различные по сложности формы повышения квалификации и переподготовки кадров, которые между собой не взаимосвязаны и не дают возможности поэтапного повышения квалификации.
Организационные вопросы по повышению квалификации чрезвычайно важны, но зачастую в библиотеках им не придается должного значения. В основном в библиотеках нет определенного отдела, отвечающего за повышение квалификации сотрудников. Сложилось мнение, что этим должен заниматься методический отдел, однако и он не несет ответственности за обучение персонала. В большинстве библиотек за кадры, кадровую политику отвечает лично первое лицо – директор, заведующий. Если разобраться, то это значит, что по сути никто этим направлением работы не занимается, так как у первого руководителя – десятки функций и горы ответственности.
В любом руководстве по
менеджменту крупной
Повышение квалификации –
отдельное, весьма ответственное направление
деятельности библиотеки (вышестоящий
уровень: работа с кадрами), которым
должен заниматься библиотекарь-профессионал,
в должностной инструкции которого
сказано: он персонально отвечает за
организацию и проведение всего
комплекса соответствующей
Плановая работа по повышению
квалификации сотрудников ведется
рамках общебиблиотечного
Не всегда стоит создавать
отдельный план. При подготовке отдельных
мероприятий, затрагивающих интересы
и сферу деятельности нескольких
или многих подразделений, можно
разработать детальный план со сроками
и ответственными. Он должен быть продуман
до мелочей (полезно использовать методику
целевого системного планирования). Связанная
с повышением квалификации работа отражается
также в планах подразделений
и индивидуальных (личных) планах сотрудников,
если они разрабатываются
Основной документ, отвечающий
за обеспечение повышения
Квалификационные требования
должны указываться в характеристике
каждого рабочего места. Эти документы
разрабатываются на основе штатного
расписания, принятой в библиотеке
технологии и идеальной системы
распределения функциональных обязанностей
(по принципу «как должно быть»). Как
известно, не все и не всегда сразу
получается. Нет, к примеру, у имеющихся
сотрудников необходимой
Если в библиотеке есть коллективный договор, то вопросы повышения квалификации должны обязательно найти в нем отражение [22, с. 70].
Проведенный в последние годы анализ ситуации показал, что, несмотря на развитую систему библиотечного образования в стране, квалификация библиотечных кадров остается весьма низкой. Существующая практика повышения квалификации с выездом на курсы и семинары не обеспечивает реальной актуализации знаний. Наблюдается процесс старения наиболее квалифицированного, профессионально подготовленного слоя библиотечных коллективов. Во многих случаях на место уходящих профессионалов приходят сотрудники с библиотечным стажем и опытом работы, но без библиотечного образования. Многие выпускники с дипломом профессионального библиотекаря покидают библиотеки через год-другой работы. Они не испытывают удовлетворенности: часто им приходится работать и подчинении у непрофессионалов, постоянно слышать упреки, связанные с их слабой подготовкой к практической работе. Недовольство администраторов уровнем подготовки выпускников библиотечных факультетов стало носить хронический характер.
Оценка новых сотрудников библиотеки часто проводится на глаз, при этом в первую очередь положительные эмоции вызывают работники открытые, умеющие общаться, быстрые и решительные, готовые взять на себя ответственность за тот или иной участок. Да и почему бы не взять эту ответственность, если молодому историку или филологу, только что закончившему учебное заведение, библиотека представляется учреждением гораздо более примитивным, чем школа или научно-исследовательский институт? Уже одно то, что здесь, оказывается, профессиональные знания не ценятся особо и никаких материальных благ не дают, говорит о многом. Прибавим к этому распространенное в обществе мнение о библиотеках и библиотечной работе... Попробуйте спросить писателя или ученого, публично заявляющего о важности и полезности библиотеки для общества, о том, что он знает о труде библиотекаря, и вы увидите, что дальше элементарных «разобраться», «найти», «принести», «обслужить» дело не пойдет. Мы сами виноваты в том, что наша сфера деятельности, ее приемы и методы, инструментарий и технология неизвестны обществу[21].
Для того, чтобы поднять уровень профессионализма в библиотечной работе, каждому библиотекарю надо стать профессионалом, овладеть специальными знаниями и навыками. Нужно изменить отношение к повышению квалификации, к самому процессу овладения профессионализмом, а также понять, что профессионализм — не почетное звание, раз и на всю жизнь утверждаемое, например, дипломом о библиотечном образовании. Учиться должны все и всегда, и эта учеба ни в коем случае не должна носить некий усреднение массовый характер.
Информация о работе Повышение квалификации библиотечных кадров: традиционные и инновационные аспекты