Повышение квалификации библиотечных кадров: традиционные и инновационные аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Изучение кадровой проблемы библиотек, ее значения и роли в развитии библиотек России представляет собой актуальную тему в ситуации современного преобразования российской действительности. Изменения общественных отношений, с одной стороны, и социально-экономических условий с другой, предъявляют к руководителям всех уровней ряд новых требований. Возникает необходимость не только умело управлять сотрудниками и влиять на эффективность их трудовых усилий, но и учитывать у субъектов управления специфических личностных потребностей, желаний, мотивов, создающих предпосылки успешной реализации ими трудовых умений и способностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...………...….3 Глава 1. Повышение квалификации библиотечных кадров в структуре непрерывного библиотечного образования………………………….......….8
1.1 Повышение квалификации: понятие, формы, основные направления.……………………………………………………………...….....8
1.2 Организация работы по повышению квалификации в библиотечно-информационной сфере………………………………………………….....…14
Глава 2. Реализация системы повышения квалификации и переподготовки кадров в библиотечно-информационной сфере …………………………….19
2.1 Традиционные и инновационные аспекты повышения квалификации библиотечных кадров ………………...……………….....….19
2.2 Система повышения квалификации и переподготовки кадровна примере АКУНБ им. В. Я. Шишкова……………………………....….…......29
Заключение………………………………………………………….......…….….39
Список литературы………………………………………....…….…….………..41
Приложение……………………………………………………...…….……...….44

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Все перечисленные формы  не заменяют основной формы повышения  квалификации - профессионального самообразования  библиотекарей. Руководители библиотек  и методисты призваны содействовать  профессиональному самообразованию, информируя библиотекарей о новой  литературе по библиотечному делу, обеспечивая рекомендательными  списками литературы по отдельным библиотечным проблемам, консультируя библиотекарей  по вопросам самообразовательного профессионального  чтения.

В ряде библиотек самообразование  библиотекарей организуется в форме  личных творческих планов, они предусматривают  как самостоятельную работу по определенным темам, так и определяют завершающие  формы этой работы (подготовку реферата, доклада для выступления на семинаре, научно-практической конференции и  т.п.). Но, разумеется, главным итогом должно стать освоение на практике знаний, полученных в результате самообразовательного чтения [9].

Но, к сожалению, не все руководители библиотек и методисты заботятся о профессиональном самообразовании своих библиотекарей, об организации его по индивидуальным творческим планам, не обеспечивают сотрудников литературой по вопросам библиотечного дела и смежным отраслям знания. Даже в тех библиотеках, где библиотекарям выделяется рабочее время для ознакомления с новой литературой, использование его часто не контролируется и расходуется зачастую неэффективно.

Не получают библиотекари в своем профессиональном самообразовании  и должной помощи от методических центров. Существующая система повышения  квалификации осуществляет, в основном, функции пассивной передачи информации, ее организаторами не ставится задача закрепления полученных знаний путем самостоятельной работы с литературой. Даже если эта литература и указывается, то слушатели ею не обеспечиваются, контроля над ее изучением не проводится [9].

Для эффективного обучения персонала работа по повышению квалификации библиотечных кадров должна носить системный характер и представлять собой целостное направление, в котором все формы и методы находятся в соотношениях, которые фиксируют заранее определенные свойства и результаты[5, с. 45].

Объединение всех форм повышения  квалификации с постоянным самообразованием окажет существенную помощь росту профессионализма каждого сотрудника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 1 Система повышения квалификации и переподготовки кадров на примере АКУНБ им. В. Я. Шишкова

Действующая в  нашем крае система непрерывного библиотечного  
образования, ее качественный уровень по праву закрепили за АКУНБ им.    В. Я. Шишкова  статус ведущего обучающего центра в регионе. Важным  
событием в деятельности АКУНБ по повышению квалификации  
библиотекарей края стала ее победа в 2002 г. в конкурсе  
"Профессиональное обучение сельских библиотекарей", проводимом  
Фондом Сороса. Проект научно-методического отдела "Учебный комплекс  
«Сельский библиотекарь»" не только вписался в концепцию методической  
работы АКУНБ, но и внес обновление в его ведущее направление -  
непрерывное образование библиотекарей края. Сельские библиотеки  
получили новую возможность повысить свою квалификацию, приобрести  
современные навыки работы и расширить круг профессионального  
общения. Обучение в рамках проекта сопровождается использованием новых технических средств. Стали внедряться новые образовательные технологии - тренинги, мастер-классы, летняя библиотечная школа, заочный факультатив. 

Наиболее эффективной  формой повышения квалификации, по мнению самих библиотекарей, являются зональные семинары. Тематика зональных  
семинаров охватывает различные направления работы библиотек:  
"Библиотека и семья", "Библиотека и краеведение", "Молодежь.  
Информация. Библиотека", "Работа библиотек по патриотическому  
воспитанию " и т.д. О целесообразности использования данной формы  
обучения свидетельствует высокий уровень представительства (в работе  
семинаров принимают участие главы и заместители глав районных и  
сельских администраций, председатели комитетов по культуре). Ежегодно в  
обучающих мероприятиях краевого, зонального уровня, которые  
организуются и проводятся специалистами краевой библиотеки, принимают  
участие более 30% от общего числа библиотекарей из муниципальных библиотек края.

Усложняющийся характер информационно- библиотечной деятельности ставит перед  библиотекой новые профессиональные задачи, создает ситуации, требующие  принятия инновационных решений, повышает уровень ответственности за своевременность  и результативность принимаемых  решений, и тем самым предъявляет  новые требования к качественному  составу библиотечного персонала. С другой стороны возникает потребность  обновления кадровой политики библиотеки, т.к. интенсивно развивается кадровый менеджмент современного учреждения: активно используются в работе кадровых служб информационные технологии, современные  методы в работе с персоналом[1].

В 2008 г. разработана концепция развития библиотеки до 2017 года, стратегия развития персонала библиотеки, проведено  изучение персонала с целью выявления  уровня профессиональной самооценки сотрудников  и определения их отношения к  своей работе[см. Приложение 1].

Одним из главных направлений методической деятельности АКУНБ является организация работы по совершенствованию системы повышения профессиональной квалификации сотрудников муниципальных библиотек Алтайского края.

В 2011 г. организованы и проведены 22 мероприятия, на которых прошли обучение 938 человек (45,8% от общего числа работниковмуниципальных библиотек Алтайского края).

Категории обучающихся специалистов дифференцировались по должностям и  функциональным обязанностям.

Для директоров библиотечных систем проведены краевой семинар «Управление общедоступной публичной библиотекой в современных условиях» икраевые курсы повышения квалификации (22 участников).

Для различных категорий  библиотечных работников организованы и проведены:

  • IX Летняя библиотечная школа по теме «Проектная деятельность библиотек»на базе АКУНБ им. В. Я. Шишкова(30 участников);
  • краевой семинар «Обеспечение сохранности библиотечных фондов» с участием ведущего специалиста ФЦКБФ РНБ на базе АКУНБ им. В. Я. Шишкова(70 участников);
  • зональные семинары: «Библиотека в помощь образованию» на базе ЦГБ г. Алейска, «Деятельность библиотек по противодействию злоупотреблению наркотиками» на базе ЦГБ МУК «БИС г. Рубцовска», «Роль библиотеки в правовом просвещении населения» на базе ЦГМБ г. Славгорода.Всего в зональных семинарах приняли участие 173 человека;
  • методический день «Новые подходы к организации библиотечного обслуживания» на базе ЦБС г. Барнаула (83 участника);
  • выездные курсы повышения квалификации на базе Кытмановского, Краснощековскогорайонов (45 участников).
  • городской семинар «Работа с книжными памятниками» на базе ЦБ г. Змеиногорска (10 участников).

 

Высоко были оценены участниками краевые курсы повышения квалификации библиографов муниципальных библиотек (24 участника)[17].

 

В 2011 г. для работников сельских библиотек Алтайского края было предоставлено  много возможностей повысить свою квалификацию: 37 библиотекарей сельских библиотек Алтайского края обучились на краевых курсах повышения квалификации; на высоком профессиональном уровне прошел семинар для сельских библиотекарей Первомайского района «Обеспечение сохранности библиотечных фондов» (20 участников); по заочной форме повышения квалификации для группы библиотекарей сельских библиотек (на базе которых созданы ПЦПИ) по теме «Деятельность публичных центров правовой информации» обучено 8 специалистов.

Уже традиционно при обучении библиотечных специалистов библиотека использует активные формы: тренинг «Создание модельных библиотек и ПЦПИ» (14 участников); мастер-класс по сайтостроительству (16 участников).

В 2011 г. сотрудниками АКУНБ  осуществлена 32 командировки, из них: общероссийских и региональных –12 (гг. Новосибирск (2), Нижний Тагил, Санкт-Петербург (3), Иркутск, Белгород, Москва (2), Звенигород, Тюмень); по Алтайскому краю – 20 (Кытмановский, Тальменский, Романовский, Поспелихинский, Угловский, Усть-Пристанский, Тогульский, Краснощековский, Первомайский, Тюменцевский (3), Петропавловский, Зональный, Михайловский, Красногорский районы, гг. Алейск, Змеиногорск (2), Рубцовск, Славгород, Барнаул). 

Командировки осуществлялись с  целью оказания методической помощи, изучения деятельности, административной проверки, фронтальной проверки, участия  в открытии модельных библиотек, участия в научно-практических конференциях и других мероприятиях.

Для укомплектования библиотеки молодыми специалистами налажена связь  с АлтГАКИ, есть положительные примеры  закрепления молодых специалистов, когда после прохождения практики они в дальнейшем остаются работать в библиотеке, а также практикуется работа студентов на полставки с  последующим переводом на полную ставку. В 2011 г. в библиотеку пришли работать 2 молодых специалиста [там же].

Мероприятия АКУНБ по повышению  квалификации делятся на 3 группы:

  • трехуровневая программа в рамках АКУНБ;
  • обучение в результате производственной необходимости;
  • участие в общероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, публичных мероприятиях.

 

В рамках трехуровневой программы  повышения квалификации в АКУНБ  проведено 12 занятий для сотрудников  библиотеки.

Для специалистов первого уровня (молодые  сотрудники с высшим, средним специальным  и непрофильным образованием – 18 человек) было проведено 2 занятия – «Трудовой  кодекс. Трудовое право. Коллективный договор», «Эффективная организация  управления современной библиотекой». Данная тема была раскрыта в рамках семинара «Менеджмент: современный  подход к управлению» (АлтГАКИ).

Дополнительно с целью повышения  профессионального уровня молодых  специалистов 2 сотрудника научно-методического  отдела (Нечаева М.А., Журавлева А.В.) прошли 5-дневную стажировку в других отделах библиотеки.

Специалисты второго уровня (резерв на замещение руководящих должностей, курс «Перспектива») приняли участие  в 3 занятиях по темам:  «Управление  персоналом», «Трудные коммуникации», семинар «Менеджмент: современный  подход к управлению» (АлтГАКИ).

Руководители структурных подразделений  – специалисты третьего уровня (курс «Библиотечный менеджмент.Основы управленческой и коммуникативной культуры») повысили свой профессиональный уровень на следующих  занятиях: «Управление персоналом»,«Трудные коммуникации», семинар «Менеджмент: современный подход к управлению» (АлтГАКИ).

Для всего коллектива специалисты  АКУНБ провели 10 занятий, в том  числе: «Обзор краеведческих журналов», «Обзор литературно-художественных журналов», день информации «На библиотечной орбите». Приглашенные преподаватели поделились знаниями по темам: «Конфликтология» (лекция, тренинг), «Методика публичного выступления» (лекция, тренинг), «Мотивация карьеры» (лекция, деловая игра), «Деловая этика» (лекция, тренинг), «Новые формы библиотечного обслуживания» (лекция), «Защита информации» (лекция)[там же].

В связи с производственной необходимостью 59 сотрудников АКУНБ приняли участие  в следующих мероприятиях:

  • практическом семинаре «Касперский. Защита на опережение. Защита персональных данных», «Корпоративный документообмен», учебный центр СофтЛАЙН, г. Барнаул (Ю.С. Новохацкая, Д.В. Колотилин);
  • практическом семинаре для государственных заказчиков Алтайского края на тему: «Новый порядок работы заказчиков на общероссийском официальном сайте. Методика подготовки технического задания. Порядок осуществления контроля за размещением заказов», организованный совместно с Партнерством профессионалов госзаказа (г. Москва) и специализированной организацией по проведению конкурсов и аукционов «Центр подрядных торгов в строительстве», г. Барнаул (Е.В. Дмитриева);
  • научно-практическом семинаре для специалистов государственных заказчиков «Организация электронных аукционов по государственным заказам. Основные аспекты размещения заказов на Общероссийском официальном сайте. Практика проведения аукционов на электронной площадке «РТС – тендер», г. Барнаул (Е.В. Дмитриева);
  • обучении работе на электронных торговых площадках «Сбербанк-АСТ», «RTS-tender» в текущем режиме, г. Барнаул (Е.В. Дмитриева);
  • обучение в Центре переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих ГОУВПО «Алтайский государственный университет». Курс «Актуальные вопросы государственного и муниципального управления в современной России (теоретические и практические аспекты управления), г. Барнаул (Е.В. Дмитриева);
  • практическом семинаре «Актуальные вопросы трудового законодательства и кадрового делопроизводства», г. Барнаул (Е.А. Васильева);

Целью повышения квалификации работников с опытом работы является обновление теоретических и практических знаний в связи с изменением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения  профессиональных задач. Для достижения данной цели специалисты библиотеки принимали участие в общероссийских, межрегиональных, региональных конференциях и семинарах, совещаниях, публичных  мероприятиях. В 2011 г. количество участий  сотрудников библиотеки в таких мероприятиях увеличилось незначительно (2011 г. – 25, 2010 г. – 24).

Сотрудники библиотеки приняли  участие в:

  • ежегодном совещании руководителей федеральных и центральных библиотек России «Библиотека и культурное многообразие», г. Санкт-Петербург (Л.В. Фарафонова);
  • работе XVI Ежегодной сессии Конференции РБА, г. Тюмень (М.Н. Потупчик, Е.В. Дмитриева);
  • Межрегиональной научно-практической конференции «Электронная Сибирь», г. Новосибирск (М.Н. Потупчик, тема выступления:«Краеведческие электронные коллекции в краевой библиотеке»);
  • 15-ой Международной Конференции и Выставке «LIBCOM-2011: Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек», г. Москва (Ю.С. Новохацкая);
  • 10-й Юбилейной научно-практической конференции «Участники и пользователи Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ» - «ЛИБНЕТ-2011», г. Звенигород (Н.В. Снитко);
  • межрегиональной научно-практической конференции «Информационные технологии и электронные ресурсы в библиотеках», г. Улан-Удэ (Л.В. Романенко, С.А. Самарина, стендовый доклад  «Практический опыт оцифровки краеведческих фондов АКУНБ);
  • научно-практической конференции «Краеведение и православие на Алтае», ЦГБ г. Барнаул (В.С. Олейник, А.М. Ковалева, О.Ф. Малышко);
  • IXрегиональном научно-практическом семинаре «Духовность и здоровье», г. Барнаул (Е.К. Векман);
  • в совещании по реализации проекта «Вся Сибирь» г. Новосибирск (М.Н. Потупчик);
  • зональном семинаре «Библиотека в помощь образованию», г. Алейск (Л.А. Медведева, С.А. Мозглякова, Л.В. Сабаева);
  • зональном семинаре «Деятельность муниципальных библиотек по противодействию злоупотреблению наркотиками», г. Рубцовск (Т.В. Смелова, О.Ю. Смирнова, Е.А. Исакова);
  • практическом семинаре «Электронные информационные ресурсы как средство оптимизации работы библиотек вуза», г. Барнаул (М.Н. Потупчик, Л.В. Романенко, Ю.С. Новохацкая, С.А. Самарина, Т.А. Дедова, Е.М. Терентьева, А.М. Ковалева, Н.А. Бордюкова) [1].

Информация о работе Повышение квалификации библиотечных кадров: традиционные и инновационные аспекты