Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:17, курсовая работа
Изучение кадровой проблемы библиотек, ее значения и роли в развитии библиотек России представляет собой актуальную тему в ситуации современного преобразования российской действительности. Изменения общественных отношений, с одной стороны, и социально-экономических условий с другой, предъявляют к руководителям всех уровней ряд новых требований. Возникает необходимость не только умело управлять сотрудниками и влиять на эффективность их трудовых усилий, но и учитывать у субъектов управления специфических личностных потребностей, желаний, мотивов, создающих предпосылки успешной реализации ими трудовых умений и способностей.
Введение…………………………………………………………...………...….3 Глава 1. Повышение квалификации библиотечных кадров в структуре непрерывного библиотечного образования………………………….......….8
1.1 Повышение квалификации: понятие, формы, основные направления.……………………………………………………………...….....8
1.2 Организация работы по повышению квалификации в библиотечно-информационной сфере………………………………………………….....…14
Глава 2. Реализация системы повышения квалификации и переподготовки кадров в библиотечно-информационной сфере …………………………….19
2.1 Традиционные и инновационные аспекты повышения квалификации библиотечных кадров ………………...……………….....….19
2.2 Система повышения квалификации и переподготовки кадровна примере АКУНБ им. В. Я. Шишкова……………………………....….…......29
Заключение………………………………………………………….......…….….39
Список литературы………………………………………....…….…….………..41
Приложение……………………………………………………...…….……...….44
Все перечисленные формы
не заменяют основной формы повышения
квалификации - профессионального
В ряде библиотек самообразование библиотекарей организуется в форме личных творческих планов, они предусматривают как самостоятельную работу по определенным темам, так и определяют завершающие формы этой работы (подготовку реферата, доклада для выступления на семинаре, научно-практической конференции и т.п.). Но, разумеется, главным итогом должно стать освоение на практике знаний, полученных в результате самообразовательного чтения [9].
Но, к сожалению, не все руководители библиотек и методисты заботятся о профессиональном самообразовании своих библиотекарей, об организации его по индивидуальным творческим планам, не обеспечивают сотрудников литературой по вопросам библиотечного дела и смежным отраслям знания. Даже в тех библиотеках, где библиотекарям выделяется рабочее время для ознакомления с новой литературой, использование его часто не контролируется и расходуется зачастую неэффективно.
Не получают библиотекари в своем профессиональном самообразовании и должной помощи от методических центров. Существующая система повышения квалификации осуществляет, в основном, функции пассивной передачи информации, ее организаторами не ставится задача закрепления полученных знаний путем самостоятельной работы с литературой. Даже если эта литература и указывается, то слушатели ею не обеспечиваются, контроля над ее изучением не проводится [9].
Для эффективного обучения персонала работа по повышению квалификации библиотечных кадров должна носить системный характер и представлять собой целостное направление, в котором все формы и методы находятся в соотношениях, которые фиксируют заранее определенные свойства и результаты[5, с. 45].
Объединение всех форм повышения квалификации с постоянным самообразованием окажет существенную помощь росту профессионализма каждого сотрудника.
2. 1 Система повышения квалификации и переподготовки кадров на примере АКУНБ им. В. Я. Шишкова
Действующая в
нашем крае система непрерывного
библиотечного
образования, ее качественный уровень
по праву закрепили за АКУНБ им.
В. Я. Шишкова статус ведущего обучающего
центра в регионе. Важным
событием в деятельности АКУНБ по повышению
квалификации
библиотекарей края стала ее победа в
2002 г. в конкурсе
"Профессиональное обучение сельских
библиотекарей", проводимом
Фондом Сороса. Проект научно-методического
отдела "Учебный комплекс
«Сельский библиотекарь»" не только
вписался в концепцию методической
работы АКУНБ, но и внес обновление в его
ведущее направление -
непрерывное образование библиотекарей
края. Сельские библиотеки
получили новую возможность повысить
свою квалификацию, приобрести
современные навыки работы и расширить
круг профессионального
общения. Обучение в рамках проекта сопровождается
использованием новых технических средств.
Стали внедряться новые образовательные
технологии - тренинги, мастер-классы, летняя
библиотечная школа, заочный факультатив.
Наиболее эффективной
формой повышения квалификации, по
мнению самих библиотекарей, являются
зональные семинары. Тематика зональных
семинаров охватывает различные направления
работы библиотек:
"Библиотека и семья", "Библиотека
и краеведение", "Молодежь.
Информация. Библиотека", "Работа
библиотек по патриотическому
воспитанию " и т.д. О целесообразности
использования данной формы
обучения свидетельствует высокий уровень
представительства (в работе
семинаров принимают участие главы и заместители
глав районных и
сельских администраций, председатели
комитетов по культуре). Ежегодно в
обучающих мероприятиях краевого, зонального
уровня, которые
организуются и проводятся специалистами
краевой библиотеки, принимают
участие более 30% от общего числа библиотекарей
из муниципальных библиотек края.
Усложняющийся характер информационно-
библиотечной деятельности ставит перед
библиотекой новые
В 2008 г. разработана концепция развития библиотеки до 2017 года, стратегия развития персонала библиотеки, проведено изучение персонала с целью выявления уровня профессиональной самооценки сотрудников и определения их отношения к своей работе[см. Приложение 1].
Одним из главных направлений методической деятельности АКУНБ является организация работы по совершенствованию системы повышения профессиональной квалификации сотрудников муниципальных библиотек Алтайского края.
В 2011 г. организованы и проведены 22 мероприятия, на которых прошли обучение 938 человек (45,8% от общего числа работниковмуниципальных библиотек Алтайского края).
Категории обучающихся специалистов дифференцировались по должностям и функциональным обязанностям.
Для директоров библиотечных систем проведены краевой семинар «Управление общедоступной публичной библиотекой в современных условиях» икраевые курсы повышения квалификации (22 участников).
Для различных категорий библиотечных работников организованы и проведены:
Высоко были оценены участниками краевые курсы повышения квалификации библиографов муниципальных библиотек (24 участника)[17].
В 2011 г. для работников сельских библиотек Алтайского края было предоставлено много возможностей повысить свою квалификацию: 37 библиотекарей сельских библиотек Алтайского края обучились на краевых курсах повышения квалификации; на высоком профессиональном уровне прошел семинар для сельских библиотекарей Первомайского района «Обеспечение сохранности библиотечных фондов» (20 участников); по заочной форме повышения квалификации для группы библиотекарей сельских библиотек (на базе которых созданы ПЦПИ) по теме «Деятельность публичных центров правовой информации» обучено 8 специалистов.
Уже традиционно при обучении библиотечных специалистов библиотека использует активные формы: тренинг «Создание модельных библиотек и ПЦПИ» (14 участников); мастер-класс по сайтостроительству (16 участников).
В 2011 г. сотрудниками АКУНБ осуществлена 32 командировки, из них: общероссийских и региональных –12 (гг. Новосибирск (2), Нижний Тагил, Санкт-Петербург (3), Иркутск, Белгород, Москва (2), Звенигород, Тюмень); по Алтайскому краю – 20 (Кытмановский, Тальменский, Романовский, Поспелихинский, Угловский, Усть-Пристанский, Тогульский, Краснощековский, Первомайский, Тюменцевский (3), Петропавловский, Зональный, Михайловский, Красногорский районы, гг. Алейск, Змеиногорск (2), Рубцовск, Славгород, Барнаул).
Командировки осуществлялись с целью оказания методической помощи, изучения деятельности, административной проверки, фронтальной проверки, участия в открытии модельных библиотек, участия в научно-практических конференциях и других мероприятиях.
Для укомплектования библиотеки
молодыми специалистами налажена связь
с АлтГАКИ, есть положительные примеры
закрепления молодых
Мероприятия АКУНБ по повышению квалификации делятся на 3 группы:
В рамках трехуровневой программы повышения квалификации в АКУНБ проведено 12 занятий для сотрудников библиотеки.
Для специалистов первого уровня (молодые сотрудники с высшим, средним специальным и непрофильным образованием – 18 человек) было проведено 2 занятия – «Трудовой кодекс. Трудовое право. Коллективный договор», «Эффективная организация управления современной библиотекой». Данная тема была раскрыта в рамках семинара «Менеджмент: современный подход к управлению» (АлтГАКИ).
Дополнительно с целью повышения профессионального уровня молодых специалистов 2 сотрудника научно-методического отдела (Нечаева М.А., Журавлева А.В.) прошли 5-дневную стажировку в других отделах библиотеки.
Специалисты второго уровня (резерв
на замещение руководящих
Руководители структурных
Для всего коллектива специалисты АКУНБ провели 10 занятий, в том числе: «Обзор краеведческих журналов», «Обзор литературно-художественных журналов», день информации «На библиотечной орбите». Приглашенные преподаватели поделились знаниями по темам: «Конфликтология» (лекция, тренинг), «Методика публичного выступления» (лекция, тренинг), «Мотивация карьеры» (лекция, деловая игра), «Деловая этика» (лекция, тренинг), «Новые формы библиотечного обслуживания» (лекция), «Защита информации» (лекция)[там же].
В связи с производственной необходимостью
59 сотрудников АКУНБ приняли
Целью
повышения квалификации работников
с опытом работы является обновление
теоретических и практических знаний
в связи с изменением требований
к уровню квалификации и необходимостью
освоения современных методов решения
профессиональных задач. Для достижения
данной цели специалисты библиотеки
принимали участие в
Сотрудники библиотеки приняли участие в:
Информация о работе Повышение квалификации библиотечных кадров: традиционные и инновационные аспекты